Интересное об Осиповичской дистанции сигнализации и связи

Стальная магистраль
Для безопасности движения
Осиповичская дистанция сигнализации и связи была образована 28 ноября 1928 года. В те былинные времена ее ключевым звеном был телефонно-телеграфный цех, в котором на семи аппаратах работало 30 телеграфистов, а главными исполнительными устройствами — примитивные семафоры.
Но уже через 9 лет техническое оснащение дистанции заметно усовершенствовалось. На железную дорогу СССР тогда массово поступали новейшие паровозы современной конструкции, а с ними росли технические скорости и весовые нормы поездов.
К примеру, самый мощный серийный грузовой локомотив ФД-21 по количеству лошадиных сил в три раза превосходил паровозы серии Э (один из которых установлен в Осиповичах на улице Интернациональной). И не менее впечатляющим был пассажирский ИС-20. Одна из его модификаций могла разгоняться до 155 км/ч…
Понятно, что вопросы повышения надежности и быстродействия систем сигнализации и связи становились жизненно важными. И решались они, как говорится, в ногу со временем.
Направления Минск-Осиповичи, Осиповичи-Слуцк и только что пущенная в эксплуатацию линия Осиповичи-Могилёв были оснащены устройствами механической блокировки, на крупных станциях внедрена механическая централизация стрелок. Получила распространение электрожезловая система сигнализации, которая обеспечивала размещение движущихся составов на безопасной дистанции. Это был своего рода электромеханический интернет, причем настолько надежный, что кое-где на железной дороге с колеей 1 520 мм он используется до сих пор. Но не в нашей стране и тем более не в зоне ответственности Осиповичской ШЧ.
Первая волна модернизации оборудования дистанции сигнализации и связи прошла в 1960-х годах, вторая — в середине 90-х. Третья стартовала в 2002 и продолжается до сих пор.
Отчасти это связано с ужесточением требований к безопасности железнодорожного движения в целом. Из этих соображений была организована станционная радиосвязь в Елизово и Ратмировичах, выполнен перенос электрических кабелей в зоне ремонта двух железнодорожных мостов на участке Осиповичи-Слуцк.
Но решающее значение имеет быстрый прогресс в телекоммуникационных технологиях. К примеру, в июне 2021 года после шестимесячных эксплуатационных испытаний на перегоне Верхутино-Уречье введен в действие первый на Белорусской железной дороге комплекс технических средств многофункциональной диагностики ходовых частей подвижного состава треть-его поколения. Это оборудование позволяет очень точно контролировать температуру колесных букс и выявлять перегрев, который может привести к аварии.
Новейшие системы мониторинга температуры рельсов установлены на перегонах Верейцы-Осиповичи-1 и Телуша-Савичи. Они позволяют точно выявлять изменение длины рельсов от нагрева или охлаждения и оперативно принимать решения о необходимости регламентных работ.
Еще одна новация в системах железнодорожной связи касается комфорта пассажиров. Это — расширение сети терминалов самообслуживания для оформления билетов на поезда региональных линий экономкласса. На вокзале станции Осиповичи-1 сейчас их три, в Бобруйске — пять.
Георгий АЛЕЙНИКОВ.