Железнодорожные связисты: от морзянки до оптики

Железнодорожные связисты: от морзянки до оптики

 

Осиповичская дистанция сигнализации и связи была организована в ноябре 1928 года. Протяженность ШЧ-4 составляла 245 километров в границах Осиповичи-Козырево (теперь это Минск Южный), Осиповичи-Слуцк и Верейцы-Гродзянка-Завишин. В ведение ее был передан телефонно-телеграфный цех, находящийся в здании вокзала, а контора и техотдел располагались рядом (сегодня там находится райотдел Следственного комитета). Телеграф имел 7 аппаратов Морзе, телефонная станция — 2 коммутатора местной связи емкостью 100 номеров и вдвое объемней номерник дальних линий.

Постепенно народное хозяйство страны развивалось, стало перевозиться больше различных грузов, поэтому требовалось и интенсивное оснащение участков современными на то время устройствами. В частности, внедрялась механическая полуавтоматическая блокировка с выходными семафорами. Станции двухпутных участков Минск-Осиповичи-Березина, Старые Дороги и Уречье были оборудованы механической централизацией стрелок. ШЧ-4 были переданы участки Осиповичи-Могилев и Слуцк-Тимковичи.

В свое здание дистанция”заселилась” в январе 1937 года: в доме связи разместилась местная телефонная станция на 280 номеров и междугородная, состоящая из двух коммутаторов системы ЦБ 3х2, линейно-аппаратный зал для высокочастотной аппаратуры уплотнения каналов связи с 5 распорядительными станциями постанционной, диспетчер-ской и линейно-путевой связи шкафного и стоечного типа, стойкой ВЧ типа СМТ-34 для связи с управлением дороги, которое находилось в Гомеле, а также усилительная стойка СТДУ-35. Для связи с управлением использовалась аппаратура БОДО симплекс, с остальными станциями — аппараты Морзе.

За время оккупации хозяйство дистанции сильно пострадало: отступая, фашисты многое демонтировали и вывезли, а что не успели, то варварски уничтожили.

После освобождения в первую очередь восстанавливались линии связи на всех направлениях, кабельное хозяйство и собственно сожженный дом связи. “Ожил” он в конце сорок пятого: появились по 2 импортных коммутатора ЦБ 3х2 для местной и междугородней связи, в телеграфе — 7 аппаратов Морзе и аппаратура четырехкратного БОДО, в ЛАЗе — 3 стойки ВЧ типа СМТ-34, одна — одноканальной связи с управлением дороги, две вводных и кабельная, а также диспетчерской, постанционной и линейно-путевой связи.

В 1965 году на Могилевском направлении установили отечественную аппаратуру ОВ-12-2 и венгерскую VBO-12-3. В ЛАЗе находилась аппаратура тонального телеграфирования вторичного уплотнения на Минск, Могилев, Слуцк, Жлобин, Бобруйск и станцию Березина.

Ввиду малого количества каналов и отсутствием резерва регулировка аппаратуры проводилась по ночам и в выходные дни. Механики ЛАЗа подавали селекторные совещания на Могилев, в зале также находились переходные устройства ПУ-62 для распределения каналов ДГП на Могилев, Жлобин и Осиповичи. Международные коммутаторы М-60 специалистами обслуживались частично.

Во второй половине 60-х годов Белоруссию ожидал очередной этап усовершенствования техсредств автоматики, телемеханики и связи. Модернизация продолжалась порядка двух десятилетий, за это время дистанция получила все образцы современных устройств СЦБ и связи, а в целях повышения производительности и облегчения труда работников, занятых на ремонте линий связи, организовали аварийно-ремонтную летучку. Непосредственно в доме связи на ст. Осиповичи заменили местную телефонную станцию, ручные в Бобруйске и на Березине — на автоматические.

Количество аппаратуры связи увеличивалось, и это требовало дополнительных производственных площадей. Тем более, что как раз закончилась электрификация участка дороги Минск-Осиповичи, повысился статус нашего железнодорожного узла и его значение в плане перевозок народнохозяйственных грузов и пассажиров.

В новом доме связи разместили ЛАЗ, междугородный коммутатор, телеграф, аккумуляторную комнату для электропитания здания и его устройств, управленческую автоматическую декадно-шаговую телефонную станцию УАТС-49 на 400 номеров. В 1974 году были добавлены комплекты развития и созданы системы на Минск, подвешены биметаллические цепи БСА-5,1 на Слуцк и Калий, Могилев и Жлобин. Наращивалась подвеска таких проводов и позже: к середине 80-х дистанция имела по 4 цветные цепи на Минск и Жлобин, 3 — на Могилев, по 2 — на Слуцк и Калий-3. Оборудованы они были 12- и 3-ка-нальными системами отечественного и венгерского производства. Дополнительно собственными силами уложили 2 кабеля ЗКП-1х4 и включили 2 польские 12-кабельные системы TN-12TK-E3, две стойки ТТ-12 на Бобруйск и Березину.

