120 лет назад в Осиповичах создали первую пожарную дружину

Наш город относительно молодой, и практически вся история возникновения и развития района связана с железной дорогой. Любопытно, что даже пожарная служба у нас появилась тоже в некотором смысле благодаря стальной магистрали. Накануне Дня пожарной службы Беларуси рассказываем, как это было.
Не было бы счастья…
Первое вольное пожарное общество образовалось здесь спустя около трех десятилетий после формирования поселения на Либаво-Роменской железной дороге. Это оказалось буквально требованием времени: в 1902 г. случился крупный пожар на одном из железнодорожных объектов — шпалопропиточном заводе. Огонь полностью уничтожил предприятие и прилегающие к нему дома, и повторения подобной ситуации нельзя было допустить. Требовались смельчаки, которые могли бы быстро мобилизоваться и защитить здания от огня.
В 1904 году собрали вольное пожарное общество, которое первоначально состояло из 35 человек.
Устав общества был утвержден в год его основания, а вот знаменем пожарные обзавелось только спустя несколько лет.

На лицевой стороне квадратного полотнища на красном фоне был изображен щит, над ним корона, окруженные лавровой и дубовой ветвями, и название общества. На обороте — каска желтого цвета с перекрещивающимися пожарными топорами и девиз пожарных того времени “Богу хвала. Царю слава. Ближнему защита”.
Огнеборцы начала ХХ века

В 1910 г. в Осиповичах была основана уже профессиональная пожарная служба, состоящая из двух команд: одна обслуживала тогда еще поселок и промышленные предприятия, вторая — непосредственно железнодорожную станцию и паровозное депо. Кроме того, примерно в это же время образуется и Лапичское вольное пожарное общество, расположенное на территории Игуменского уезда (сегодня Осиповичский район).
Поселковая пожарная команда состояла всего из пяти человек. Отличительной формы пожарные еще не имели и только во время службы надевали спецодежду. На вооружении у них были две подводы с бочками по 100 литров, две ручные помпы с рукавами, лестницы и багры. А следить за обстановкой и сообщать о бедствии позволяла пожарная наблюдательная каланча с колоколом и сигнальными шарами. К слову, находилась она в районе нынешнего ООО “Белга-Пром”.
У железнодорожников было уже десятеро огнеборцев. Они имели две конные подводы с бочками по 150 л с двумя ручными помпами на каждой, а также лестницы и багры. Эти пожарные носили железнодорожную, а во время дежурства специальную форму, примечательной деталью которой была большая медная каска.
К сожалению, часть истории развития пожарной службы на Осиповщине утеряна. Известно только то, что командиры и бойцы пожарной охраны Осиповичей, как и Могилёва, Гомеля, Мозыря и других городов, принимали активное участие в партизанском движении во время Великой Отечественной войны.
В 1949 г. Осиповичская городская пожарная команда (ГПК) входила в отдел пожарной охраны УМВД Бобруйской области, а с 1948 по 1950 гг. ее начальником был Григорий Губашин. На вооружении огнеборцев стояли автоцистерны ЗИС-5 и ГАЗ-АА, две мотопомпы, ручной пожарный насос. В 1949 г. несли службу три караула, а в штате числился 31 человек. Обучение наши бойцы проходили в Бобруйске, где пожарная служба появилась на полвека раньше. Однако в результате изменений штатной численности команда в июне 1951 г. уменьшилась до 26 человек. В разное время ГПК возглавляли Василий Баранов, Бересткевич (имя неизвестно), Николай Корень.
Особой страницей в истории пожарной службы Беларуси стало участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, когда пожарные жертвовали здоровьем и жизнью ради спасения людей. В ликвидации последствий аварии участвовал и будущий начальник Осиповичского РОЧС Юрий Крышалович.
В мае 1993 г. в Беларуси была проведена военизация службы и Осиповичская профессиональная пожарная часть № 32 реорганизовалась в ВПС — военизированную пожарную службу.
В разные периоды военизация осуществлялась под руководством начальников ВПС г. Осиповичи В. Тимошина и Николая Чайки.
В сентябре 1998 г. военизированная пожарная служба выделена из состава МВД и присоединена к МЧС, вследствие чего в 1999 году ВПС Осиповичей реорганизована в ПАСЧ — пожарную аварийно-спасательную часть.
Бойцы ХХI века

В нынешнем виде райотдел по чрезвычайным ситуациям был создан 31 мая 2001 года, а возглавил его подполковник внутренней службы Юрий Крышалович. В состав райотдела вошли пожарная аварийно-спасательная часть, а также пожарные аварийно-спасательные посты деревень Ясень, Вязовница, Радутичи, Жорновка и склад группы материального обеспечения и обслуживания.
Сегодня численный состав Осиповичского РОЧС — 80 человек. На вооружении спасателей гарнизона около полутора десятка спецавтомобилей, которые выезжают не только на тушение пожаров, но и различные иные ЧП. Возглавляет РОЧС подполковник внутренней службы Игорь Логвин, который 14 лет назад пришел на смену Николаю Загорцу.
Как отмечает Логвин, стаж которого в МЧС 25 лет, за последние десятилетия в пожарно-спасательной службе страны и района произошли кардинальные изменения по всем направлениям: от условий быта до оснащения, оборудования, спецавтомобилей и выполняемых задач. И само здание райотдела сменило облик.
— В первую очередь обращает на себя внимание техника, — рассказывает Игорь Михайлович. — Если раньше в одну машину вмещалось не более 2,5 тонн воды, а в начале прошлого века и того меньше, то теперь местные пожарные выезжают на современных мощных “десятитонниках”. То есть вместо четырех автомобилей — один! Разумеется, только это дает в разы больше шансов на своевременное оказание помощи. Кроме того, сегодня названия и область применения некоторых инструментов, которые бойцы используют регулярно, обывателю даже запомнить сложно. А ведь буквально пару десятилетий назад у пожарного в арсенале были, грубо говоря, лом, лопата и багор. Но постоянное совершенствование техники, оборудования и экипировки не прихоть — жизненно важная необходимость. Да, служба стала технологичнее, но никак не проще. Круглосуточно нужно быть готовыми ко всему.
Пожары разной степени тяжести, дорожно-транспортные происшествия, утечки опасных химических веществ вроде соляной кислоты, ртути, удаление гнезд жалоносных, поисковые работы, бытовые спасательные операции: застряла конечность в батарее, провалился в колодец, да даже кольцо с опухшего пальца в крайнем случае поможем снять — обычные задачи для нас. Не дает расслабиться и специфика района: наличие крупного железнодорожного узла, множество промышленных предприятий, трасса республиканского значения… Всё это приходится учитывать в работе, а также регулярно проводить совместные учения с заинтересованными организациями, чтобы в случае реальной опасности иметь четко отлаженный план действий.
Начальник, трое заместителей, секторы надзора и профилактики, пропаганды и взаимодействия с общественностью, функционирования государственной системы организации предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, группы делопроизводства и материально-технического обеспечения, пожарная аварийно-спасательная часть № 1 и четыре пожарных аварийно-спасательных поста, по три начальника дежурных смен и диспетчеров центра оперативного управления и 62 бойца… Это — единый коллектив райотдела по чрезвычайным ситуациям, где за каждой должностью — настоящий профессионал, ответственный инспектор и самоотверженный боец. Ведь в структуре МЧС лишних людей нет: все, кто задерживается в “пожарке” надолго, уже не могут жить по-другому. А земляки могут быть спокойны: вот уже 120 лет они под надежной защитой.