Со 140-летием тебя, родные Осиповичи!

Осиповичский
район граничит с Бобруйским, Глусским, Кличевским районами Могилевской области
и Березинским, Пуховичским, Стародорожским и Червенским Минской. Площадь — 1,95
тыс. км2, численность населения (на 01.01.2012 г.) — 50,4 тыс., в том числе
города — 31,7 тысячи.

Населенных
пунктов — 157, в том числе районный центр — город Осиповичи, два рабочих
поселка (Елизово и Татарка) и 154 сельских населенных пункта в 10 сельсоветах:
Вязьевский — 22, Лапичский — 26, Гродзянский — 11, Липенский — 14,
Дарагановский — 14, Протасевичский — 22, Дричинский — 10, Свислочский — 13,
Корытненский — 8, Ясенский — 14.

Сюжет
герба города основывается на историческом факте возникновения в 1872 году
железнодорожной станции на строившейся Либаво-Роменской железной дороге.
Название она получила от небольшой деревни Осиповичи, расположенной в           3 км. Все дальнейшее развитие города
связано с железнодорожным транспортом и возникновением предприятий и
учреждений, обслуживающих дорогу. Город развивался как крупный, важный в
стратегическом отношении железнодорожный узел, поэтому за основу герба было
взято символическое изображение паровоза.

Контур
изгиба герба традиционный. Основное поле щита зеленое. Зеленый цвет герба,
согласно общепринятой геральдической трактовке, является символом жизни,
обновления, достатка и благосостояния в европейской геральдике. В национальной
восточнославянской геральдике этот цвет также считается символом чести,
доверия. Связан он также с тем, что город размещен в центре лесного массива,
окружающего его, много парков, скверов, садов, зеленых насаждений. Флаг города
имеет светло-зеленый цвет, олицетворяющий собой символ жизни, обновления,
благосостояния, чести, доверия, надежды.

Датой основания города Осиповичи считается 17
ноября 1872 года. На небольшой станции было несколько построек — деревянный
вокзал, пакгауз, крытая и открытая платформы, 5 домов для обслуживающего
персонала.

Появление железной дороги оживило лесной край. В
1889 году возле станции был построен лесопильный завод, 5 лет  спустя появилось второе предприятие такого же
профиля, мельница и несколько жилых домов.

В окрестных лесах велась заготовка древесины, из
которой изготавливались мачты, корабельный дубовый брус, разные сорта клепки,
имевшие большой спрос на заграничных рынках. В 1890 году со станции было
отгружено около 300 пудов продукции деревообработки и других грузов. По
грузообороту она занимала третье место на Либаво-Роменской железной дороге
после Руденска и Березины.

И.Ф.Дараган на своей заросшей лесом земле разбил
план будущего города с кварталами, широкими прямыми улицами. Пристанционный
поселок Осиповичи стал называться рабочим.

В 1893 году при станции открылось почтовое
отделение, пользовавшееся телеграфом железной дороги. В середине 1896 года была
проведена узкоколейная железная дорога Осиповичи-Дараганово, и с началом ее
эксплуатации станция стала второй по грузообороту на Либаво-Роменской железной
дороге после Березины.

Управление дороги в 1900 году построило в
Осиповичах шпалопропиточный завод, что способствовало притоку рабочей силы. В
том же году, учитывая возросшее экономическое значение станции и увеличение
численности жителей, Осиповичи были преобразованы в городской поселок.

Благоприятные условия для развития производства
и торговли привлекали сюда ремесленников и купцов. В начале 1901 года в поселке
возник ряд мастерских и кузниц, к концу 1904 году здесь уже было 47
производств, 150 зданий, проживало 1.178 жителей.

В 1905 году железнодорожную ветку
Осиповичи-Дараганово продлили до местечка Старые Дороги, а к 1 ноября 1907 года
довели до станции Уречье. Это значительно увеличило грузооборот станции
Осиповичи, ставшей узловой, и поспособствовало дальнейшему росту поселка. В
1906 году открылась школа для детей железнодорожников, в следующем начала
работу церковно-приходская, которая разместилась в двух частных домах. В 1908
году в поселке была построена паровая мельница, в 1909 году начал действовать
смолокуренный завод.

Сообщение об Октябрьской революции пришло на
станцию   27 октября (7 ноября) 1917
года. В следующем обстановка на узле обострилась: в конце февраля германские
империалисты, нарушив перемирие, начали наступление. Осиповичи были заняты
немцами, оккупация длилась более 9 месяцев, и части Красной Армии освободили
поселок только 4 декабря.

В 1919 году положение снова осложнилось: 20
августа здесь появились войска буржуазно-помещичьей Польши. Захватчики
демонтировали и вывезли к себе оборудование шпало-пропиточного завода, на узле
были сожжены пакгауз, конторы паровозного депо и кондукторского резерва,
взорван железнодорожный мост через реку Синяя. Освобождение пришло 10 июля 1920
года.