Шло время, и жизнь требовала расширения абонентской сети. С разработкой проекта и выполнением работ успешно справились старший электромеханик Василий Умец и электромеханик Мария Елисеева, и емкость станции увеличилась до 700 номеров.

Для обеспечения связью завода железобетонных конструкций, вагонного депо и прилегающего жилья на территории ЗЖБК выделили помещение, где смонтировали оборудование АТС марки ЕСК-400 фирмы “Сименс”. В 1990-91 годах дистанцией было уложено два 130-километровых кабеля на участке Осиповичи-Могилев и установлена отечественная аппаратура высокочастотного телефонирования ОВ-3-3 на участке Осиповичи-Верейцы; в следующем запустили 2 многоканальные отечественные кабельные системы К-60П, которые верой и правдой служат и сегодня; в 1994 году на участке Осиповичи-Березина появилась венгерская техника VBO-12-3; еще через пару лет — 4 системы Л-60П на Минск (240 каналов);в 1997 году в связи с появлением цифровых систем передачи оборудование TN-12TK-E3 заменили на отечественное ИКМ-120У с установкой 28 регенераторов на участке Осиповичи-Жлобин — две такие системы на указанном и участке Осиповичи-Гомель эксплуатировались вплоть до 2012 года.

— Естественно, технические усовершенствования продолжились и в нынешнем тысячелетии, — отмечает заместитель начальника дистанции по связи Антон Ридевский, связавший судьбу с коллективом в 1978 году. — И за развитием средств связи всегда стояли и стоят люди — наш золотой фонд. Например, все основные работы 80-90-х годов выполнялись Александром Кутиком, Валентиной Травкиной, Ольгой Коряк, Александром Пахомовым и Михаилом Сикорским.

В начале 2000 года стало ясно, что эксплуатируемая аппаратура выработала свой ресурс и требует замены, — как результат, появилась цифровая телефонная станция на 2,5 тысячи номеров, вводили которую Валерий Васильчук, Людмила Веселовская, Наталья Муренко, Людмила Елезаренко, Александр Сидельников, Виктор Тисленок, Сергей Попков и Сергей Верницкий. Сейчас в дистанции эксплуатируется 4 станции типа АТС Ф 50/1000 суммарной емкостью 5.114 номеров.Введение в строй нового оборудования значительно повысило качество связи и возможность предоставления дополнительных видов услуг — автоматический определитель номера, выход на межгород, набор номера в тональном режиме и т.д.

В 2003 году выделили 12 канальных групп по станциям Друть и Несета при помощи установки стоек СВПГ, что позволило включить “экспрессы” и АРМы — автоматизированные рабочие места — товарных контор.

Если раньше междугородные соединения осу-ществлялись при помощи шнуровых коммутаторов Т-198 и М-60, установленных на станциях Осиповичи, Березина, Слуцк и Калий-3, то в мае 2004 года заработал цифровой “Гранит” российского производства, что повысило надежность и качество связи. Производилась и замена телеграфной аппаратуры в ЛАЗе на более прогрессивную, состоящую из одной стойки на 144 канала тонального телеграфирования, и новая ТТ-144 обеспечила работу каналов на все направления.

В 2005 году в дистанции впервые был уложен волоконно-оптический кабель связи и медный магистральный на участке Осиповичи-Слуцк протяженностью 100 километров и запущены волоконно-оптические системы передачи синхронной цифровой иерархии SDHв составе STM-1 и STM-4 со скоростью передачи соответственно 155,52 и 622,08 Мбит/с с выделением на всех станциях потоков Е1.

Запуск в Верейцах и Елизово цифровых модемов, работающих по существующим медным кабелям, позволил закрыть там АТС, подав абонентов на станцию Осиповичи, помог внедрить комплекс САИПС-Т(В) — система автоматической идентификации подвижного состава (локомотивов и вагонов) — на станции Верейцы.

В 2007 году оборудовали комнату “северная”, где разместилось оборудование ЕСПД, шкафы АСК-ПС и сервера локальной сети дистанции и железнодорожного узла. В том же и следующем годах была произведена укладка магистрального волоконно-оптического кабеля на участке Минск-Осиповичи, а в ЛАЗе смонтировано новое оборудование — системы передачи синхронной цифровой иерархии уровня STM-16 и STM-1 для выделения потоков на малых станциях. Пуск указанного дал возможность организовать в 2008 году первое на Белорусской железной дороге кольцо SDH Минск-Осиповичи-Жлобин-Могилев-Орша-Минск, обеспечивающее бесперебойное функционирование при выходе из строя устройств связи, порывах кабеля и иных технологических, техногенных форс-мажорах, а также демонтировать по две системы К-60П и комплекта оборудования БАЦС на ст.Верейцы, которое работало по медному кабелю.

