В этом году районной газете исполнится 90 лет

В этом году районной газете исполнится 90 лет

Да 90-годдзя выдання

Это наша с тобой биография

10 июня у районной газеты знаменательное событие — 90-летие со дня образования. Сказать, что все эти годы жизнь “Калгаснай праўды”, “Калгаснай працы”, “За Советскую Родину”, “Запаветаў Леніна” и, наконец, сегодняшнего “Асіповіцкага краю” была  безоблачной, значит покривить душой: районные средства массовой информации в любом регионе — зеркало местной истории, а нашей стране довелось выдержать не один трудный период…

Сейчас отдавший изданию треть века Виталий Кулаков — с апреля 1986 года работал заместителем главного редактора, а с декабря 2005 практически до конца 2019 года успешно возглавлял журналистский коллектив — трудится над книгой о родной газете. И, думается, отдельные — пусть и сырые пока еще — выдержки будут небезынтересными читателям.

Зарождение прессы

Сейчас уже трудно представить те времена, когда не было газет и радио, телевидения и интернета. Люди не только не знали о том, что происходит в мире, но и о событиях в своей стране узнавали спустя месяцы, а то и годы. Если надо было сообщить что-то важное, правительство рассылало по городам и весям гонцов с царскими указами и распоряжениями. Хотя доходили они не до всех, в большинстве случаев новости разносили странники, которых о том, что где произошло, просвещали такие же, как сами, странствующие люди.

Газета — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием не реже одного раза в месяц.

Изобрели ее древние римляне. Еще в середине II века до н.э. на улицах Вечного города раздавались крики разносчиков: “Acta populi diurna” (“Ежедневные деяния народа”). Юлий Цезарь начал публиковать “Деяния сената”, затем — “Ежедневные общественные деяния народа”. Римские газеты представляли собой глиняные дощечки, на которых записывали хронику событий. В Древнем Риме также существовала правительственная газета “Акта Диурна” (“События дня”), которую распространяли бесплатно.

Таковыми были первые в мире издания, а их предшественниками традиционно считаются новостные сообщения о произошедшем в городе. Переписывавшиеся от руки свитки под названием “Acta diurna populi romani” (“Ежедневные дела римского народа”) вывешивались на площадях и доставлялись политикам или просто знатным горожанам.

В Древнем Китае около 1300 лет назад правительство выпустило “Тчинь Пао” (“Новости столицы”), а первой в мире печатной газетой стал “Столичный вестник”, который начал выходить в Китае в VIII веке — там помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях.

Газеты печатали с досок, на которых вырезали иероглифы, их покрывали тушью и делали оттиски. Такая технология была крайне неудобной, т.к. доска от частого покрывания краской быстро приходила в негодность, но в газетах мало что менялось до 1450-х годов — пока Иоганн Гуттенберг в Германии не изобрел печатный пресс. Это позволило размножать текст и изображения, не прибегая к услугам переписчиков, ведь газеты, представлявшие собой всё те же переписанные от руки свитки с главными новостями, оставались весьма дорогим атрибутом жизни высокопоставленных чиновников или богатых торговцев.

Свой современный облик издания начали приобретать в XVI веке. Тогда и вошло в обиход само название “газета” — по наименованию самой мелкой итальянской монеты gazzetta (гасета) с изображенной на ней сорокой (gazza), которую платили за рукописный листок новостей в Венеции. Считается, что именно в этом городе были образованы первые бюро по сбору информации — прообразы информационных агентств — и возникла профессия “писателей новостей”.

К числу первых газет, во многом напоминающих нынешние, принято относить издававшу-юся с 30 мая 1631 года во Франции “La Gazette”. Тираж ее насчитывал около 1 200 экземпляров, а издателем стал получивший в 1630 г. патент на распространение новостей по территории страны дворянин Теофраст Ренодо. Политическое значение “La Gazette” было настолько велико, что некоторые сообщения в нее писали король Франции Людовик XIII и кардинал Ришелье. А еще она стала пионером платной рекламы.

А вы знаете, какое количество информации обрушивается ныне на обычного человека? Только в США, например, ежегодно издается полсотни тысяч новых наименований книг, по телевизору показывают 20 тыс. рекламных клипов, в стране печатается более 12 тыс. журналов и 2 тыс. газет, около 10 тысяч радио- и свыше 1 200 телестанций посылают свои сигналы в эфир. И это не говоря уже о компьютерных информационных сетях, всемирной “паутине”… А ведь все средства и каналы распространения информации, представляющие собой коммуникативные системы, непрерывно развиваются, стремятся привлечь к себе внимание аудитории!

В общем, жизнь без СМИ сегодня просто нереальна, в повседневности человек постоянно сталкивается с непрерывно растущим потоком новостей, обращений и призывов, еже-дневно попадает под влияние или оказывается мишенью уймы разнообразных сообщений.

Все ли они нужны обычному рядовому гражданину? Разумеется, нет, и многие просто отгораживаются от непрерывных потоков информации, в которой они мало или вовсе не заинтересованы. Только внимание человека всё равно остается объектом бешеной конкуренции. А поскольку конкурентов слишком много и человеку не всегда легко удается защититься от натиска “охотников”, он вынужден подходить к информации избирательно и даже оказывать сопротивление…

Появление печати в России

Когда Гуттенберг запустил свой печатный станок, первыми увидели свет религиозные и церковные книги, но очень быстро начали появляться рукописные торговые листки, а затем печатные бюллетени, содержавшие вначале коммерческую информацию или объявления. Так в Европе появились прообразы бюро новостей, которые поставили на поток распространение печатной продукции рекламного характера. Владельцами их стали хозяева типографий, предприимчивые почтмейстеры крупных конно-почтовых станций. В то время на перекрестках торговых путей можно было получить не всегда достоверные, но самые разнообразные сведения: об урожае и ценах на товары, о погоде и моде, безопасности на дорогах и ходе военных действий. Аккумулировалась информация там, где был источник новостей, где жизнь ключом била — в торговых портах, на рынках и почтовых станциях.