После окончания гражданской войны Замошский
волостной комитет партии, исполком волостного Совета рабочих и крестьянских
депутатов и партячейки узла направили все усилия на восстановление железной
дороги и станции. За короткое время заработали механические мастерские и
паровозное депо. В водонапорной башне оборудовали небольшую электростанцию, и с
ее запуском около четверти домов поселка было электрифицировано. Открылось
почтовое отделение, была установлена телефонная связь с Бобруйском. В октябре
1921 года заработал телеграф. Осенью 1921 года возобновились занятия в
железнодорожной школе-семилетке, открылись 7-летняя школа и клуб
железнодорожников “Красный Октябрь”, при котором работали драмкружок,
духовой оркестр и библиотека-читальня.

1 января 1922 года центр Замошской волости
перенесли в Осиповичи, и волость стала именоваться Осиповичской.

1923 год стал переломным в технической
оснащенности железнодорожного узла, в организации его работы. Старые маломощные
паровозы были заменены новыми, четырехосными, что позволило увеличить вес
поездов. Улучшилась ремонтная база: в паровозном депо были установлены новые
станки, оборудованы мастерские дистанции пути.

К этому времени в поселке действовал ряд
лесозаготовительных организаций, несколько частных предприятий и кустарных
мастерских. Постепенно налаживалась торговля. В первой половине 1923 года в
Осиповичах работали 58 магазинов и лавок.

Одновременно с решением хозяйственных задач
большое внимание уделялось борьбе с неграмотностью, развитию
культпро-светработы. В 1923 году в Осиповичах действовали три школы, была
открыта библиотека. В клубе “Красный Октябрь” началась демонстрация
кинофильмов.

17 июня 1924 г. в Белорусской ССР изменилось
административно-территориальное деление. Был создан Осиповичский район с
центром в поселке Осиповичи.

В 1925 году в бывшей весовой шпалопропиточного
завода и в паровозном депо оборудовали электростанцию с дизельными двигателями.
Нововведения позволили обеспечить железнодорожный узел электроэнергией,
улучшить освещение учреждений, квартир рабочих и служащих.

В июле 1925 года, учитывая возросший уровень
экономики и численность населения, Осиповичи получили статус местечка.

К концу 1925 года здесь расширилась сеть
медучреждений, хотя она еще не полностью удовлетворяла нужды населения. В
местечке открылись больница на 15 коек, амбулатория, стоматологический кабинет,
в которых работали 2 врача, 3 фельдшера, 2 акушерки. Имел узел и свою
амбулаторию, где прием больных вели 2 врача и 3 фельдшера.

Все усилия руководства и жителей района были
направлены на преодоление хозяйственной отсталости, улучшение техоснащенности
узла и развитие промышленности. Большое внимание уделялось дальнейшему развитию
просвещения и культурно-массовой работе. Осиповичская семилетка была
преобразована в среднюю школу и переведена в более просторные и удобные дома, в
1927 году открылся детский сад. Клуб железнодорожников получил
переоборудованное здание бывшего шпалопропиточного завода со зрительным залом
на 300 мест. К организованным ранее кружкам добавились политический,
физкультурный, творческий, художественный, белорусский, радиолюбителей и
другие. В каждом занималось от 40 до 80 человек.

Первая радиоточка в конце 1925 года появилась у
начальника железнодорожной электростанции, в следующем в клубе установили
приемник и организовали трансляцию радиопередач. К концу 1927 года в местечке
работало уже 4 приемника с несколькими трансляционными точками.

В связи с ростом населения в Осиповичах
развернулось жилищное строительство. Было начато мощение проезжей части,
строительство бетонных и деревянных тротуаров.

За годы первой пятилетки значительно
расширилась станция Осиповичи. Этому способствовало проведение железной дороги
Рославль-Могилев-Осиповичи. Промышленность местечка пополнилась новыми
предприятиями: промкомбинатом, организовавшим производство стройматериалов,
леспромхозом.

Большие перемены произошли на узле во второй
пятилетке. Был построен вагоноремонтный пункт. В 1934 году на станции введено
механическое управление стрелками и реконструированы линии связи. Значительно
улучшилось ее водоснабжение, техническое состояние путевого хозяйства и
локомотивного депо, повысилась мощность паровозного парка.

Рост экономического и культурного значения
местечка и численности его населения обусловили преобразование Осипович в 1935
году в город районного подчинения.

В 1937 году здесь сдан в эксплуатацию Дом связи
с коммутаторами местной связи. В конце 1939 года была окончена укладка второй
колеи железной дороги на   участке от
Осипович до Березины, завершилось строительство шоссейной дороги
Осиповичи-Бобовня протяженностью   90 км.

С 1918 по 1941 год в городе было построено 961
здание общей полезной площадью 59 тыс. квадратных метров. Работало 12
предприятий, в т.ч. паровозное депо, вагоноремонтный пункт, машинно-тракторная
мастерская, леспромхоз, промкомбинат, артель “Красный химик”,
мастерские по ремонту телефонов, средств связи и средств управления железной
дороги, сапожная артель “Звезда” и портняжная “Прогресс”,
завод маслопрома, пищевая артель “Передовик”. На них было занято
около 2 тыс. человек.

Интенсивно проводились работы по
благоустройству: мощение проезжей части улиц, строительство тротуаров,
озеленение. Все это радовало горожан, которых к началу 1941 года насчитывалось
более 10 тысяч.