Цифровая система передачи МТ-Е1 по уже проложенному медному кабелю на участке Осиповичи-Гродзянка была включена в 2010 году, что значительно улучшило качество связи на станциях Лапичи, Уборок, Гродзянка, обеспечило желающим номера железнодорожной АТС.

Тогда же построили еще и локально-вычислительную сеть узлов Осиповичи и Слуцк с укладкой по городу ВОК между ЛВС дистанции пути, локомотивного и вагонного депо, станции, вокзала, участка энергоснабжения, а еще раньше внедрили услуги широкополосного доступа в сети интернета и IP-телевидения для узловой АТС станции Осиповичи.

Была начата также укладка ВОК на участке Осиповичи-Жлобин и установка опор для электрификации дороги до Калинковичей. В 2011 году кабель был проложен, из эксплуатации изъяли оборудование ИКМ-120, которое действовало по двум каналам 3КП 4х1х1, включив работающие на этой аппаратуре каналы по волоконно-оптической системе передач FMX.

В середине 2012 года для организации связи на участке Осиповичи-Жлобин установили оборудование HiT 7025,MXS 19C и CMX, что позволило на всех промежуточных станциях — Осиповичи-3, Татарка, Мирадино, Шинная, Березина, Савичи, Телуша — включить по 10 каналов ТЧ (тональной частоты) и прямых абонентов АТС. Между ЛАЗами станций Осиповичи и Бобруйск заработало оборудование FMX — 30 каналов ТЧ, а с аппаратурой К-60П на участке Осиповичи-Минск расстались. Освободившееся в Бобруйске оборудование БАЦС использовали для организации связи между Осиповичами и Могилевом по волоконно-оптическому кабелю, что и здесь положительно сказалось на качестве. Плюс, появилось оборудование “Белтелекома”, обеспечивающее предоставление услуг широкополосного интернета, что уже в ноябре по достоинству оценили абоненты узла связи.

Пришел 2014 год — пришли новые изменения: вместо энергоемкого оборудования ТТ-144 ввели 3 программно-технических комплекса телеграфной связи “Вектор-ВТ”.

Первый в дистанции персональный компьютер был установлен у диспетчера связи в 1992 году — сегодня современных ЭВМ здесь 155. Плюс — 25 автоматизированных рабочих мест. В перспективе АРМы появятся в Савичах и Телуше, а сейчас они действуют на станциях Бобруйск, Березина, Осиповичи-3, Мирадино и Татарка, так что в режиме реального времени можно издалека проверить выполнение любой части технологического процесса по ремонту и обслуживанию устройств СЦБ и связи. На крупных станциях на базе ПЭВМ установлены системы записи переговоров работников, включенных в избирательную громкоговорящую и радиосвязь. Естественно, все участки оборудованы поездной радиосвязью и имеют станционную радиосвязь, а в оперативной работе используются переносные радиостанции “Альбрехт”, “Моторола”, “Гранит”.

В модернизацию нашей дистанции сигнализации и связи в свое время большой труд вложили многие — Леонид Верещагин, Анатолий Короткий, Людмила Кавецкая, Вячеслав Вольский, Александр Веришко, Владимир Яновский, Александр Шкель, Григорий Потеюк и другие. И трудовую эстафету ветераны передали в надежные руки —Сергей Антипов, Антон Ридевский, Вячеслав Бирюля, Александр Ленюски, Борис Наливайко, Сергей Старовойтов, Михаил Сацукевич, Владимир Ноздрин, Жанна Вольская, Аркадий Савкин, Людмила Веселовская, Леонид Дорошко с коллегами не подводят.

Георгий АЛЕЙНИКОВ.

Последние новости

Власть

“Надо решать вопрос”. Лукашенко поручил разобраться с проблемами на “АМКОДОРе”

21 апреля 2025
Читать новость
Власть

Создать условия для людей. Лукашенко обозначил задачи по развитию поселков городского типа

21 апреля 2025
Читать новость
Новости

Тематическую прямую телефонную линию проведет и.о. первого заместителя начальника Могилевской таможни Дерезовский Дмитрий Евгеньевич

21 апреля 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко во время рабочей поездки в Витебскую область посетил Оршанский лесхоз

21 апреля 2025
Читать новость
Новости

В Осиповичском районе проходит Неделя детской безопасности

21 апреля 2025
Читать новость
Актуальнае

Жыхарка Асіповіцкага раёна Наталля Малая з павагай ставіцца да матулінай спадчыны

19 апреля 2025
Читать новость