ОСИПОВИЧСКАЯ "КРОВЛЯ": ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

В 2010 году была
введена в эксплуатацию первая очередь строительства участка холодных мастик и
праймеров и начато производство праймера битумного и праймера битумного
концентрата, предназначенного для обработки бетонного основания,
цементно-песчаных стяжек и других поверхностей перед укладкой наплавляемых
кровельных и гидроизоляционных материалов.

В прошлом году
разработаны рецептуры и начато промышленное производство следующих холодных
мастик: битумно-полимерная холодная МКТН — применяется для устройства мастичных
и ремонта всех видов кровель, устройства защитных слоев кровли, мастичной
гидроизоляции строительных конструкций, зданий и сооружений, кузовов
автомобилей; гидроизоляционная битумная холодная МГТН — применяется для
наружной и внутренней гидроизоляции бетонных, железобетонных, металлических,
деревянных и других строительных конструкций, а также для приклеивания паркета,
паркетной доски и листовых выравнивающих покрытий пола.

Сейчас СОАО
“Кровля” производит более 150 наименований продукции. В общем объеме
они занимают около 90 процентов внутреннего рынка.

Из досье
“НГ”. Николаю Анисимовичу Колтунову — 51 год. Закончил Белорусскую
сельхозакадемию в г. Горки, по специальности — инженер-механик: начал свою
трудовую деятельность в 1983 году главным инженером в хозяйстве Мстиславского
района. Затем работал главным инженером сельхозтехники, более девяти лет
руководил колхозом “Коммунист”.

Пять лет —
директор завода напитков в Горках. С 2001 года — директор СП ОАО
“Кровля”. Три года возглавлял совет директоров предприятия.

Человек команды,
аналитик, уважает профессионалов. Требователен в работе, смело принимает
решения. Ценит в людях трудолюбие, порядочность и доброту.

Любит природу,
тихий отдых в красивом лесу, у воды. Есть в характере и поведении Колтунова
одна особенная черта: за все 25 лет, что директорствует на разных должностях,
он ни разу не воспользовался служебной машиной, чтобы приехать утром на работу
или вернуться вечером домой. Ходит только пешком, в любую пору года. Поэтому
всегда в отличной физической форме, что помогает ему легче переносить большие
нагрузки руководителя крупного предприятия.

Динамика
развития

— Николай
Анисимович, по темпам роста объемов производства, качественным показателям СП
ОАО “Кровля” уверенно идет в числе лучших предприятий области и
республики. На какие рубежи вышли по итогам прошлого года?

— В целом надо
сказать, что за минувшую пятилетку успешно выполнены все прогнозные показатели
социально-экономического развития предприятия. Высокая динамика роста за 2011
год. Так, производство мягкой кровли составило 39 456 тысяч квадратных метров,
что больше уровня предыдущего года на 14,9 процента. В том числе рубероида
выпущено 14,07 процента, материалов рулонных кровельных и гидроизоляционных —
25 385 тысяч или 121,8 процента. Выросли и объемы продаж — соответственно на
12,1 и 15,1 процента.

Объем
производства всех видов продукции, работ и услуг в действующих ценах за год
увеличился более чем в 2,2 раза и составил 342 миллиарда 203 миллиона рублей.
Темп роста экспорта — 256 процентов, зарубежным потребителям поставлено
продукции на сумму свыше 13,5 миллионов долларов.

Определяющими
являются экономические показатели развития, эффективность, качество, снижение
себестоимости продукции. Мы достигли самого высокого показателя
производительности труда за всю историю развития нашего предприятия 2 миллиарда
37 миллионов на одного работающего. Для сравнения, в 2010-м было 900 миллионов
рублей на человека. Темп роста — 226,4 процента. Таких результатов добиваются
далеко не все ведущие предприятия страны.

Выручка от
реализации продукции (товаров, работ и услуг) достигла 385 миллиардов 380
миллионов рублей — 206,4 процента. Показатель себестоимости реализованной
продукции 304 миллиарда 531 миллион рублей, это 202,5 процента.

Получено 30,3
миллиарда рублей прибыли, что в 3,86 раза больше, чем в предыдущем году. Почти
удвоился и один из основных показателей эффективности — рентабельность
реализованной продукции составила 9,96 процента.

МИНИ-СПРАВКА:

Инвестиции в
основной капитал за 2011 год составили более 7 млн. долларов.

Налоги: их за
минувший год в консолидируемый бюджет завод заплатил более 30 млрд. рублей.

Уровень
качества: продукция предприятия сертифицирована, что подтверждает ее соответствие
основным требованиям качества и безопасности. Получена маркировка
“СЕ” — открыт путь на европейские рынки. В республике нет объекта,
где на строительстве или реконструкции не использовались бы качественные,
надежные кровельные материалы осиповичского завода.

