Ода «дембельскому» альбому №16

Срочная военная служба — одно из наиболее ярких
событий в жизни мужчины, поэтому и память о годах “юности в сапогах” остается
навсегда. А помогают сохранять дорогие сердцу воспоминания бережно хранимые
фотографии. Давайте же накануне корпоративного праздника всех, кто носит или
носил военную форму, и отдадим дань уважения интересной армейской традиции —
созданию “дембельского альбома”.

Эта форма солдатского, а если смотреть глубже,
народного творчества до сих пор остается вне поля зрения фольклористов и
военных историков, и, возможно, данный материал будет первой попыткой ее
исследования. Поэтому к читателям — просьба: судите не строго, а лучше
помогайте в дальнейшем изучении яркого феномена военной субкультуры.

Откуда он пришел?

Первые систематизированные в хронологическом
порядке и достаточно подробные персональные солдатские фотолетописи появились,
очевидно, в 60-е годы прошлого столетия. Такой вывод логически следует из
воздействия на армию трех абсолютно не связанных между собой явлений, характерных
для того периода развития страны: либерализации советского строя, появления
дешевых фотоаппаратов и массового фотолюбительства, а также необычайно высоким
всплеском творческой активности в советском обществе.

С фотолюбительством и массовым творческим
“зудом” вроде как все понятно, но причем здесь хрущевская оттепель и почему в
списке предпосылок она стоит на первом месте? Дело в том, что ранее
военнослужащим категорически запрещалось вести дневники в любой форме и любого
содержания. После ХХ съезда КПСС этот запрет не то чтобы был отменен, но
соблюдался не слишком строго.

Структура солдатских фотодневников сложилась
очень быстро — наверное потому, что идея “созрела”. Но неписанным военным
ритуалом создание “дембельского” альбома стало в конце 70-х-началу 80-х годов.
Именно тогда он превратился в толстый, обтянутый сукном или бархатом, вычурно
украшенный “фолиант”.

Сделано с душой

Браться за оформление фотолетописи своей службы
военнослужащие-срочники начинали примерно за месяц до долгожданной даты — “100
дней до приказа об увольнении в запас”. Именно в послед-ние месяцы службы
солдат становился “дедом” и, пользуясь привилегиями своего статуса, мог тратить
больше времени на личные дела.

Фотоальбом в их перечне занимал, пожалуй, одно
из главных мест. Тот, кто мог рисовать и писать каллиграфическим почерком,
занимался кропотливой оформительской работой самостоятельно, остальные искали
помощников с нужными умениями. Добровольных — среди приятелей-одногодков, не
очень добровольных — среди солдат младших призывов. Обычно в такой своеобразной
“редколлегии” было 2-3 “сотрудника”, работали они после отбоя — по ночам…

Хороший альбом требовал решения нескольких
последовательных задач, причем первая и, по сути, главная — подбор фотографий —
была самой простой.

Во многих частях от призыва к призыву
передавалась подпольная фотолаборатория, оборудованная в каком-нибудь надежном
месте. С фотоматериалами проблем не было: пленки, бумага, необходимая для их
обработки “химия” стоили дешево и продавались практически в любом сельпо.
Правда, интересные сюжеты среди солдатских “фоток” встречаются редко, да и
техническое качество их не на высоте — съемка ведь велась украдкой…

Намного более сложным делом была подготовка
достойного места для хранения. Стандартный фотоальбом разбирался и дорабатывался
весьма трудоемким способом. Обложка обтягивалась тканью, листы окрашивались
аэрографом, оклеивались бархатной бумагой и вырезанными из цветной фольги
декоративными элементами — фигурными уголками, макетами погонов, нашивок,
значков.

