Здание под красной черепицей в Верейцах видно издалека. Входя во двор, сразу обращаешь внимание на сложное переплетение труб и каких-то немыслимых железобетонных конструкций, проводов, к которым и подходить-то страшно: монотонное гудение предупреждает об опасности.
Тяговая подстанция “Верейцы” Могилевской дистанции электроснабжения Белорусской железной дороги скоро отметит 40-летний юбилей. В начале 70-х приехал сюда молодой специалист Анатолий Рыдкин. С его непосредственнымучастием проводился путь, ставились опоры, осуществлялся монтаж оборудования. Со временем он и возглавил коллектив, обслуживающий это сложное хозяйство. К слову, работает здесь всего 6 человек.
— Все собрано и не раз перебрано своими руками, а оттого стало родным и дорогим, — признается начальник подстанции. — Главная наша обязанность: надежное электроснабжение всего железнодорожного транспорта на участках Осиповичи-Пуховичи и Осиповичи-Татарка. И мы с возложенными обязанностями справляемся. На подстанцию поступает ток напряжением 110 киловольт, а затем с помощью трансформаторов преобразовывается в 27-киловольтный и направляется в контактную сеть.
Степень ответственности высока, необходим немалый запас знаний, а потому к персоналу предъявляются особые требования. Все специалисты имеют высшее образование, иногда и не одно, хорошую подготовку. Недавно два работника ушли на пенсию, штат пополнился новыми кадрами, один из которых, выпускник БелГУТ Андрей Русакович, сейчас служит в армии. Как опытный руководитель, Анатолий Григорьевич готовит себе смену: после демобилизации Андрея он планирует заняться его обучением с целью дальнейшей передачи подстанции в надежные руки. С уважением отзывается начальник и о молодых работниках Дмитрии Шкутко, Александре Белохвосте.
За 40 лет работы случались и внештатные ситуации, когда электричество подать своими силами на протяжении какого-то времени не получалось, при таких обстоятельствах “перезапитывались” из соседней, руденской, подстанции. Таким же образом и электрики из Верейцов не раз выручали руденских коллег. Помощь в работе, модернизации оборудования оказывают им специалисты из Могилевской дистанции электроснабжения и дорожной электротехнической лаборатории из Минска. При каких-то неисправностях в системе очаг локализуется, контактная сеть “запитывается” с двух сторон, вызываются специалисты района контактной сети. Главное, чтобы поезда двигались по графику. Случались отключения из-за обламывания старого изолятора, поэтому пришлось в срочном порядке заменить всю опорную изоляцию на 110-киловольтном распредустройстве. В прошлом году закончилась замена масляных выключателей на вакуумные, более совершенные и экономичные. С 1 февраля подразделения контактной сети и тяговой подстанции перешли на оперативное обеспечение центра управления перевозками, что позволяет лучше координировать пассажиро- и грузопотоки на линии Осиповичи-Минск.
…В кабинете дежурного на стенах множество схем, большое количество измерительной аппаратуры. Любой участок пути просматривается, видно, где в данный момент находятся движущиеся поезда, какое напряжение и сила тока на данном отрезке пути. Все находится под контролем.
У дежурных подстанции отработана схема аварийного вызова, ее знают назубок. Но пусть эти знания им никогда не пригодятся!