Наш бесценный
капитал

— Говорят, что
устроиться на работу на ваше предприятие можно только на конкурентной основе.
Какие условия созданы для людей?

— Коллектив на
заводе стабильный, здесь работают грамотные, квалифицированные специалисты,
действует принцип взаимозаменяемости. Вот почему у нас такая высокая
производительность труда.

Конечно,
определяющим стимулом труда для каждого работника является его материальная
заинтересованность. Среднемесячная заработная плата по заводу за 2011 год
составила 2 миллиона 896,6 тысячи рублей, за первые два месяца текущего года около
3,8 миллиона. Стабильно выплачиваем и аванс, и зарплату. Мы сохранили, как в
советские времена, тринадцатую зарплату, каждый работник у нас застрахован от
несчастных случаев на 500 миллионов рублей.

Еще одно
преимущество — это накопительный пенсионный фонд, как принято в европейских
странах. Сегодня средний возраст работающих на заводе — 37-38 лет. Каждому, кто
отработал на предприятии более трех лет, за счет прибыли завода ежемесячно
зачисляется на счет по 140 тысяч рублей, причем сумма индексируется. Таким
образом, к выходу на пенсию у них будет порядка 10 тысяч долларов. Хорошая
поддержка, прибавка к пенсии, возможность на заслуженном отдыхе совершить давно
задуманное путешествие или приобрести необходимое для дома, дачи. Созданы
хорошие бытовые условия, оборудованы места отдыха. У каждого сотрудника есть не
один комплект фирменной одежды. Активно работают профсоюзная и молодежная
организации, объединяя людей для занятий по интересам.

Большие
перспективы

— Николай
Анисимович, а что на горизонте, какие перспективы развития?

— Планы на
будущее, не побоюсь сказать, — грандиозные. В ближайшие пять лет на базе СОАО
“Кровля” планируется реконструкция картоноделательного цеха и
строительство завода ХПС — по выпуску утеплителя. Эта продукция
импортозамещения, потребность в ней на рынке очень большая. Появится третья
линия кровельно-изоляционных материалов.

Объемы
производства в целом по предприятию увеличатся в два раза. Более половины всей
продукции планируем поставлять на экспорт.

И, конечно же,
непрерывный процесс совершенствования и обновления производства. Это жизненно
необходимо — чтобы продукция под торговой маркой “ТехноНИКОЛЬ” была
всегда конкурентоспособной на мировом рынке.

Завод-меценат

СОАО
“Кровля” активно поддерживает и участвует во многих социальных программах
своего района и города. Есть подшефный детсад и школа, которым завод помогает
финансами и строительными материалами. Постоянно поддерживают известную
баскетбольную команду “ОЗАА-Осиповичи” — в прошлом году, к примеру,
выделили спортсменам 300 млн. рублей. Намечена большая программа подготовки к
40-летию СОАО “Кровля” и 140-летнию города Осиповичи, так что все
будет на достойном уровне.

И — ВМЕСТО
ПОСЛЕСЛОВИЯ

Строительством
люди занимались всегда — без этой отрасли жизнь представить вообще трудно. И
осиповичский картонно-рубероидный завод все время существования как раз и
работал на нее, выпуская стройматериалы, в частности — мягкую кровлю. Поэтому и
профессиональный праздник у нынешнего коллектива СОАО “Кровля”
прежний — День строителя. В коллективе его традиционно отмечают тепло и
торжественно, никогда не забывая сказать и добрые слова сегодняшним труженикам
предприятия и ветеранам, и поощрить людей материально. И это — правильно:
человек всегда был, есть и должен оставаться нашим главным богатством.

Но праздники
никогда не сказывались на трудовых буднях, руководство предприятия постоянно
держит на контроле повышение технического и технологического уровня
производства, совершенствование инновационной и инвестиционной деятельности, —
ориентацию деятельности служб маркетинга на поиск новых рынков сбыта продукции
с целью поступления валюты, вопросы расширения экспортных поставок в
страны-партнеры и многое другое. И это опять же правильная, выверенная жизнью
политика, приносящая конечный успех.

С днем рождения
тебя, осиповичская “Кровля”!

Жизнь
продолжается, она прекрасна и удивительна,

и впереди у
коллектива еще не один юбилей.

А посему,
дорогие друзья, не прощаемся, а просто говорим:

“ДО
СВИДАНИЯ!
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ, ТОЧКА НЕ СТАВИТСЯ!”