Краеведы называют несколько версий происхождения
названия Осиповичи. По одной из них небольшая деревушка, давшая название
станции, а впоследствии райцентру, возникла благодаря заезжему еврею Еселю,
арендовавшему корчму на левом берегу реки Синяя, где проходил торговый путь из
Минска в Глуск. Коммерческие люди, приезжавшие на глусские ярмарки и непременно
заходившие сюда, называли хозяина заведения на местный манер Осипом. Возможно,
от этого имени и произошло название.

Не исключен также вариант, что название
поселения придумали наследники коренного жителя, нареченного при крещении
именем Осип, которое происходит от разговорного варианта церковного имени
Иосиф. Основателями деревушки могли быть родственники с общей фамилией Осип,
Восип или Осипович.

В народном творчестве сохранилась древняя
легенда, повествующая об истоках названия города. В далекие времена жил в наших
краях богатырь Осип Лабутенок. Отец его служил лесником у могу-   щественного князя очень добросовестно, за
что нередко бывал жестоко бит любителями поохотиться в княжеских лесах. Осип от
собственных принципов не отступал и однажды увидел, как княжеский сотник с
дружинниками привязали старшего Лабутенка к дубу и собирались поджечь за то,
что лесничий пригрозил рассказать хозяину земель о недозволенных ловах в пуще,
где мог охотиться только сам князь и его гости. Возмущенный Осип, обладавший
недюжинной силой, расправился с дружинниками и отправился в княжеский замок,
рассчитывая на справедливость. Сбежавший от расправы сотник уже успел ввести
князя в заблуждение, но мудрый властитель внимательно выслушал Осипа и принял к
себе на службу, а сотника повелел казнить. Богатырь многие годы служил князю
верой и правдой, а потом попросился ближе к земле. Правитель позволил верному
воину жить в том месте, где был лесником его отец, а в благодарность за службу
наделил землей и лесом. Местность, где осел богатырь, по имени хозяина и
назвали Восиповичи, а затем Осиповичи.

Осиповчане были разбужены взрывами фугасных бомб
в ночь с 22 на 23 июня 1941 года: фашистские самолеты бомбили южную часть
города, железнодорожные и военные объекты.

Бюро Осиповичского РК КП(б)Б приняло решение о
создании районного штаба обороны города и района, эвакуации и борьбы с
вражескими десантниками. Руководителем его был утвержден председатель исполкома
районного Совета депутатов трудящихся Н.Ф.Королев.

Гитлеровцы заняли Осиповичи 30 июня и стали
устанавливать “новый порядок”. В здании отделения железной дороги
разместили военную комендатуру, в городском детском саду и яслях — полевую
полицию, в противотуберкулезном диспансере — службу безопасности и тюрьму.
Культурные учреждения и школы оккупанты превратили в казармы.

В первых числах июля из Усакинских лесов в район
вернулась группа партийных и советских работников, возглавляемая Н.Ф.Королевым,
встретила на левом берегу Березины штаб дивизии генерала Никитина и приступила
к созданию партизанского отряда. Вскоре к ним присоединились заведующий военным
отделом Осипович-ского РК КП(б)Б И.Б.Гнедь-ко, директор стеклозавода
“Неман” И.В.Крень, председатель Липеньского сельсовета Р.Ф.Рудько.
Первое время база партизанской группы размещалась в лесах под Дубровским
разъездом и Яновкой, потом была перенесена в урочище Россоха. К началу 1942
года в северной части района уже существовало 10 партизанских групп.

В июле 1941 года среди рабочих-железнодорожников
начало действовать партийно-комсомольское подполье. Основателем, а затем
руководителем первой подпольной партийно-комсомольской группы — 18 человек —
был машинист паровозного депо М.С. Шведов.

В конце марта сорок второго года на базе групп
Н.Ф.Королева, Д.Б.Шрейна и Г.В. Пыжова сформировался партизанский отряд № 210
имени И.В.Сталина. Его возглавил Н.Ф. Королев, начальником штаба был назначен
С.С.Сумченко, комиссаром — Р.X. Голант. Вначале отряд насчитывал 48 человек, но
вскоре вырос до 176 бойцов.

В сентябре того же года по заданию ЦК КП(б)Б в
распоряжение осипович-ских партизан прибыла конная группа А.К.Флегонтова,
которая оказала большую помощь отряду № 210 оружием, боеприпасами и
литературой, провела большую политико-воспитательную работу среди населения.

С ростом парторганизации отряда 22 сентября был
создан Осиповичский подпольный РК КП(б) Белоруссии, секретарем которого стал
Р.X.Голант, а для активизации борьбы молодежи осенью же и подпольный РК ЛКСМБ
(секретарь — Иван Гнедько).

По решению бюро РК КП(б)Б наладили выпуск
подпольной многотиражной газеты “За Советскую Родину”. Редактором был
коммунист П.В.Трацев-ский, а первый номер вышел 23 февраля 1943 года.

