Экономия. Это слово сейчас на устах у всех. Особенно, когда дело касается расходования изрядно дорожающих воды, тепла и электроэнергии.
В ГУО “СОШ № 3 г. Осиповичи” к экономии энергоресурсов относятся серьезно и, без преувеличения, нестандартно.
Когда потребность в утеплении угловых кабинетов первого корпуса приобрела особую актуальность, увеличить температуру в классах было решено с помощью самых современных технологий энергосбережения. Инициатором этого начинания и координатором всей деятельности по энергосбережению является учитель химии Светлана Зайцева, благодаря которой школа в 2008 году стала участником международной программы SPARE (школьная программа использования ресурсов и энергии (“Эканомія з… паветра” — “АК” № 62 от 19.07.2011).
Используя инновационные методики энергосбережения, в школе еще летом повысили энергоэффективность кабинета директора и класса химии.
Несложная и недорогая переделка оконных рам (120 тыс. руб. на 1 окно) позволила повысить температуру в помещениях на 5оС — проверено на практике!
Кстати, эта школа первой в республике сделала энергооценку своего здания и разработала меры по оптимизации расходов электричества, тепла, воды.
Конечно, далеко не все “энергетические прорехи” можно устранить собственными силами. Чтобы сократить потребление тепла, необходимо утеплить длинные трубопроводы, идущие от котельной к учебным корпусам, а такая переделка стоит дорого. Но вот расход горячей воды удалось свести к минимуму практически без материальных затрат, не тратя ее бездумно. Немалой экономии электроэнергии удалось достичь, отключая освещение в коридорах во время уроков и в классах на переменах.
Однако главное достижение СОШ № 3 как участника международного проекта в области ресурсосбережения — создание системы обучения “энергетической грамотности”.
Учителем начальных классов Ольгой Плахотник разработана программа энергосбережения для учащихся младших классов, в продолжение которой Светлана Зайцева и Вера Борисик подготовили программу внеклассной работы по данной теме для учеников среднего звена. Были разработаны методички для учителей биологии, химии, русского языка, начальных классов. Учителями русского языка разработан словарный и обычный диктанты по данному направлению, а учителями физики — урок с методическими рекомендациями по его проведению.
Экономят энергию ребята не только в школе, но и дома, находя для этого порой довольно неожиданные ресурсы. В экспериментальной работе было задействовано около 100 юных рационализаторов, которые не только учатся просчитывать показания счетчиков по воде, свету, газу, но и утепляют окна, стены, двери, чердаки. Родителям креативные школьники советуют добираться на работу не на собственном авто, а в общественном транспорте, и отдыхать не в Турции, а на отечественных курортах. Интересно, что папы и мамы советам детей следуют охотно…
А к некоторым рекомендациям школьников, возможно, стоило бы прислушаться и тем, кто отвечает за энергопотребление в более крупных масштабах.
Ученица выпускного класса Анастасия Дергач представила на областной конкурс научных работ проект “Решение проблем топливно-энергетического комплекса малых регионов на примере Осиповичского района”, в которой доказала, что наш регион может обеспечить себя энергией с помощью различных источников.
Звучит фантастически, но… У нас есть собственная ГЭС, практически все котельные уже работают на местных видах топлива, так что используя биогаз, полученный из навоза животноводческих ферм, утепляя здания и экономно расходуя топливно-энергетические ресурсы, мы действительно можем достичь энергетической “независимости”!