ОСИПОВИЧСКАЯ "КРОВЛЯ": ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Например, благодаря применению современных
технологий удалось значительно снизить потребление топливно-энергетических
ресурсов. Выработка на одного работающего — 300 тысяч долларов США — достигла
таких пределов, о которых раньше приходилось только мечтать и чего и сейчас еще
не может добиться ни одно предприятие Беларуси. Произведена модернизация
окислительно-битумной установки. Появилась новая компрессорная, где вместо
работавших здесь раньше 12 человек сейчас все вообще доверено автоматике.
Приобретен суперсовременный экономичный термомасляный котел, обогревающий всю
систему подачи битума. Введен в эксплуатацию новый цех праймеров и мастик, и
скоро должны быть закончены работы на его второй очереди, что после ввода
позволит ежегодно выпускать уже 10-12 тысяч тонн такой востребованной
продукции. Много плюсов принесла также замена устаревших электропогрузчиков на
передовые японские дизель-кары. Впервые за 40 лет заасфальтированы все
производственные территории, в 2011 году свой облик поменяли все фасады, идет
замена кровли производственных зданий и т.д.

Кстати, немаловажная и такая “мелочь”.
Если раньше на заводе была пожарно-охранная служба, то сейчас в целях
безопасности сделаны видеокомплексы с выводом картинок разных мест на
центральную проходную, так что охранник постоянно владеет ситуацией,
отслеживает происходящее в цехах и на территории и, при необходимости,
оперативно принимает меры. Как, кстати, и заместитель директора службы безопасности,
которым в то время был назначен Григорий Михайлович Пышный. Такой должности
раньше не было, и именно на плечи этого горевшего на работе человека легла
основная нагрузка в плане и установки видеонаблюдения, и формирования данной
службы, и многое иное.

В общем, на СОАО “Кровля”
мини-революция уже свершилась, но главное, что здесь не собираются останавливаться
— в планах и реконструкция картоноделательного цеха, и строительство новой
котельной, и много еще чего по-настоящему серьезного.

Благодаря техперевооружению, заводчане и в
настоящее время продолжают осваивать новые виды продукции и улучшать ее
качество, наращивать производство и экспорт. Импульс этому дал ввод в
эксплуатацию второй технологической линии, которую собрали в 2007 году из
импортных и отечественных комплектующих узлов и деталей. Ее мощность аналогична
первой импортной линии, здесь налажен выпуск таких же современных мягких
кровельных материалов, и за последние два года производство пользующихся
спросом за рубежом перспективных продуктов возросло втрое. Включая освоенный
несколько лет назад новый продукт — праймер, т.е. грунт для обработки основания
перед укладкой кровельного ковра.

Сейчас СОАО “Кровля” включает в себя
два основных производственных цеха — кровельных и гидроизоляционных материалов
и рубероидный. В РЦ работают два рубероидных агрегата, общая мощность производственных
линий — 40 млн. “квадратов” рубероида в год. В ЦКиГМ действуют две
линии — итальянская “Polyglass” и “Осиповичи”, на них
выпускаются битумные и битумно-полимерные материалы, производительность по году
— 30 млн. квадратных метров.

Словом, здесь действительно современное
производство, бесперебойную работу которого обеспечивают многие. Ведь то, что
попадает на склад готовой продукции, — это уже конечный результат, итог, своего
рода финиш, которому в заводском мини-марафоне предшествовал труд инженеров,
технологов и экономистов, рабочих и мастеров всех специальностей сложного
производства. Да и не только осиповчан. Выпуск кровельных и гидроизоляционных
материалов — это сложение усилий многих тысяч тружеников и десятков коллективов
самых различных отраслей. Ведь для того, чтобы выпустить кровельную продукцию,
надо получить соответствующие компоненты с многих предприятий — поставщиков
сырья и комплектующих, включая зарубежных партнеров. На СОАО “Кровля”
вопросы закупки успешно решены путем установления долговременных взаимовыгодных
партнер-ских связей с их производителями. Среди них — ОАО “Нафтан”,
“Полоцкстекловолокно”, “Могилевхимволокно” и другие.

ИСТОРИЯ И ЛИЧНОСТЬ

26 марта 2010 года руководителем предприятия был
вновь избран Николай Колтунов, который сейчас на заводе уже 11-й год. Хотя три
из них, до возвращения, связаны с ним были косвенно — возглавлял совет
директоров СП ОАО “Кровля” компании “ТехноНИКОЛЬ”, и в тот
период во главе коллектива стоял Виталий Вячеславович Соколов.

По специальности Николай Анисимович
инженер-механик, за плечами — Белорусская сельскохозяйственная академия в
Горках, серьезные курсы руководителей. Однако на первом плане у него не
теоретическая механика и спецпредметы типа сопромата, а экономика. Почему?
Именно этого от производственника требует жизнь…

— Без денег все остальное уже просто не будет
иметь смысла. Хорошо ли, плохо ли работает завод, главное — средства на счете,
— убежден он. — Есть финансы — коллектив будет жить-развиваться, нет — на
кредитах долго не протянешь, не выживешь в итоге. Сегодня все надо тщательно
считать-анализировать — и мы именно в таком ключе учим действовать своих
специалистов. Потому что предприятие нормально функционирует до тех пор, пока
человек на работу идет с настроением и возвращается в семью с нормальной
зарплатой.