Командование отряда № 210 в январе сорок    третьего года организационно оформило и
взяло под свое руководство партизанские отряды № 211 имени К.К. Рокоссовского,
№ 212 (впоследствии имени С.С. Сумченко), 213-й “За Советскую
Беларусь”. Из них в феврале была образована   1-я Осиповичская партизанская бригада,
которую в июле на основании постановления подпольного РК КП(б)Б преобразовали в
Осиповичскую военно-оперативную группу (ВОГ). Командиром нового соединения
народных мстителей стал Н.Ф.Королев, комиссаром — А.В.Шиенок, начальником штаба
— А.В. Лукашонок. Параллельно на базе инициативных групп 1-й Осиповичской
бригады организовались отряды 214-й имени М.И.Калинина и 215-й, а в августе в
лесах на юге района — № 216 имени П.К.Пономаренко. Все они были подчинены
Осиповичской ВОГ.

Партизаны боевыми делами ответили на призыв
партии об усилении “рельсовой войны”. В результате операции,
проведенной с 3 по 4 августа 1943 года на железной дороге Минск-Бобруйск,
бойцами отряда № 210 перебито 456 рельсов, № 211 — 227, № 213 — 75, № 214 — 100
и отряда № 215 — 179 рельсов. Разрушена также станция Осиповичи-2,
вырезано          2 километра линии
связи.

Геройски сражался с немецко-фашистскими
за-хватчиками комсомолец-москвич Б.М.Дмитриев из отряда № 211. В январе 1943
года при отходе с мес-та стоянки он заминировал лагерь, и на минах подорвались
многие фашисты. В мае Борис Дмитриев и Афанасий Черепко, проявив исключительную
изобретательность и смелость, взорвали железнодорожный мост через реку Синюю и
пустили под откос эшелон с солдатами противника. Б.М.Дмитриев подготовил 14
партизан-подрывников.

23 февраля 1944 года на опорный пункт партизан
—деревню Каменичи — напал карательный отряд СС. Небольшая группа народных
мстителей под командованием политрука Григория Трубицина вступила в неравный
бой. Увидев, что политрук убит, Борис Дмитриев принял командование и, будучи
раненным, сражался до последнего патрона, а когда его пытались захватить,
гранатой подорвал себя и фашистов. 15 августа 1944 года Б.М.Дмитриеву посмертно
присвоено звание Героя Советского Союза, его именем в Осиповичах названы улица
и средняя школа          № 1.

Героический подвиг совершил Федор Крылович. Он
включился в работу партийно-комсомольского подполья с первого дня оккупации, до
июля 1943 года руководил комсомольско-молодежной группой. В ночь на 30 июля
заминировал состав с горючим. В результате взрывов сгорели 63 вагона со
снарядами, авиабомбами, танками “Тигр” и “Пантера”, 23
платформы с бензином, 8 цистерн с автомаслом, 15 вагонов продовольствия, 5
паровозов, угольный склад, станционные сооружения.

10 часов над городом бушевало пламя. Эта
диверсия по праву считается одной из крупнейших в годы Второй мировой войны.
Ф.А.Крылович за эту операцию был награжден орденом Ленина, его имя носит одна
из улиц.

За успешное руководство боевыми операциями
партизанского соединения Николаю Филипповичу Королеву 16 сентября 1943 года
было присвоено воинское звание генерал-майора, а за исключительные заслуги в
развитии партизанского движения в районе, умелое руководство партизанской
бригадой, личный героизм и отвагу в боевых операциях “рельсовой
войны” Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 января 1944 года он
удостоен звания Героя Советского Союза. Его именем в Осиповичах названа одна из
центральных улиц.

В ночь на 20 июня 1944 года партизаны начали
третий этап “рельсовой войны”. Железные дороги Осиповичи-Бобруйск,
Осиповичи-Могилев, Осиповичи-Слуцк были парализованы.

24 июня, в соответствии с планом
“Багратион”, началось мощное наступление войск 1-го Белорусского
фронта. Вечером 27 июня передовой отряд 69-й стрелковой дивизии под
командованием подполковника Г.Ф.Люлькова в составе батальона капитана
И.А.Цыбизова и роты автоматчиков капитана С.В.Рубашкина при поддержке
самоходной артиллерии прорвал оборону гитлеровцев на юго-восточной окраине, и в
город первым ворвался экипаж самоходного орудия сержанта Федора Диденко.

Овладению Осиповичами во многом способствовал
1-й гвардейский Донской танковый корпус генерал-майора М.Ф.Панова, который 27
июня обошел Бобруйск с северо-запада и перерезал пути отступления вражескому
гарнизону.

28 июня город был полностью очищен от
оккупантов. Население радостно встретило своих освободителей, а в 23 часа
Москва салютовала доблестным войскам     
1-го Белорусского фронта 20-ю артиллерийскими залпами из 224 орудий.

Но за город вновь разгорелись жестокие бои с
противником, вырвавшимся из бобруйского “котла”. Утром 29 июня
отступающие фашисты при поддерж-ке танков и артиллерии начали атаки. Солдаты и
офицеры частей 65-й армии, оборонявшие Осиповичи, стойко дрались на огневых
рубежах. Артиллеристы вели огонь прямой наводкой. В это время под обстрел
фашистов попал штаб 69-й стрелковой дивизии. Погиб начальник отдела майор
И.И.Гармашев. По ходатайству ветеранов дивизии в 1975 году его именем названа в
Осиповичах бывшая улица Колхозная.