Россия тоже стремилась не отставать, а в чем-то даже и подражать западным соседям. Первая российская газета “Куранты” (второе название “Вестовые письма”) появилась в 1621 г. Но она была рукописной и “газетой наоборот”, поскольку не предназначалась для широкого читателя. Да и образованных людей в государстве было не так и много. Источником информации для “Курантов” служили доклады послов, торгового и прочего делового люда, а также специально направленных за границу “дозорных людей” — своего рода спецкоров, задачей которых было узнавать о военных и мирных событиях в Европе. Первые из них в истории российских СМИ — Кузьма Симонов, Василий Гусев, Петр Крузиорн и Гебдон.

2 января 1703 г. — день рождения государственного издания под названием “Ведомости” (“Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах”). И тот факт, что газета вышла в свет согласно указу Петра I, существенно отличал ее от зарубежных СМИ, которые возникали по частной инициативе и служили в основном торгово-коммерческим частным целям. Первым русским репортером принято считать Якова Синявина (в “Ведомостях” с 1719 года), а первым распространителем газеты стал 17-летний солдат Вася Татищев — будущий автор “Истории государства российского”, исследователь Урала, крупный ученый-энциклопедист.

И все-таки журналистика, как и все западное тогда в России, возникла не естественным путем как осознанная необходимость, а “сверху” — как элемент госполитики. И предназначалась новая отрасль поначалу лишь для пропаганды и разъяснения реформ государя. Государственные институты, созданные Петром, и только-только появившееся феодальное общество еще не нуждались в регулярном обмене информацией через газеты — им вполне хватало деловой переписки. Не было потребности и в научных журналах, которые уже существовали в Великобритании и Франции: образованность в России среди основной части населения была практически нулевой. Так что полноценные СМИ начали появляться в стране только в начале XVIII века. Поначалу малозаметные и маловлиятельные, они постепенно набрали силу и стали играть видную роль в жизни общества. Около полувека государство при посредничестве Академии Наук держало монополию на газеты, и лишь к концу 50-х годов появилось частное издание.

Время появления информационных агентств печати — первая половина XIX столетия. Основоположник — француз Гавас, открывший в 1835 г. Бюро по обеспечению газет информацией, которое действовало более сотни лет. К слову, как раз его сотрудник Юлиус Поль Рейтер создал в 1851 г. в Лондоне поныне существующее агентство “Рейтер”, а другой — Бернард Вольф — в 1849 г. основал в Берлине агентство печати под “Телеграфное бюро Вольфа”.

Русское телеграфное агент-ство (РТА) возникло в 1866 г. и получило разрешение иметь свои бюро в разных городах, издавать бюллетени телеграмм и продавать их.

Все российские агентства были частными предприятиями и принадлежали крупным издателям: Краевскому, Суворину, Нотовичу, Трубникову. Они снабжали полученной информацией почти всю прессу; необходимую, включая новости, обычно черпали из газет своих владельцев, и провинциальные издания были вынуждены повторять голоса столичных.

В 70-80-е годы в отрасль пришли люди, далекие от журналистики в частности и от литературы вообще: купцы, банкиры, дельцы, авантюристы. Газеты запестрили сплетнями и пересудами, многие печатали частные объявления, биржевые таблицы, коммерческую рекламу. Большинство материалов публиковалось без подписи, а целый ряд новостей начинался словами “по слухам”.

В конце XIX века в России имелись уже массовые, общественно-политические, информационные и специализированные издания, и большинство ежедневных газет старалось по возможности максимально достоверно информировать читателей о событиях внутренней и международной жизни.

В то время частные объявления, реклама и справки стали обычным делом и приносили значительные доходы. Большинство коммерческих изданий вело активную конкурентную борьбу за читателя, всячески стараясь привлечь его внимание: бесплатными приложениями, оказываемыми подписчикам услугами, премиями в виде книг. Печатная пресса — это Клондайк того времени, читатель — еще неискушенный, не-опытный и наивный — поглощал всё с необычайным интересом.

Российские издательства заимствовали приемы западных коллег. В частности, популярностью пользовались криминальные материалы и судебные очерки, особое место заняли фельетоны и короткие рассказы, появились сенсации и необычные репортажи — так называемые “материалы человеческого интереса”.

Содержание газетных полос постепенно политизировалось, однако постепенно менялись и стиль изложения материала, и верстка, и формат газет. Хотя по-прежнему на ряд острых тем налагалось табу. И в первую очередь — на рабочее движение. По словам редактора “Русского слова” Дорошевича, существовало около 13 тысяч циркуляров по этому поводу. Русско-японская война 1904-1905 гг. позволила цензуре ужесточить контроль над прессой, и лишь революция 1905 года вынудила правительство пойти на уступки.

Виталий КУЛАКОВ.

(Продолжение следует).

Последние новости

Актуальнае

Жыхарка Асіповіцкага раёна Наталля Малая з павагай ставіцца да матулінай спадчыны

19 апреля 2025
Читать новость
Культура

У Асіповіцкім раённым цэнтры народных рамёстваў праходзяць майстар-класы па падглазураваным роспісе керамікі

19 апреля 2025
Читать новость
Новости

Расписание пасхальных богослужений

18 апреля 2025
Читать новость
Новости

А ведь кто-то из них победит

18 апреля 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко рассчитывает на наращивание динамики межгосударственных отношений с Зимбабве

18 апреля 2025
Читать новость
Новости

В Осиповичском государственном колледже прошел необычный мастер-класс

18 апреля 2025
Читать новость