В эти дни в далеком 1943-м. Героями не рождаются

В истории нашего края хватает людей, которые могут служить достойным примером подрастающему поколению. Один из них — Федор Андреевич Крылович. Осиповичской центральной районной библиотекой к 95-летию со дня рождения героя издан биографический очерк “Боевой подвиг великого достоинства”, по его материалам — одноименный буктрейлер. Издание снабжено фотокопиями документов из Национального архива страны, Национальной библиотеки.
Родился Крылович 23 марта 1916 года в г. Минске в семье железнодорожника. Детские и юношеские годы прошли в Осиповичах. Окончил семилетку, работал электриком на железнодорожной электростанции. В Красную Армию был призван в 1937 году. Участвовал в боях у озера Хасан, на реке Халхин-Гол, в войне с Финляндией 1939-40 гг. Перед Великой Отечественной вернулся в Осиповичи. После нападения фашистов сержант запаса сразу пошел в военкомат, но под мобилизацию не попал: кадры железнодорожников бронировались.
Наши город и станция в годы немецко-фашистской оккупации стали важным опорным пунктом гитлеровцев. Здесь, на пересечении железнодорожных путей, располагались склады вооружения, останавливались на отдых армейские части, проходило множество немецких эшелонов.
На узле были сформированы группы сопротивления, одну из которых возглавил машинист паровозного депо Марк Шведов. В нее вошел и электромонтер Федор Крылович. Он создал 9 подпольных комсомольских организаций, подготовил 11 диверсантов и 5 распространителей литературы.
На станции Осиповичи начались диверсии. Федору доставили английские магнитные мины. В ночь с 29 на 30 июля 1943 года он заступил на дежурство. Смеркалось, когда сюда прибыл эшелон с топливом, следовавший в район Курской битвы. В это время дежурного электромонтера вызвали для устранения неисправности семафора в Северном вагонном парке. В сопровождении немецкого охранника Крылович направился туда вдоль эшелона с топливом. Улучив минуту, подпольщик приложил мину к бочке с бензином в голове эшелона, а вторую — в хвосте состава. Обе должны были взорваться в дороге.
Но случилось невероятное. Вместо того, чтобы отправить эшелон с бензином из Осиповичей, его начали перегонять в Северный парк, где находились составы с боеприпасами и военной техникой. Федор был уже дома, когда прозвучал первый взрыв. В ночное небо полетели охваченные пламенем бочки с бензином. Но это была только прелюдия ужасной для оккупантов катастрофы: сработала вторая мина, сдетонировали боеприпасы в соседних эшелонах…
Взрывы продолжались еще 10 часов. Данные партизанского рапорта свидетельствуют: “Уничтожено 25 вагонов с бензином, 8 цистерн с авиамаслом, 65 вагонов с боеприпасами, 5 танков “тигр”, 3 танка Л-10, 7 бронемашин, 12 вагонов с продовольствием, 5 паровозов, кран для подачи угля, угольный склад, повреждены станционные сооружения. В окрестностях сгорело 9 домов”. На танки “тигр”, кстати, Гитлер возлагал особые надежды в операции “Цитадель” и несколько раз откладывал начало наступления именно из-за неукомплектованности штурмовых частей этими боевыми машинами.
После этой знаменитой диверсии Федор Крылович ушел из города в 1-ю Бобруйскую партизанскую бригаду. Там возглавил диверсионную группу, и на ее счету было много успешных операций.
Диверсия, которую совершил на станции Осиповичи Ф.А.Крылович, — самая результативная операция партизан и подпольщиков в годы Великой Отечественной войны. За нее перед Москвой отчитались сразу 3 партизанских командира, получив высокие государственные награды. Ничего не получил только сам организатор и исполнитель диверсии: о нем забыли… Закончил свою боевую деятельность он с единственной наградой — медалью “Партизан Отечественной войны” II степени, которой награждали всех участников партизанского движения. Вспомнили о Крыловиче, наградив орденом Ленина, только в 1949 году, когда отмечали 30-летие образования Белорусской ССР…
После войны Федор работал на железной дороге. Умер 7 ноября 1959 года. В память об отважном патриоте одна из улиц города носит его имя, здесь же открыта мемориальная доска. В 1994 году на базе средней школы № 2 создан музей, в котором открыта экспозиция о подвиге Ф.А.Крыловича. В 2009 году ему установлен памятник на перроне железнодорожного вокзала.