На восточной окраине Осиповичей, между мостами
железной и шоссейной дорог через реку Синюю, в орудийном расчете батареи
гвардейского зенитно-артиллерийского полка сражался с фашистами телефонист
ефрейтор М.Р.Абросимов. На позицию зенитчиков бросилось до 300 гитлеровцев.
Бойцы отбили несколько атак, Абросимов поднял воинов в контратаку, и враг
отступил, оставив на поле боя 38 убитых, а более 70 солдат было взято в плен. В
этой схватке он геройски погиб. За отвагу, мужество и храбрость М.Р.Абросимову
посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем в городе названа
улица, а приказом Министра обороны СССР имя героя навечно занесено в списки
личного состава батареи зенитно-артиллерийского полка, в рядах которого он
сражался.

За овладение городом Осиповичи командир 69-й
Севской стрелковой дивизии генерал-майор И.И. Санковский и гвардии подполковник
Г.Ф.Люльков были награждены орденами Ленина. Многие солдаты и офицеры дивизии
удостоились боевых наград.

Еще за город шли бои, а начальник политотдела
69-й стрелковой дивизии полковник С.Я.Карпиков (погиб 11 октября 1944 года),
его замес-титель Герой Советского Союза Б.Т.Пищикевич, инструктор М.А.Дубоносов
помогали членам подпольного РК КП(б)Б восстанавливать местные органы  власти. Временно исполняющим обязанности
председателя исполкома горсовета был назначен коммунист, партизан-подпольщик
А.Ф.Чайковский.

Подпольный РК КП(б)Б, подведя итоги боевых
действий партизан и подпольщиков, рапортовал Родине, партии и Красной Армии:
“За время оккупации партизаны и подпольщики нашего района пустили под
откос 371 вражеский эшелон, разбили и повредили 339 паровозов, 2.190 вагонов,
463 платформы, 143 цистерны, уничтожили и вывели из строя 274 автомашины, 17
танков, 10 бронемашин, 119 паровозов и сожгли 2.235 тонн горючего. Патриоты
разгромили 13 гарнизонов и истребили 15.000 гитлеровцев, разрушили 17
километров железнодорожного пути, перебили 5.306 рельсов, взорвали 253 моста на
шоссейных и грунтовых дорогах, 21 железнодорожный мост, вырезали 68 километров
телефонно-телеграфной связи”.

Немецко-фашистские оккупанты хозяйничали в
Осиповичах 1.093 дня. Они уничтожили все промышленные предприятия, многие
общественные здания и большую часть жилых домов. Отступая, вывели из строя
станцию, железнодорожные парки, взорвали водонапорную башню, путепровод, мосты
через реку Синюю. Хозяйству города был причинен огромный материальный ущерб, но
ничем не измерить горе, которое принесли захватчики людям. Они расстреляли и
зверски замучили тысячи мирных жителей. Сотни молодых людей были вывезены на
каторжные работы в Германию, и многим из них уже не суждено было вернуться на
родную землю.

1 июля 1944 года в Осиповичи прибыли секретари
подпольного райкома Г.М.Войтенков, А.В.Шиенок и партизанские отряды во главе с
командиром Осиповичского соединения В.В.Глотовым. Началось восстановление
разрушенного оккупантами хозяйства города.

Самоотверженно трудились осиповчане на
восстановлении промышленных предприятий. Уже в июле заработал леспромхоз, и,
преодолевая трудности, связанные с нехваткой машин, оборудования и тягловой
силы, рабочие неуклонно наращивали объемы лесозаготовок. К концу года
возобновили работу маслозавод, артели промкооперации — смолокуренная
“Красный химик”, швейно-сапожные “Соцтруд” и “Прогресс”,
пищевая “Передовик”. Открылись магазины, восстанавливался жилой фонд.
Каждому домовладельцу на постройку дома выдавались денежная ссуда и 25
кубометров леса. В помощь индивидуальным застройщикам леспромхоз организовал
изготовление досок и штукатурной дранки. Тогда в городе построили 119 жилых
домов.

За первую послевоенную пятилетку полностью
восстановили промкомбинат, мастерские артелей промкооперации
“Соцтруд”, “Прогресс”, “Передовик”, смолокуренный
завод артели “Красный химик” (в 1952 г. его снесли и на этом месте построили
магазин райпотребсоюза и 12-квартирный дом). В 1947 году был создан
горпищекомбинат, который организовал производство повидла и  безалкогольных напитков. К 1951 году все
предприятия города достигли довоенного уровня по выпуску валовой продукции.

Интенсивно велось государственное и
индивидуальное жилищное строительство. К 1950 году восстановили и построили 845
зданий, в том числе индивидуальными застройщиками 758 домов площадью 25,9 тыс.
м2.