СЛОВА И ДЕЛА

Нужны подтверждения сказанному? Пожалуйста.
Своей техники у СОАО “Кровля” нет, но за счет четко продуманной
работы логистической службы доставка своей продукции составляет 45% общего
количества, и это приносит солидную экономию. У отдела продаж, которым руководит
Елена Кулик, лучший показатель сервиса среди заводов компании
“ТехноНИКОЛЬ” по исполнению заявок клиентов на отгрузку в течение
суток — 98%.

По-хозяйски распоряжаются и объектами
недвижимости. Все находящиеся на территории предприятия сдаются в аренду,
которые за ее пределами — продаются.

Для уменьшения плеча перевозок рядом с цехом
праймеров и мастик появилась рампа для осуществления погрузочно-разгрузочных
работ, еще одна для этих же целей — в складе рубероида.

Раньше завод потреблял более 12 млн. кубометров
газа, а уже который год подряд — едва не втрое меньше. За счет чего уменьшили
внутреннее потребление? Перевели обогрев битумной системы с пара на термическое
масло…

ОСИПОВИЧСКАЯ "КРОВЛЯ": ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Уменьшение штата работников СП ОАО
“Кровля” — известного в былые времена на всю страну как
картонно-рубероидный завод — началось в 2000 г. На тот момент на предприятии
было 1700 работников, в 2006 г. их среднесписочная численность составила 569, в
феврале нынешнего года на предприятии работало 416 человек. Как объясняет
директор, этот процесс закономерен — в результате автоматизации, модернизации и
рационализации труда сегодня не требуется так много рабочих рук, как раньше. К
примеру, еще совсем недавно в компрессорном цехе трудилось 12 человек. После
того, как в 2006 г. здесь установили новое компрессорное оборудование, нет
необходимости даже в одном работнике. В 2000 г. в бухгалтерии трудилось 48
человек, в прошлом году — 18, а в этом — 8. Больше, утверждает руководство,
здесь не требуется.

По словам Н.Колтунова, на протяжении последних
лет значительная структурная реорганизация предприятия проведена за счет отказа
от непрофильных производств, т.е. социальной сферы. Завод постепенно передал в
районную коммунальную собственность принадлежавшие ему детский сад,
оздоровительный пионерский лагерь, очистные сооружения.

Комментарий специалиста. Елена ВАНКЕВИЧ, доктор
экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента Витебского
государственного технологического университета: “Ситуация — не
аномальная”:

— Сложившаяся на СП ОАО “Кровля”
ситуация не является аномальной. Проблема избыточной численности работников
сегодня актуальна для многих белорусских предприятий. В больших городах решить
этот вопрос проще. Рынок труда малых городов содержит потенциал роста
социальной напряженности. Особенно это касается моногородов, тех, где
большинство трудоспособного населения занято на одном предприятии — в Беларуси
таких 62.

Проблема реструктуризации производств и
неизбежного в этом случае высвобождения персонала актуальна для всех стран с
рыночной экономикой, и деловой мир выработал механизм ее решения. Речь идет о
социально ответственном подходе к реструктурированию. Основным условием
преобразований должно быть согласование интересов трудового коллектива,
администрации, собственников организаций. Такое согласование возможно только
при наличии взаимодействия и взаимопомощи заинтересованных сторон.

Заинтересованными в данном случае являются
работники, администрация, профсоюз и кадровая служба, региональные органы
управления, региональная служба занятости, общественные и негосударственные
организации. Вместе они должны предотвратить рост безработицы, бедности и
социальной напряженности, которые могут возникнуть в результате
реструктуризации. При этом ни в коем случае не должна пострадать экономическая
эффективность деятельности градообразующей организации. Ведь ее основной
задачей является достижение прибыльной хозяйственной деятельности,
соответствующей запросам рынка. Поэтому шаги, предпринятые руководством СП ОАО
“Кровля”, можно только приветствовать — проведено техническое
перевооружение и реконструкция, найдена своя перспективная рыночная ниша, организовано
производство конкурентоспособного продукта. Если этого не будет, то и
работающие на данный момент на предприятии люди лишатся рабочих мест.

* * *

Словом, основной костяк удалось сохранить,
преданные предприятию люди в трудную минуту его не покинули, и в итоге
работники СП ОАО “Кровля” добились, что на заводскую улицу вновь
пришел праздник: предприятие сегодня не просто на плаву, а уверенно смотрит в
будущее, продолжает успешно развиваться.

