Продажа, покупка и местный колорит

Розничной торговлей в регионе занимается 252 юридических лица и более 360 индивидуальных предпринимателей. С 2017 года открыто 72 торговых объекта и сегодня их 550. В том числе 411 магазинов, павильонов, киосков, 8 торговых центров, 1 рынок.
Обеспеченность торговой площадью на 1 000 жителей составляет 751,3 м2 при нормативе 610 м2. Прямая связь с результатами работы торговых организаций здесь неочевидна, однако она есть: Осиповичский край занимает первое место среди районов области по объему розничного товарооборота на душу населения. Что же касается местной специфики, то ее можно обобщить до трех принципиально важных моментов.
Как покупают?
По распределению долей продовольственных и непродовольственных товаров в корзине среднестатистического покупателя можно судить об изменении его благосостояния и настроения. Принято считать, что чем меньше удельные затраты на еду, тем выше первое и оптимистичнее второе. Поэтому динамику трат на промтовары интересно соотнести с резонансными событиями последних лет. Пандемия, введение экономических санкций против нашей страны, начало спецоперации российской армии в Украине — кто мог подумать в уютном 2019 году, что нас ожидает именно такое ближайшее будущее…
К слову, генетически закрепленная реакция земляков — в неопределенной ситуации спешно закупать продукты питания — очередной раз создала головную боль на ровном месте. Покупатели, которые сделали избыточные запасы в феврале-марте, теперь думают, как от них избавиться до окончания срока годности. И, естественно, продуктов покупают меньше. Ну а для продавцов внезапно возникший пиковый и резко сменивший его отложенный спрос нарушил бизнес-расчеты со всеми вытекающими неприятностями. Планировалось, что за первое полугодие объем товарооборота будет на уровне 101,5% от аналогичного прошлогоднего показателя, а в реальности получилось всего 99,1%. Минус 2,4% по данной позиции это много — примерно 5,5 миллиона рублей. И не факт, что отставание будет наверстано до конца года.
Соотношение доли продовольственных и непродовольственных товаров в среднестатистических покупательских корзинах осиповчан
Как продают?
Если взять сферу торговли пищевой продукцией, то, безусловно, лидируют сетевые маркеты межрегионального калибра. Магазинам шаговой доступности и торговым точкам, предлагающим фирменную продукцию “от производителя”, место тоже есть, но для достижения успеха в организации продаж им нужны какие-то нетривиальные подходы.
Например, все крупные торговые сети заключили с Министерством антимонопольного регулирования и торговли соглашения об установлении скидок на социально значимые товары. А ЧТУП “Прусаков” пошел своим путем. На предприятии действует эксклюзивная дисконтная программа, которая соответствует общему тренду, но более четко ориентирована на потребности целевых групп покупателей, интересы которых защищает МАРТ.
Глусское райпо, чье появление в районе было воспринято неоднозначно, выводы из “критики снизу” сделало адекватные. Жалоб на качество хлеба, которым торгует потребкооперация, давно не поступает, ряд сельских магазинов (Осово, Дараганово, Ясень, Корытное, Вязовница, Свислочь № 1) изменились до неузнаваемости. Наладить выездную торговлю у райпо получилось на весьма приличном уровне. В районе работает четыре кооперативных автолавки, причем мобильный магазин Натальи Антошиной признан лучшим в области.
Успехи кооператоров в этом направлении торгового обслуживания сельского населения признаются не только покупателями. Одна из конкурирующих организаций планировала запустить собственную сеть автомагазинов, но подходящей ниши для себя не нашла…
Сейчас райпо внедряет компьютерную систему автоматизации учета товаров, которой пользуются все крупные торговые сети. Похоже, глусчане готовятся к решительным действиям по расширению своей “сферы влияния” на умы и кошельки осиповичских покупателей…
Что ждет впереди?
Главная из ожидаемых новаций — развитие интернет-торговли. В 2019 году в районе действовало 35 онлайн-магазинов, сегодня — 46. Рост количества очевидный, но поскольку показатели их деятельности в госстатотчетности района не учитываются, оценить динамику “виртуального” товарооборота сложно.
Здесь уместно вспомнить извечную проблему торговли промтоварами, которая в нашем районе окончательно всё еще не устранена. Она касается ассортимента товаров легкой промышленности и в первую очередь продукции отечественного производства. Позитивные сдвиги есть: “Белвест”, “Марко”, Маrk Formelle и некоторые другие компании свои изделия предлагают широко, в том числе благодаря фирменным магазинам. Но, например, белорусскую верхнюю одежду целенаправленно продвигает только ЧТПУП “ИЛАТАН-Комфорт”.
В адрес концерна “Беллегпром” поступало несколько предложений о создании новых фирменных магазинов от известных белорусских брендов, но интереса они не вызвали. Вероятно, для осторожности есть веские причины, ведь перспективы и риски в современной торговле приходится просчитывать крайне скрупулезно.