Развитие города тормозила слабая энергетическая
база, поэтому в 1949 году на реке Свислочь в 6 км от Осипович было начато
строительство гидроэлектро-станции мощностью 2.725 киловатт. В соответствии с
Директивами по пятому пятилетнему Плану развития народного хозяйства СССР,
принятыми в октябре 1952 года XIX съездом КПСС, предусматривалось окончание
строительства ГЭС, увеличение промышленного производства на 70%.

Запланированное было успешно выполнено.      Осенью 1953 года гидроэлектростанция дала
ток. В городе была построена подстанция, образован сетевой участок. Это
способствовало росту промышленного производства, развитию культуры и улучшению
бытовых условий населения. На промкомбинате ввели в эксплуатацию хорошо
оборудованный столярный цех, который начал выпуск школьных парт, мебели,
оконных рам, дверных полотен и других изделий. В 1953 году вступил в строй
хлебозавод, нормализовалось снабжение населения хлебом.

Велось строительство школ, детских дошкольных,
культурно-просветительных и медучреждений. В 1951 году был построен кинотеатр
“Родина” на 250 мест. Затем восстановили здание восьмилетней школы и
расширили городской детский сад, построили новые помещения для райбольницы,
число коек в которой увеличилось в 2 раза. Открылся противотуберкулезный диспансер.

Развивалась сеть общественного питания —
заработали привокзальный ресторан и столовая для железнодорожников.

В годы VI пятилетки на предприятиях города и
железнодорожном узле развернулось соревнование за повышение производительности
труда, лучшее использование имеющихся производственных мощ- ностей,
перевыполнение плановых заданий и улучшение качества выпускаемой продукции.
Возросло количество предприятий торговли и общественного питания. Открылись
большой благоустроенный хозмаг, столовая на колхозном рынке и промтоварный
магазин по ул. Интернациональной. В 1956 году закончили возведение нового
здания железнодорожного вокзала, что позволило улучшить обслуживание транзитных
и местных пассажиров. Открылась узловая больница. Начал работу городской Дом
пионеров.

В период с 1959 по 1965 год на узле была
оборудована полуавтоматическая блокировка со светофорами и громкоговорящая
радиосвязь, а через пути построили переходный мост. Это облегчило маневровую
работу, сократило время формирования грузовых поездов, и объем перевозок вырос
на 35%.

Промышленность города пополнилась в 1963 году
цехом технологической оснастки Минского автозавода, предназначенным для
изготовления узлов и нестандартного оборудования. Параллельно здесь шла
подготовка к производству товаров народного потребления, и вскоре был начат
выпуск металлических игрушек. В 1965 году на производстве освоено изготовление
кабин из стеклопластика, а цех переименовали в механосборочный (МСЦ-5). В том
же году на базе существовавшего хлебоприемного пункта началось возведение
крупного мельничного комбината.

С развитием строительных работ, увеличением
производства промышленной продукции и ростом населения возросли потребности в
автомобильных перевозках. В 1963 году была образована автобаза № 19,
организовано внутригородское автобусное сообщение.

Восстановленный город раздвинул свои границы,
деревня Осиповичи, давшая когда-то название станции, слилась с райцентром, роль
которого в экономике области значительно возросла. Число жителей превысило
довоенный уровень.

7 марта 1963 года Осиповичи были отнесены к
городам областного подчинения.

Гды VIII пятилетки положили начало новому этапу
развития — развернулось большое строительство. Росли картонно-рубероидный
завод, мелькомбинат, завод железобетонных конструкций, авторемонтные
мастерские, промышленная база СУ-89, автобаза. Вступили в строй столярный цех
промкомбината, консервный цех консервно-пищевого комбината. Горожане получили
12.343 квадратных метра жилой площади — 325 благоустроенных квартир, плюс
ежегодно с помощью государства возводилось 140-150 домов индивидуальными
застройщиками. Появились также здания гор-исполкома, отделения Госбанка,
противотуберкулезного диспансера, детских садов-яслей. Начала действовать АТС.

В годы IХ пятилетки в Осиповичах продолжалось
быстрое развитие промышленности. Весной 1974 года жители установили брат-ские
связи с городом Трявна, подписали договор о дружбе и сотрудничестве и стали городами-побратимами,
что способствовало еще большему укреплению дружеских отношений, установившихся
между трудящимися Могилевщины и Габровского округа Народной Республики
Болгарии.

Х пятилетка — период роста. В строй действующих
вступило новое предприятие — завод автомобильных агрегатов, включившее в свой
состав   МСЦ-5. Началось строительство
нового здания хлебозавода. После реконструкции вдвое возросла мощность
комбикормового цеха комбината хлебопродуктов. При этом улучшилось качество
продукции, в 2 раза увеличился выпуск ее в гранулах, что значительно сократило
потери при транспортировке. За внедрение передовой техники и рационализаторскую
работу слесарь-электрик В.Н.Борозна, токарь В.С. Довнар, мастер погрузки
В.М.Красниченко и начальник комбикормового цеха В.М.Жидович были награждены
бронзовыми медалями ВДНХ СССР.

Успешно справились осиповчане с выполнением
народнохозяйственного плана 1979 года. Полностью был сдан в эксплуатацию
комбинат молочных продуктов, завершена реконструкция хлебозавода.