КАЧЕСТВО ПО-ПРЕЖНЕМУ В ЦЕНЕ

Большое значение для выпуска конкурентоспособной
продукции имеет работа аккредитованной заводской лаборатории, оснащенной
необходимым оборудованием и приборами для осуществления контроля качественных
показателей производимой продукции, которая непрерывно осуществляет как входной
контроль качества сырья, так и проверку качества выпускаемых материалов и
изделий. Это позволяет не только значительно повысить контроль качества
выпускаемой продукции, но и продолжать совершенствование технологии
производства. Система менеджмента качества на заводе, введенная в ноябре 2004
года, соответствует требованиям СТБ ИСО 9001-2001, а основная цель политики
руководства в области качества — непрерывное совершенствование производства качественной
конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям и ожиданиям
заказчика, соответствующей международным и национальным стандартам,
законодательным и обязательным требованиям. Недаром ведь девиз коллектива —
“Качество сегодня — гарантия успеха завтра!”

В 1999 году завод приобрел и установил
итальянскую производственную линию Polyglass. На новой линии производятся
материалы с комбинированным армированием из стеклохолста и полиэстера, и
благодаря их сочетанию обеспечиваются высокая стабильность размеров,
механическая прочность и, что очень важно, материал устойчив к возгоранию. В 2001-2003
годах материалам кровляэласт и биполикрин присуждался национальный знак
потребительского качества в Беларуси — “Лучшая продукция года”, в
двух последующих — “Лучший строительный продукт года”. Высокое
качество выпускаемой продукции подтверждено сертификатами качества и победами в
различных многочисленных конкурсных программах и в последующем.

ОТ РУБЕРОИДА — К ПОЛИМЕРНО-БИТУМНЫМ
МАТЕРИАЛАМ

Жизнь предъявляет все большие эксплуатационные
требования к кровельным и гидроизоляционным материалам в строительстве, и
традиционный рубероид ныне удовлетворяет потребителей уже далеко не в полной
мере. Поэтому принимается решение внедрить технологии по производству
битумно-полимерных гидроизоляционных материалов на негниющих основах —
стеклоткань, полиэфирный холст и другие. И за время существования СП ОАО
“Кровля” это далеко не первое технологическое усовершенствование.
Например, раньше силами ИТР была разработана и внедрена схема автоматического
поддержания уровня битума в пропиточных и покровных ваннах; впервые в отрасли
использована вода для снятия избыточного тепла в окислительных установках; за
счет установки маточников новой конструкции интенсифицирован процесс окисления
битума и т.д.

С 2001 по 2006 год белорусский рынок
наплавляемых материалов вырос более чем в два раза — с 12 до 28 миллионов
квадратных метров. Этому способствовала как прогрессивность технологии
использования “новых” материалов, так и политика строительного
комплекса страны, направленная на замещения рубероида современными
высокотехнологичными материалами. Тем более, что сейчас классический рубероид
на картоне допущен к использованию только на временных сооружениях сроком
эксплуатации до 5 лет.

Не секрет, что производство битумно-полимерных
рулонных материалов должно базироваться на современной технологии. В понятие же
технологии входит не только высококлассное оборудование, но и принципы
организации производства, и профессионализм кадров, так что покупка новых
технологических линий не делает предприятие самым передовым автоматически. Но
многолетний опыт собственных технологических инноваций на заводе гарантирует,
как правило, бесконфликтное внедрение новых технологий в существующий
производственный процесс.

Сегодня СОАО “Кровля” — крупное предприятие
белорусской стройиндустрии, одно из ведущих производителей мягкой кровли в
странах СНГ, надежный экспортер высококачественной продукции в Россию,
Молдавию, Прибалтику и другие государства. Выпускают здесь современные рулонные
кровельные и гидроизоляционные материалы, битум кровельный, мастику
битумно-полимерную, бумагу упаковочную битумированную.

Более половины общего объема производимого
акционерным обществом — это наплавляемые кровельные и гидроизоляционные
материалы, но, как раньше, идет последовательная работа над расширением
ассортимента предлагаемых строителям товаров. Например, освоена технология выпуска
холодных мастик, которые используются для наружной и внутренней гидроизоляции
бетонных, железобетонных, металлических, деревянных и других строительных
конструкций. Новая продукция представляет собой полностью готовый к применению
материал, содержащий технологические добавки, минеральные наполнители и
растворитель. Изготовлена она из высококачественного битума и имеет отличные
химико-физические свойства, что позволяет надежно защищать обработанные
покрытия от воздействия воды, влаги, коррозии. В отличие от горячих, холодные
мастики не требуют разогрева, что существенно увеличивает производительность
проведения кровельных и гидроизоляционных работ. Эта продукция — достойный
конкурент аналогичной, которую выпускают другие производители, а ведь импортозамещение
— одна из первоочередных задач, стоящих перед многими отечественными
предприятиями.