Между подготовленными листами вставлялась калька
(тонкая полупрозрачная бумага), на которой часто изображались комиксы на тему
армейских быта и нравов, едкие, но меткие анекдоты, отражающие отношения солдат
к военной службе вообще и нелюбимым начальникам в част-ности. Кальку добывали
через приятелей, которые служили в штабе. Откуда брались остальные материалы —
история умалчивает…

Конечно, каждый альбом оформлялся исходя из
возможностей добыть необходимые ресурсы и способностей конкретного “деда” или
помощников. Но обязательными его элементами были газетная вырезка с приказом
Министра обороны об увольнении в запас и ерническое изложение документа в
старославянском стиле. Цитируем:

 “Указ №
231 Найглавнейшего воеводы всея Руси по войску ратному “О дне дембеля”:

…Уволить из дружин войска ратного на жизнь
мир-скую-запасную всех ратников старейших…

Всем торговцам лавок и харчевень отпускать зелье
горькое без очереди. Всем патрулям и прочей охране пропускать охмелевших
ратников, препятствий не чиня.

Лиц, повинных в нарушении оного указа, карать
нещадно по закону дембельскому, чтобы другим неповадно было…”

Секретные материалы

Когда альбом начинал приобретать более-менее
законченный вид, возникала самая главная проблема: как уберечь его от зоркого
глаза замполита и особиста, которые непреклонно и последовательно боролись с
солдатскими “художествами”.

Замполиту не нравилось, что содержание альбомов
фрондировало с догмами партийно-политической пропаганды (чего стоит
распространенное сравнение призыва на срочную службу с отправкой в концлагерь,
или выразительные комиксы на тему “дедовщины”); особист же был уверен, что в
каждом из них раскрывается хоть одна военная тайна. Поскольку в СССР культ
секретности достигал уровня паранойи (гриф “для служебного
пользования” имели даже издаваемые в США(!) и распространяемые в свободной
продаже по всему миру справочники военной техники “Джейн”), у этой
уверенности были достаточно веские основания.

Впрочем, отобрать и уничтожить вредный альбом
было не так-то просто. “Дембеля” в сохранении запретного имущества проявляли
чудеса изобретательности, да и помогали им в этом не только все солдаты части,
но нередко и строевые офицеры. Которые как раз хорошо понимали, как дорога для воина
запаса запечатленная на страницах “дембельского” альбома память о службе.

Тем не менее, примерно половина создаваемых с
таким трудом произведений оформительского искусства совместными усилиями
представителей “бдительных органов” уничтожалась. На первый взгляд —
несправедливо и обидно. Однако серьезных последствий для самих солдат эти
реквизиции не имели, зато элемент игры в “кошки-мышки” определенно
добавлял созданию армейского альбома ауру “запретного плода” и, если
подумать, только повышал его ценность.

* * *

В белорусской армии запретов на создание
солдатских фотоальбомов нет, хотя определенный контроль за их содержанием
присутствует: несанкционированные съемки секретной техники и сооружений, документов,
некоторых картографических материалов командованием, конечно же, не
приветствуется.

Другое дело, что особого желания у нынешних
солдат заниматься подобного рода творчеством нет. К тому же и предприимчивые
фотографы-бытовики свои услуги в создании фотоальбома предлагают регулярно.

Вот только разница между пусть наивным, но
уникальным произведением искусства, созданным своими руками, и приобретенной по
сходной цене готовой глянцевой штамповкой очень уж велика. Несопоставимы они по
яркости запечатленных эмоций…

Дмитрий САВРИЦКИЙ.

Последние новости

80 лет Великой Победе

Он освобождал Осиповичи. 28 июня — День освобождения района от немецко-фашистских захватчиков

28 июня 2025
Читать новость
Общество

Гороскоп на 28 июня для каждого знака зодиака

28 июня 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко сказал, что делать, чтобы ЕАЭС был эффективной структурой, а не площадкой теоретических дискуссий

27 июня 2025
Читать новость
Общество

В этом месяце перестало биться сердце Зинаиды Константиновны Пацкевич — бессменного председателя совета ветеранов Осиповичской ЦРБ “Серебристый ландыш”

27 июня 2025
Читать новость
Общество

В сельхозпредприятиях Осиповичского района в разгаре сезон кормозаготовки. Качество заготавливаемого сенажа контролируется в ветеринарной лаборатории ВСУ “Осиповичская райветстанция”

27 июня 2025
Читать новость
Власть

ЕАЭС 2.0. Лукашенко обозначил контуры обновленной версии экономического союза

27 июня 2025
Читать новость

Рекомендуем