В целом за годы пятилетки объем промышленной
продукции в Осиповичах увеличился на 53,9%, три четверти прироста было получено
за счет повышения производительности труда. Особенно значительных трудовых
успехов добился картонно-рубероидный завод. По итогам Всесоюзного
социалистического соревнования коллектив был награжден переходящим Красным
знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, а также Памятным
знаком ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ “За высокую
эффективность и качество работы в Х пятилетке” с занесением на Всесоюзную
доску почета на ВДНХ СССР.

Спокойные пятидесятые, задорные шестидесятые,
неоднозначные семидесятые… Путь, которым шла наша страна, а вместе с ней и
родной город, почти 40 лет казался прямым и единственно возможным. Но на
переломе 80-90-х вдруг оказалось иначе. Характерные черты того бурного времени
— пустые прилавки, длинные очереди в магазинах, карточная система распределения
товаров…

Несмотря на сложности, в городе шло интенсивное
жилищное строительство: в год сдавалось по 4-5 многоэтажных домов, 1-2 объекта
социальной инфраструктуры. Начал застраиваться “бам”, появились  ресторан “Пралеска”,
физкультурно-оздоровительный комплекс ОЗАА, три детских сада, гимназия, Дом
обрядов, новый корпус СШ-3, гарнизонный Дом офицеров, первый 9-этажный дом,
начато строительство бассейна. Осиповичи стали одним из первых городов области,
куда был проведен природный газ. Но главными строительными объектами
десятилетия были, конечно же, поликлиника и автомобильный путепровод. Сегодня,
проезжая по нему меньше чем за минуту, никто даже не задумывается, что именно
эта транспортная артерия сделала город единым целым, соединив южную и северную
части, разделенные железной дорогой.

Ныне промышленный комплекс района представлен
десятью предприятиями. Основа индустриального потенциала региона — СОАО
“Кровля”, удельный вес которого занимает 27% в общем объеме
промышленного производства, ОАО “Осиповичский молочный комбинат” —
около 20%, ОАО “Осиповичский завод автомобильных агрегатов” — 18%.

С 2007 года СЗАО “Осиповичский
вагоностроительный завод” реализует инвестиционный проект
“Организация производства и ремонта грузового железнодорожного транспорта,
а также производства танк-контейнеров”, включенный в Госпрограмму
импортозамещения. В декабре 2011 года окончены работы по первому пусковому
комплексу. После завершения реализации проекта на предприятии ежегодно
планируется выпускать до 2 тысяч танк-контейнеров, 2,5 тысячи грузовых вагонов,
а также ремонтировать около 2 тысяч вагонов.

ОАО “Осиповичский молочный комбинат”
реализует 2 инвестпроекта, направленных на модернизацию производства,
обеспечение более глубокой переработки сырья, освоение новых видов продукции.
Наиболее крупный из них связан с организацией производства твердого сыра
производительностью 10 тонн сыра в сутки, что позволит нашему крупнейшему
экспортеру значительно нарастить объемы экспортных поставок.

ИЧПУП “Парфюмерно-косметическая фабрика
“Сонца” с 2009 года реализует проект по строительству завода по
производству синтетических моющих средств и товаров бытовой химии с объемом
выпуска до 50 тысяч тонн в год сухих моющих средств и до 24 тысяч тонн — жидких.
В 2011 начато производство сухих синтетических моющих средств под товарным
знаком “Мара” и “April”, освоено производство жидкого мыла
и средства для мытья посуды “Мара”.

Малое предпринимательство района представляет
собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивая свой
вклад в обеспечение общего экономического роста региона. В этой сфере
задействовано более 3.000 человек — около 10% всего трудоспособного населения
Осиповщины.

Негосударственный сектор экономики — это 255
юридических лиц и 584 индивидуальных предпринимателей. В общем количестве
субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных у нас, в сфере
производства занято 13%, торговли и общепита — 70%, в других отраслях — 17%.
Всего за 2011 год малым бизнесом сформировано 17,7% поступлений в бюджет.

Доля промышленных предприятий в объеме экспорта
по району — более 90%. Основную его часть составляет продукция ОАО
“Осиповичский молочный комбинат”, СОАО “Кровля”, СЗАО
“Стеклозавод Елизово”. Изделия с маркой местных производителей
поставляются в 25 стран мира и в 58 российских регионов.

Открытое акционерное общество “Осиповичский
завод автомобильных агрегатов” — один из крупнейших в Беларуси
производитель изделий к авто- и сельхозтехнике, градообразующее предприятие
города, специализируется на выпуске деталей, узлов и комплектующих из
алюминиевого сплава, стеклопластика, литьевой пластмассы, пенополиуретана
(эластичного, полужесткого, интегрального), дициклопентадиеновых смол (под
торговой маркой TELENE).

Корпорация ТехноНИКОЛЬ, в состав которой входит
СОАО “Кровля”, является одним из крупнейших производителей и
поставщиков кровельных, гидроизоляционных и теплоизоляционных материалов.
Предприятие имеет большой опыт в производстве материалов гидро-, звуко- и
теплоизоляции и сегодня предлагает рынку новейшие материалы и технологии,
сочетающие в себе мировой опыт и разработки собственного Научного центра.