ДАЛЬНОВИДНЫЙ ХОД:
“СДАТЬСЯ”, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ

Приобретенные в связи с этим плюсы — обновление
производственных фондов, увеличение объемов производства, расширение
ассортимента, внедрение новых технологий и т.д. — не случайны. Начав свою деятельность
в 1993 году, сейчас компания “ТехноНИКОЛЬ” в рекламе уже не
нуждается: 35 производственных площадок в России, Украине, Беларуси, Литве и
Чехии, собственная торговая сеть из 180 отделений и представительства в 35
странах, поставка более четверти производимой продукции на экспорт. В общем,
это — лидер среди европейских производителей кровельных и гидроизоляционных
материалов, клиентами компании являются свыше 300 независимых дилеров и более
50 тысяч организаций и физических лиц в России, странах СНГ, Балтии, Восточной
и Центральной Европы. Благодаря комбинации современного менеджмента,
эффективных инвестиций и созданию структуры для роста и развития,
“ТехноНИКОЛЬ” занимает ведущие позиции в сегменте изоляционных систем
на постсоветском строительном рынке, а развивая с учетом экологических и
энергоэффективных аспектов производство и сервис, внедряя инновационные
разработки, лучше других отвечает и реагирует на потребности рынка и общества.

Далеко не все знают, что именно с приходом в
Осиповичи компании “ТехноНИКОЛЬ” завод по-настоящему прибавил во
всем. И это не какие-то дифирамбы российской компании — объективная реальность.
Впрочем, судите сами.

ОСИПОВИЧСКАЯ "КРОВЛЯ": ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Решение новых задач в Беларуси осложнилось
аварией на Чернобыльской АЭС весной 1986 года. Из всех загрязненных территорий,
включая Украину и Россию, 70% пришлось на нашу страну. В зоне радиоактивного
заражения проживало 2 млн. 100 тыс. человек. Из оборота было выведено более 20%
сельскохозяйственных угодий. Общие расходы, связанные с переселением людей,
строительством домов, выплатой компенсации за оставленные жилища и
хозяйственные постройки, потерянной техникой и т.д., составили 16 национальных
годовых бюджетов Беларуси.

Тем не менее, с 1986 по 1990 годы народное
хозяйство страны работало достаточно динамично. Промышленность республики
увеличила выпуск продукции на 26%, а производительность труда выросла на 30,1%.
Имелись определенные успехи и в сельском хозяйстве. Однако это не являлось
свидетельством преодоления факторов экономического торможения. Механизм
хозяйствования оставался затратным, экономические преобразования не затронули
основ административной системы. Более того, во время перестройки были допущены
ошибки, которые способствовали деструктивным процессам. Из-за отсутствия
целостной и ясной программы реорганизация велась методом проб и ошибок. Имели
место просчеты в инвестиционной и экспортно-импортной политике, в борьбе с
нетрудовыми доходами. Был окончательно утрачен контроль над денежным
обращением, появились групповые интересы, воровство в крупных масштабах и
организованная преступность. Одновременно во многих регионах СССР обозначилась
политическая нестабильность, хотя Беларусь на этом фоне оставалась наиболее
спокойной.

На рубеже 80-90-х годов обострился экономический
кризис. Падал национальный доход, сокращалось производство продукции, появилась
безработица, ухудшилось социальное положение граждан. Выход из кризиса
тогдашнему руководству виделся в переходе к рыночным отношениям. В октябре 1990
г. Верховный Совет республики одобрил разработанную Совмином БССР программу
перехода к рыночной экономике. Она предусматривала создание рыночных
институтов, приватизацию, демонополизацию, изменение системы государственного
регулирования экономики.

Разрыв экономических связей после распада СССР,
неизбежный при переходе к рынку спад производства и инфляция, просчеты
предыдущего этапа перестройки привели народное хозяйство Беларуси к глубокому
экономическому кризису. С 1992 года началось обвальное падение производства. За
1990-95 годы валовой внутренний продукт сократился на 38%, производство
промышленной продукции — на 41%, производство продукции сельского хозяйства —
на 27%, объем капитальных вложений — на 60%. Экономическое положение страны в
условиях свободного ценообразования усложнила проблема поставок
топливно-энергетических ресурсов, металла, 
сырья из России, Украины, республик Средней Азии. Цены на них непрерывно
росли, вызывая многократное повышение цен на товары и услуги.

В первой половине 90-х годов резко снизился
жизненный уровень населения, кризисное положение переживал потребительский
рынок. Гражданам Беларуси выдавались так называемые визитные карточки
потребителя для приобретения промышленных товаров и талоны — для продуктов
питания. Тяжелой потерей для людей стало обесценивание денежных сбережений. В
1993 г. было зарегистрировано 54 тыс. безработных. Все больше белорусов оказывалось
за чертой бедности. Количество тех, чьи доходы составляли 60% и ниже
минимального потребительского бюджета, в 1995 г. составляло 63% населения
страны.

Учитывая сложившуюся ситуацию, в Беларуси в 1995
г. была принята рассчитанная до 2000 года Программа выхода из кризиса. Курс на
социально ориентированную рыночную экономику, осуществление эффективной
социальной политики стало основой внутриполитической деятельности руководства
республики. В 1996-97 годы удалось снизить инфляцию и темпы экономического
спада производства, оживить производство в отдельных отраслях промышленности,
сдержать падение жизненного уровня населения, снизить уровень безработицы.

