В локомотивном депо Осиповичи в одном из административных зданий постройки 1942 года расположена комната трудовой и боевой славы. Экспозиция занимает сравнительно небольшое помещение, но собранный материал достаточно интересен не только работникам предприятия, но и многим жителям города.
Своему появлению музей обязан нынешнему начальнику технического отдела Вячеславу Пацкевичу, который в начале 80-х годов был председателем профкома локомотивного депо. По его словам, создание музейных экспозиций на предприятиях считалось делом чести каждой партийной и профсоюзной организаций. Развернуть работу по сбору экспонатов, касающихся истории депо, не составило большого труда. Люди быстро откликнулись на просьбу поискать в домашних запасниках вещи, имеющие отношение к предприятию и представляющие музейную ценность. Кое-что нашли и на территории. Словом, начало было положено. В скором времени своими силами сделали ремонт одного из помещений, изготовили выставочные стенды и витрины, на которых и разместились первые экспонаты.
Дело Вячеслава Максимовича продолжил нынешний председатель профкома Петр Алферчик.
Сегодня в музее насчитывается свыше трехсот экспонатов. Весь материал представлен в следующих разделах: “История создания депо и города”, “Годы первой пятилетки”, “Они сражались за Родину”, “Наши будни”, “Трудовые династии”, “Реконструкция транспорта”. В числе выставочного материала — фотографии, документы, личные вещи бывших рабочих депо, а также орудия труда и различные приспособления, которые использовались в работе.
Нынешний хранитель музея инженер-технолог Алла Путрик трепетно сберегает содержимое сокровищницы локомотивного депо, ею сделана подробная опись экспонатов.
— Очень серьезно отнеслась к порученному делу, — говорит Алла Леонидовна. — Тщательно изучила каждый документ. Многие из них пожелтели от времени, некоторые — с оборванными краями. А есть и такие, которые отлично сохранились. Вчитывалась в каждую строчку, реально представляла то время. Например, среди экспонатов есть чрезвычайно интересный документ, датированный 7 ноября 1917 годом — свидетельство о выполнении воинской повинности для уволенных с действительной службы, выданное на имя Леонтия Фаддеевича Бойкачева. Много личных документов, принадлежащих мастеру-ремонтнику Владимиру Евдокимовичу Валько. Среди личных вещей — китель машиниста паровоза Антона Высоцкого. Не менее дороги и макет секции грузового тепловоза Т-3, выполненный из дерева рабочими депо, шахматный стол с фигурами, изготовленный и переданный в музей ветераном войны и труда, бывшим подпольщиком Александром Степановичем Кротом…
Аллу Леонидовну судьба этих ценных вещей — немых свидетелей истории — сильно волнует: хотелось бы сохранить народное достояние в целости и сохранности, чтобы потомки по ним изучали историю города, которая непосредственно связана с историей нашего железнодорожного узла. Может, есть смысл передать самое ценное в надежные руки тех, кто занимается этим профессионально? Думается, что сотрудникам районного историко-краеведческого музея были бы интересны многие вещи, перешедшие уже в разряд раритетных. Их сегодняшняя хранительница уверена, что они заняли бы достойное место не только в фондохранилищах, но и в экспозиционных залах.