Скрытые смыслы деревенской улицы

Скрытые смыслы деревенской улицы

Место, время и обстоятельства, при которых был сделан снимок, известны: их назвала владелица семейного альбома, из которого взята фотография. Это семейное торжество в деревне Ручей, июль 1979 года. Бесхитростная на первый взгляд фотозарисовка… Но, вглядевшись в неброские второстепенные детали, можно узнать много интересного. И не только о жизни отдельно взятой деревни Лапичского сельсовета.

Начнем с линии электропередач, видимой на заднем плане. Хорошо заметно, что опоры в ней деревянные и стоят неровно. Наклон столбов был одним из признаков износа таких ЛЭП. Вообще срок их службы составлял всего 25 лет, после чего опоры нужно было менять. Ставились столбы самым простым способом: в землю вкапывался железобетонный брус (он назывался “пасынок”), а к нему на определенной высоте стальной проволокой приматывалось длинное бревно из пропитанной креозотом сосны. Для монтажа опор хватало усилий нескольких крепких мужчин, работающих в режиме “тяни-толкай”.

На столбах заметны изоляторы: с одной стороны три, с противоположной — два. Последние использовались для линий проводного радиовещания. Его сеть полностью покрыла территорию БССР в 60-е годы, а в целом по СССР к началу 80-х радиофикация охватывала 97% населения и включала 100 миллионов абонентских громкоговорителей. Система радиофикации была громоздкой, но технически довольно простой и экономически выгодной: рентабельность, несмотря на копеечную цену для населения, достигала 30% в год.

Еще один интересный предмет второго плана — автомобиль ГАЗ-21. В свое время это была роскошная и стильная машина, но владельца именно этого экземпляра изящество кузова и отделка салона волновали мало. Криво висящий брызговик, мятый порог, деформированный многократными перегрузками багажник на крыше, забитый вещами задний диван — явные признаки нелегкого автомобильного бытия.

Судя по прямому бамперу без “клыков”, машина относится к третьей (самой массовой) производственной серии, которая выпускалась с 1962 по 1970 год. Таких машин собрали всего около 470 тысяч. Для сравнения: ВАЗ-2101 с 1974 года сходил с конвейера примерно такими же тиражами ежегодно. Впрочем, волна автомобилизации деревни Ручей еще не достигла: даже в середине 80-х здесь было “прописано” всего две легковушки.

Причина скопления празднично одетых людей вокруг “Волги” радостная: это гости, приглашенные на  крестины. На подобные религиозные пережитки государство в конце 70-х смотрело косо, но уже относительно спокойно. Как и на вид одежды, которого на снимке нет. Подсказка: никто из сельчан не носит джинсы!

Одежду из ткани деним (плотной хлопчатобумажной саржи синего цвета) в СССР узнали в конце 50-х, в 60-е ее начали продавать подпольные коммерсанты (фарцовщики). Джинсы однозначно воспринимались советским государством как символ “тлетворного влияния запада”. И не без основания! Тогда среди молодежи США и Западной Европы имело бешеную популярность бунтарское движение хиппи, приверженцы которого отращивали длинные волосы, употребляли наркотики, играли подозрительную музыку (тяжелый рок), не возражали против участия в сексуальной революции и, конечно, носили джинсы!

Торговля идеологически вредной одеждой в СССР почти два десятилетия была опасным занятием. Немало фарцовщиков отбыли тюремные сроки, а двух наиболее успешных оптовиков даже расстреляли. Рисковали и владельцы: их могли выгнать из института или уволить с работы.

К концу 70-х страсти по “синим штанам” подутихли, а они стали более доступными, в том числе благодаря официальным поставкам из социалистических стран и Индии. Хотя для большинства советских людей покупка этого предмета одежды была всё еще настолько нетривиальным событием, что даже появилась поговорка: “Мы можем не помнить свой первый поцелуй, но невозможно забыть свои первые джинсы”. И как забудешь, если за вожделенный дефицит приходилось платить 200 и более рублей — две месячные зарплаты инженера (цифра актуальна для конца 70-х годов).

Особое отношение было к джинсам “Монтана”. Изделия с этим лэйблом были хороши в носке, имели узнаваемую отделку швов (строчка в три “полоски”, молнии на задних карманах) и почему-то наиболее демократичную цену.

Но переходим к главной интриге старой фотографии. Зачем трое молодых парней везут в тачке юных представительниц прекрасного пола? На первый взгляд, нормальное летнее баловство. А на самом деле перед нами фрагмент подготовки к необычному обряду, популярному у восточнославянских народов еще с древности.

Проводился он в “Бабьи каши” или “Бабины”. Так назывался профессиональный праздник повитух — женщин, занимающихся родовспоможением. В этот день бабкам-повитухам, а ими становились самые уважаемые пожилые женщины, делали щедрые подарки. В свою очередь повитухи устраивали своеобразный корпоратив, куда приглашались только замужние женщины, чтобы как следует повеселиться. Ключевым моментом события было катание повитухи по деревне в корыте, которое устанавливалось на сани: “Бабины” отмечались   26 декабря. Ерническая по виду покатушка имела глубокий сакральный смысл, но от того обряд не становился менее веселым.

В 80-е годы институт повитух в нашем районе уже не существовал, а вот от яркой буффонады, связанной с “Бабьими кашами”, осиповчане не отказались. Хотя акценты сместили до неузнаваемости.

“Катание” превратилось в элемент крестин. Отец ребенка и кум возили женщину, которая первый раз купала ребенка после его рождения, причем не в санях, а в тачке, покрытой тулупом. В конце поездки пассажирку нужно было эффектно сбросить, а от той, в свою очередь, требовалось проявить хорошую реакцию и ловкость, чтобы удержаться на ногах.

Запечатленная на снимке тачка готовится к обрядовой поездке, а пока ею воспользовались девочки-подружки…

Обряд катания на тачке можно было увидеть еще в середине 2000-х, причем не только в деревнях, но и Осиповичах. А может он дожил и до наших дней, только автору об этом неизвестно…

Последние новости

Власть

Как отечественные комбайны выдерживают уборку в сложных погодных условиях? Ситуацию оценил Лукашенко

24 июля 2025
Читать новость
Власть

“Пресс должен быть”. Лукашенко про технологии, от которых не нужно “отпихиваться”

24 июля 2025
Читать новость
Общество

Расширен перечень товаров, подлежащих прослеживаемости

24 июля 2025
Читать новость
Общество

Просто умейте мечтать. Жители и гости Осиповичского района делятся своими секретами счастливого лета

24 июля 2025
Читать новость
Общество

У фокусе — дзве Кацярыны. Маладыя спецыялісты працуюць на станцыі Асіповічы толькі тры месяцы, але ўжо заслужылі павагу калег

24 июля 2025
Читать новость
Общество

Гороскоп на 24 июля для всех знаков зодиака

24 июля 2025
Читать новость

Рекомендуем