Однако валютный кризис в марте и августовский
финансовый 1998 года в России отрицательно сказались на экономике Беларуси. В
целях преодоления кризиса были проведены унификация валютного курса в отношении
белорусского рубля и частичная либерализация цен, усилена бюджетная дисциплина,
в значительной мере осуществлен перевод расчетов на денежную основу, сокращен
бартер. В результате инфляция снизилась с 251% в 1999 году до 108% в
двухтысячном. Объем валового внутреннего продукта увеличился на 3,8%, в
следующем — более чем на 4%. Производство промышленной продукции возросло на
5,5% и составило 106% к уровню 1990 года. В 2001 году реальные денежные доходы
населения увеличились на четверть, а реальная зарплата — более чем на 30%.
Одновременно продолжал расти объем нереализованной продукции, оставался низким
уровень инвестиций, третья часть предприятий была убыточными.

ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ И БЫТЬ ВНЕ ЕГО — НОНСЕНС

Как в то неспокойное время выглядел осиповичский
картонно-рубероидный завод? Коллектив не на каком-то необитаемом острове, а
потому, естественно, все, что происходило вокруг, вплотную касалось и
сказывалось на его жизни. И судьба распорядилась именно так, что как раз на
распад Союза и рождение суверенных государств, включая родную Беларусь, на
«разброд и шатания» того переломного времени пришлась первая половина
пройденного коллективом СП ОАО “Кровля” 40-летнего пути.

В отличие от большинства государств СНГ, в
Беларуси не был допущен развал строительной отрасли. Благодаря государству в
последние годы удалось усилить позиции строительного комплекса. Его доля в
составе валового внутреннего продукта (ВВП) выросла с 4,7% в 1996 году до 5,7%
в 2000-ом и 5,3% в 2001 году. Доля инвестиций в жилищное строительство в общем
объеме инвестиций увеличилась с 22,2% в 1990-м до 26,2% в 2001 году.

С 1990 по 1995 годы число строительных
организаций уменьшилось и составило 76,4% к уровню 1990 года. Затем, до 1999
года, их количество возросло и достигло 146,7% к уровню 1995-го и 112,1% — к
1990 году, а затем вновь снизилось и в 2001 году составило 92,9% к уровню 1999
года. Такое колебание в численности стройорганизаций объясняется их адаптацией
к рынку строительных предложений и упорядочением организационно-правовых
вопросов по созданию и функционированию субъектов хозяйствования, в том числе
строительных организаций.

Коснулось это и КРЗ: после реорганизации в 1998
году он стал совместным белорусско-британским предприятием “Кровля”
открытым акционерным обществом. Вопросов в связи с этим было предостаточно, и
разрешением их, реорганизацией в первую очередь занималась начальник
планово-экономического отдела Татьяна Васильевна Остарцева. Позже она была
избрана председателем правления и долгие годы возглавляла этот орган
самоуправления, который ныне преобразован в совет директоров. Оставила о себе
только приятные воспоминания эта энергичная женщина и как специалист: экономика
предприятия солидная, и для плановиков-экономистов хватало как повседневных
дел, так и перспективного прогнозирования.

Последовательно проводимый руководством курс на
внедрение новых технологий, автоматизацию и модернизацию производства как раз и
позволило СП ОАО “Кровля” остаться на плаву, сама жизнь доказала правоту
именно такой политики и опровергла попытки ее противников убедить всех в скором
крахе завода.

Да, преобразования-усовершенствования проходили
не всегда гладко, проблем, как и везде, хватало. И прежде всего не потому, что
коллектив стал плохо работать, — большое количество необходимого для
производства просто поставлялось извне по демпинговым ценам, что очень сильно
сказывалось на конкурентоспособности продукции осиповчан. Рынку на тот момент
требовался товар в определенной степени ниже качеством, но дешевле, вот и
получалось, что заводчане могли месяц работать, а потом два-три продавать свой
высококачественный товар. Тот же картоноделательный цех был энергозатратным,
здесь трудилось много людей, машины физически и технически устарели, так что
требовались серьезные капиталовложения. На СП ОАО “Кровля” свободные
деньги практически отсутствовали, кредиты брались для выплаты зарплаты, был
неполный рабочий день, многие брали за свой счет отпуска, за вынужденный
простой платили две трети тарифной ставки и т.д. В общем, имея такой
“букет” бед, приходилось делать все, чтобы только реально выжить.