Осиповичский завод железобетонных конструкций —
филиал ОАО “Дорстроймонтажтрест”. Предприятие выдало на-гора первую
продукцию в марте 1974 года, специализируется на выпуске железобетона
промышленного и гражданского строительства. С 2004 года производит сухие
строительные смеси под торговой маркой TEKA-mix, за 7 лет отработано 27
составов. С октября 2009 года завод начал выпуск шпал железобетонных
предварительно напряженных с креплением СБ, в апреле 2010 года на этой же линии
освоен выпуск брусьев для стрелочных переводов железных дорог, мос-товые шпалы.
В июне 2011 года введена в строй автоматизированная линия по производству
элементов благоустройства (плитки тротуарной, бортов дорожных тротуарных, лотков).

ОАО “Осиповичский молочный комбинат”
имеет статус юридического лица, форма собственности — частная, доля
государст-ва — более 50%. Ассортимент выпускаемой продукции —более 100
наименований. Основная продукция — сухое обезжиренное молоко, масло из
коровьего мо-лока, сыры твердые, сыры чеддеризованные, сырки творожные
глазированные и другая цельномолочная и кисломолочная продукция.
Производственная мощность предприятия — 250 тонн молока в сутки.

Компания “Белга-Пром” — одна из
крупнейших производителей в стране шоколадных, кондитерских глазурей и изделий
из них, глазурей для мороженого и различных наполнителей. Ассортимент — более
40 наименований кондитерских изделий.

В рамках республиканской программы по развитию
малых городов в Осиповичах создано крупное производство пенобетонных блоков ООО
“Кубок”. Его работа позволяет помочь решить проблему производства
стройматериалов из пенобетона, которые экологичны, а по тепловым
характеристикам превосходят обычный кирпич в 3,5 раза.

РДУПП “Осиповичский хлебозавод”
выпускает более 150 наименований хлебобулочных изделий: хлеб, батоны, булки,
пирожные, торты, рожки, плюшки, сайки и т.д. Здесь освоено производство
заменителя цельного и обезжиренного молока для выпойки телят, муки
экструзионной из различных зерновых культур, сухой заварки “Колосок”,
используемой для выпечки ржаных хлебов по ускоренной технологии. Основное
достоинство нашей продукции — 100%-ная натуральность, экологическая чистота.
Три вида хлеба —”Лапичский”, “Несвижский” и
“Вайсковы” — имеют сертификат на право маркировки знаком высшего
качества пищевой продукции “Натуральный продукт”.

Закрытое акционерное общество
“Алтимед” — одно из самых современных и важных производств. Более 10
лет здесь производятся эндопротезы тазобедренного сустава, инструменты для их
установки и изделия остеосинтеза. Материалы, которые предприятие использует в
производстве, поставляются из Германии, Англии, Швейцарии и США. Диапазон
выпускаемых эндопротезов расширяется с учетом пожеланий врачей, требований
рынка и тенденций современной травматологии.

Железнодорожная станция Осиповичи — одна из
крупнейших узлов области, включает 10 предприятий численностью свыше 2 тысяч
человек. Ежегодно перевозится свыше 1 миллиона пассажиров, отправляется 500
тысяч вагонов.

Организацию перевозок пассажиров автотранспортом
осуществляет Осиповичский филиал Автопарк № 19 ОАО
“Могилевоблавтотранс”, обслуживающий 39 пригородных и 15 городских
маршрутов.

Строительный комплекс района включает 11
строительных и ремонтно-строительных организаций. Крупнейшие — ДРСУ-199,
ДЭУ-73, ДУКПП “Водоканал”, КСМУП “Промагрострой”, УКДПП
“Осиповичирем-строй”. В 2011 году за счет всех источников
финансирования введено в эксплуатацию 23,6 тыс. м2 жилья — 323 квартиры.
Произведена реконструкция райбольницы, гостиницы. Начато строительство
терапевтического корпуса на 100 коек. Ведется разработка проектов детальной
планировки двух районов усадебной жилой застройки северной и западной частей
города, активно застраивается район многоквартирной жилой застройки в границах
улиц Крыловича, Черняховского, Юбилейной. Всего за 2011-15 годы в районе
предусматривается ввести в эксплуатацию        
136 тыс. м2 жилья.

 

Последние новости

Общество

Из мечтателей – в спасатели!

13 марта 2025
Читать новость
Власть

“У России большие козыри”. Лукашенко о возможности мирных переговоров по Украине

13 марта 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко заявил о народной поддержке в Беларуси курса на сотрудничество с Россией

13 марта 2025
Читать новость
Актуальнае

ИВАНОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА: ПУТЬ К РАЗВИТИЮ И УСПЕХУ

13 марта 2025
Читать новость
Актуальнае

ВАЛЕНТИНА РУНОВИЧ: БИЗНЕС, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ УЮТ И ТВОРЧЕСТВО

13 марта 2025
Читать новость
Общество

Трудоустройство после тюрьмы: путь к новой жизни

13 марта 2025
Читать новость