Эх, прокачусь!

Большой. Нет, самый большой! “Хватит размениваться на мелочевку”, — решили как-то на хлебозаводе города Камызяк. И теперь вместо бубликов и ватрушек там выпускают бублы и вартухи. А чем, спрашивается, хуже наша постоянная рубрика “Эх, прокачусь?”. Конечно, хлебобулочные изделия мы печь не будем, а вот устроить тест-драйв какой-нибудь грандиозной машине вместо привычных уже легковушек… Хотя — гулять, так гулять, не напроситься ли в гости к военным и не прокатиться ли на самом большом в районе автомобиле — МАЗ-79111, более известном под названием “пусковая установка реактивной системы залпового огня “Смерч”? Самое удивительное, что разрешение “обкатать” этот автомобиль было дано. Правда, с двумя ограничениями: только на территории северного военного городка, где базируются “Смерчи”, и только в качестве пассажира. Ничего не поделаешь: допуск к вождению боевой машины, способной одним залпом превратить почти четверть Осипович в “мокрое” место и стоящей около 12 миллионов долларов, получает только механик-водитель, прошедший специальный курс обучения. Апокалипсис с доставкой на дом Известно, что военные во все времена мечтали о чудо-технике, которая могла бы нанести врагу максимальный вред. Причем, желательно, не сломавшись на полпути. Также известно, что попытки построить такое “вундерваффе” обычно заканчиваются пшиком. Применительно к колесной боевой технике уместно вспомнить курьезно-знаменитый Царь-танк — 40-тонную бронированную машину шириной 12 метров с колесами высотой в 9 метров, созданную в 1915 году российским инженером Лебеденко. А вот конструкторам Минского автозавода в начале 60-х годов прошлого века удалось создать военную машину, которая до сих пор остается лучшей в своем классе. Это — 8-колесное шасси на базе автомобиля МАЗ-543, которое после некоторой модернизации превратилось в унифицированную платформу — МАЗ-79111. Чего только не устанавливали на выносливую спину “восьминожки”: дальнобойные орудия, реактивные установки, элементы разнообразных ракетных пусковых комплексов, радары, мощные электростанции… Интересно, что длина и вес этой машины примерно такие же, как у эпичного Царь-танка. Но тут уже каждый грамм и сантиметр используются с толком: как транспортное средство МАЗ-79111 представляет собой идеальное сочетание простоты, прочности и опередивших время изящных конструкторских решений. Среди последних — полуавтоматическая коробка передач, благодаря которой тяжеленный восьмиколесник легко разгоняется до 65 километров в час, уверенно преодолевая любое бездорожье. Этот агрегат работает в паре с 12-цилиндровым дизелем мощностью 525 “лошадей” и отличается невероятной надежностью. Кстати, диски колес у боевого МАЗа — литые алюминиевые. Конечно, “литье” используется не для косметического эффекта, как на “понтовых” легковушках, а из прагматичного желания уменьшить собственную массу машины и увеличить ее грузоподъемность. Годовой пробег у шасси осиповичских “Смерчей” “игрушечный” — в среднем около 200 километров. Полигон для регулярных практических занятий находится почти рядом, а на дальние расстояния пусковые установки перевозятся по железной дороге. Процесс погрузки на поезд, пожалуй, самое рискованное упражнение и для техники, и для ее мехвода: ширина МАЗа несколько больше ширины вагона-платформы, поэтому при маневрировании приходится соблюдать ювелирную точность. На лицо — ужасные, добрые внутри… Выделенный для тест-драйва “Смерч” издалека похож на доисторического ящера — такой же огромный, приземистый, с хищной подслеповатой “мордой” — смещенной вправо кабиной. Характерный внешний вид передняя часть машины приобрела из-за необходимости надежно размещать длинномерный “груз” — пусковые реактивные и ракетные установки. Нетрадиционный дизайн и необычный материал, из которого сделана кабина, представляющая собой монолитный кокон из стеклопластика, положительно сказались на прочности изделия. При испытаниях прототипа кабины — серийно их выпускали на Осиповичском заводе автоагрегатов — не выдержал стенд, который должен был довести кабину до усталостной деформации, а сам “кокон” оставался работоспособным. Но за все в этой жизни нужно платить: из-за особенностей компоновки и невозможности увеличить ширину машины — про эквилибристику при погрузке на железнодорожный вагон не забыли? — рабочее пространство водителя ужато до предела. Обзорность также “спартанская”: вперед и влево смотреть мешают хитро изогнутые стенки кабины, зеркала заднего вида почти бесполезны из-за длины машины. Без напряжения можно смотреть вправо по ходу, но только в сухую погоду: на “глухо” вмурованном в стену стекле нет дворников. Зато кресло порадовало удобством. Оно не имеет привычной анатомической формы, но обеспечивает вполне комфортное положение ног и корпуса водителя. Руль — классическая “баранка” диаметром в добрых 70 сантиметров — показался излишне громоздким. МАЗ оснащен гидроусилителем, и рулевое управление не требует никаких физических усилий. Панель озадачила старомодностью: приборов на ней много, все стрелочные со шкалами небольшого размера, так что одним взглядом оценить комплекс нужных показаний с непривычки не получается. Необычен и процесс начала движения. У двигателя “сухой” картер, поэтому поворот “ключа зажигания” только накачивает в систему смазки масло. Запускается же мотор нажатием отдельной кнопки. После прогрева нужно “притопить” педаль газа и, установив по тахометру минимальную частоту вращения коленвала — около 1000 оборотов в секунду — подключить поворотом маленького рычажка коробку-полуавтомат. Все. Снимаем ручник, поддаем газу. Когда машина немного разогналась, не сбавляя оборотов переключаем коробку на повышенные передачи (всего их три) и — полный вперед! Не менее хитро происходит и глушение двигателя. Для этого нужно выключить КПП и резко надавить на педаль газа. На ходу грузный мастодонт преображается: движется очень легко и, можно сказать, грациозно — руль управляет двумя передними осями, так что радиус поворота относительно невелик, а торсионная подвеска уверенно гасит толчки от неровностей грунта. Снаружи рев мощного двигателя ощутимо давит на барабанные перепонки, но в кабине его почти не слышно. Специальной противошумной изоляции здесь, конечно, нет, но толстый стеклопластик стен поглощает звук выше всяких похвал. …Странно, но после близкого знакомства с этой огромной машиной салон современной легковушки выглядит унылым и пустым, приборная панель кажется слишком аскетичной, а подвеска — хлипкой. В стиле автомобильного милитари определенно есть своя харизма!