Заводчане хорошо помнят тех, кто в нелегкое
время сделал для предприятия действительно много. Например, главного инженера
Мориса Яковлевича Пацкевича. Вот его оценка ситуации на заводе в начале
тысячелетия: “Наша сила и одновременно слабость — в узкой специализации,
но чтобы перепрофилировать производственный процесс, нужны финансовые влияния.
К примеру, только на реконструкцию картоноделательной машины по выпуску
упаковочного картона требуется более 2 миллионов долларов США, а своих денег
нет. За 2001 год мощности по выпуску рубероида на основе кровельного картона
были задействованы только на 41 процент…

Какой выход нашла администрация? Передали на
баланс райисполкома цех водоочистки, детский сад, на содержание которого
ежегодно шло порядка 200 тысяч долларов, футбольный клуб — это еще 320 тысяч,
законсервировали некоторые производства и т.д. Под особый контроль было взято
обеспечение материалами, сырьем и входящими на них ценами, уменьшение затрат на
содержание управленческого аппарата, себестоимость продукции. Тогда россий-ские
коллеги получали битум на 40 процентов дешевле, чем мы, в конце года цены
практически на все виды сырьевых материалов вообще возросли в разы, но
коллектив упорно шел к поставленной цели — увеличения выпуска за счет качества
продукции, ориентированной именно на экспорт.

В общем, вопросов было великое множество,
приходилось тяжело, но главное — коллектив выжил, общими усилиями трудности
были преодолены”.

Для полноты восприятия картины того
“спокойного” времени — отрывки из публикации “Реформы без
издержек” в “Экономической газете” от 23 марта 2007 года:

“В последние годы часто приходится слышать
от директоров, что численность работников на их предприятиях значительно превышает
требуемую и этот факт отрицательно влияет на эффективность производства. После
январского повышения цен на энергоресурсы размышления о реструктуризации и
сокращении излишней численности стали еще более актуальны. Однако, как
показывает практика, попытки подступиться к этому процессу становятся
источником серьезных социальных проблем, решить которые предприятия без участия
государства не смогут.

В середине февраля в редакцию пришло письмо, из
которого следовало, что в городе Осиповичи намечается социальный конфликт.
Накануне 102 работника СП ОАО “Кровля” получили письменные
предупреждения об изменении существенных условий труда — вынужденном переходе
на трехчасовой рабочий день. Тем, кого такой порядок вещей не устраивает,
предлагали уволиться с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного
среднего заработка. На заводе сообщили, что по состоянию на конец февраля более
10 человек, не дожидаясь дальнейших решений, сразу подали заявления об уходе.

“Кто это захочет работать при таких
условиях”, — посетовала в беседе с корреспондентом “ЭГ” одна из
работниц “Кровли”. С другой стороны, найти новое место в маленьком
городе не так-то легко. “Сложнее всего женщинам, — говорит наша
собеседница. — Раньше хотя бы сокращали с выплатой нескольких среднемесячных
зарплат, а сейчас не хочешь работать 3 часа — получи выходное пособие и до
свидания”.

“ЭГ” попыталась разобраться в том, что
происходит. Как и следовало ожидать, каждая из заинтересованных сторон была
по-своему права: предприятию нужна эффективность и прибыль, государству — налоги,
людям — работа.

“Кровля” идет в гору, утверждает
руководство предприятия

Как объяснил директор СП ОАО “Кровля”
Николай Колтунов, перевод работников на неполный рабочий день вызван
экономической причиной — уменьшением фонда оплаты труда. Он должен быть снижен
на 30% к уровню   прошлого года. “Мы
вынуждены пойти на этот шаг в связи с удорожанием энергоресурсов, — уточнил
Н.Колтунов. — С нового года стоимость газа для нашего предприятия увеличилась
почти в 2 раза и составляет 150 USD за тыс. кубометров, цена электроэнергии
возросла в 1,4 раза. Если не снизить производственные издержки, наша продукция
потеряет конкурентоспособность. Мы подняли цену на рубероид на картоне на 10%,
и он уже стал неконкурентоспособным в цене по отношению к российскому.
“Кровля” не может себе этого позволить.

Если в прошлом году мы продали на экспорт 2 млн.
кв. м рубероида на картоне, то в этом собираемся экспортировать порядка 7-8
млн. В наших планах продажа в дальнее зарубежье 18 млн. кв. м кровельных
материалов в 2007 году”.

Последние новости

Актуальнае

Жыхарка Асіповіцкага раёна Наталля Малая з павагай ставіцца да матулінай спадчыны

19 апреля 2025
Читать новость
Культура

У Асіповіцкім раённым цэнтры народных рамёстваў праходзяць майстар-класы па падглазураваным роспісе керамікі

19 апреля 2025
Читать новость
Новости

Расписание пасхальных богослужений

18 апреля 2025
Читать новость
Новости

А ведь кто-то из них победит

18 апреля 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко рассчитывает на наращивание динамики межгосударственных отношений с Зимбабве

18 апреля 2025
Читать новость
Новости

В Осиповичском государственном колледже прошел необычный мастер-класс

18 апреля 2025
Читать новость