Срочная военная служба — одно из наиболее ярких событий в жизни мужчины, поэтому и память о годах “юности в сапогах” остается навсегда. А помогают сохранять дорогие сердцу воспоминания бережно хранимые фотографии. Давайте же накануне корпоративного праздника всех, кто носит или носил военную форму, и отдадим дань уважения интересной армейской традиции — созданию “дембельского альбома”.
Эта форма солдатского, а если смотреть глубже, народного творчества до сих пор остается вне поля зрения фольклористов и военных историков, и, возможно, данный материал будет первой попыткой ее исследования. Поэтому к читателям — просьба: судите не строго, а лучше помогайте в дальнейшем изучении яркого феномена военной субкультуры.
Откуда он пришел?
Первые систематизированные в хронологическом порядке и достаточно подробные персональные солдатские фотолетописи появились, очевидно, в 60-е годы прошлого столетия. Такой вывод логически следует из воздействия на армию трех абсолютно не связанных между собой явлений, характерных для того периода развития страны: либерализации советского строя, появления дешевых фотоаппаратов и массового фотолюбительства, а также необычайно высоким всплеском творческой активности в советском обществе.
С фотолюбительством и массовым творческим “зудом” вроде как все понятно, но причем здесь хрущевская оттепель и почему в списке предпосылок она стоит на первом месте? Дело в том, что ранее военнослужащим категорически запрещалось вести дневники в любой форме и любого содержания. После ХХ съезда КПСС этот запрет не то чтобы был отменен, но соблюдался не слишком строго.
Структура солдатских фотодневников сложилась очень быстро — наверное потому, что идея “созрела”. Но неписанным военным ритуалом создание “дембельского” альбома стало в конце 70-х-началу 80-х годов. Именно тогда он превратился в толстый, обтянутый сукном или бархатом, вычурно украшенный “фолиант”.
Сделано с душой
Браться за оформление фотолетописи своей службы военнослужащие-срочники начинали примерно за месяц до долгожданной даты — “100 дней до приказа об увольнении в запас”. Именно в послед-ние месяцы службы солдат становился “дедом” и, пользуясь привилегиями своего статуса, мог тратить больше времени на личные дела.
Фотоальбом в их перечне занимал, пожалуй, одно из главных мест. Тот, кто мог рисовать и писать каллиграфическим почерком, занимался кропотливой оформительской работой самостоятельно, остальные искали помощников с нужными умениями. Добровольных — среди приятелей-одногодков, не очень добровольных — среди солдат младших призывов. Обычно в такой своеобразной “редколлегии” было 2-3 “сотрудника”, работали они после отбоя — по ночам…
Хороший альбом требовал решения нескольких последовательных задач, причем первая и, по сути, главная — подбор фотографий — была самой простой.
Во многих частях от призыва к призыву передавалась подпольная фотолаборатория, оборудованная в каком-нибудь надежном месте. С фотоматериалами проблем не было: пленки, бумага, необходимая для их обработки “химия” стоили дешево и продавались практически в любом сельпо. Правда, интересные сюжеты среди солдатских “фоток” встречаются редко, да и техническое качество их не на высоте — съемка ведь велась украдкой…
Намного более сложным делом была подготовка достойного места для хранения. Стандартный фотоальбом разбирался и дорабатывался весьма трудоемким способом. Обложка обтягивалась тканью, листы окрашивались аэрографом, оклеивались бархатной бумагой и вырезанными из цветной фольги декоративными элементами — фигурными уголками, макетами погонов, нашивок, значков.
Между подготовленными листами вставлялась калька (тонкая полупрозрачная бумага), на которой часто изображались комиксы на тему армейских быта и нравов, едкие, но меткие анекдоты, отражающие отношения солдат к военной службе вообще и нелюбимым начальникам в част-ности. Кальку добывали через приятелей, которые служили в штабе. Откуда брались остальные материалы — история умалчивает…
Конечно, каждый альбом оформлялся исходя из возможностей добыть необходимые ресурсы и способностей конкретного “деда” или помощников. Но обязательными его элементами были газетная вырезка с приказом Министра обороны об увольнении в запас и ерническое изложение документа в старославянском стиле. Цитируем:
“Указ № 231 Найглавнейшего воеводы всея Руси по войску ратному “О дне дембеля”:
…Уволить из дружин войска ратного на жизнь мир-скую-запасную всех ратников старейших…
Всем торговцам лавок и харчевень отпускать зелье горькое без очереди. Всем патрулям и прочей охране пропускать охмелевших ратников, препятствий не чиня.
Лиц, повинных в нарушении оного указа, карать нещадно по закону дембельскому, чтобы другим неповадно было…”
Секретные материалы
Когда альбом начинал приобретать более-менее законченный вид, возникала самая главная проблема: как уберечь его от зоркого глаза замполита и особиста, которые непреклонно и последовательно боролись с солдатскими “художествами”.
Замполиту не нравилось, что содержание альбомов фрондировало с догмами партийно-политической пропаганды (чего стоит распространенное сравнение призыва на срочную службу с отправкой в концлагерь, или выразительные комиксы на тему “дедовщины”); особист же был уверен, что в каждом из них раскрывается хоть одна военная тайна. Поскольку в СССР культ секретности достигал уровня паранойи (гриф “для служебного пользования” имели даже издаваемые в США(!) и распространяемые в свободной продаже по всему миру справочники военной техники “Джейн”), у этой уверенности были достаточно веские основания.
Впрочем, отобрать и уничтожить вредный альбом было не так-то просто. “Дембеля” в сохранении запретного имущества проявляли чудеса изобретательности, да и помогали им в этом не только все солдаты части, но нередко и строевые офицеры. Которые как раз хорошо понимали, как дорога для воина запаса запечатленная на страницах “дембельского” альбома память о службе.
Тем не менее, примерно половина создаваемых с таким трудом произведений оформительского искусства совместными усилиями представителей “бдительных органов” уничтожалась. На первый взгляд — несправедливо и обидно. Однако серьезных последствий для самих солдат эти реквизиции не имели, зато элемент игры в “кошки-мышки” определенно добавлял созданию армейского альбома ауру “запретного плода” и, если подумать, только повышал его ценность.
* * *
В белорусской армии запретов на создание солдатских фотоальбомов нет, хотя определенный контроль за их содержанием присутствует: несанкционированные съемки секретной техники и сооружений, документов, некоторых картографических материалов командованием, конечно же, не приветствуется.
Другое дело, что особого желания у нынешних солдат заниматься подобного рода творчеством нет. К тому же и предприимчивые фотографы-бытовики свои услуги в создании фотоальбома предлагают регулярно.
Вот только разница между пусть наивным, но уникальным произведением искусства, созданным своими руками, и приобретенной по сходной цене готовой глянцевой штамповкой очень уж велика. Несопоставимы они по яркости запечатленных эмоций…
Он освобождал Осиповичи. 28 июня — День освобождения района от немецко-фашистских захватчиков
28 июня 2025
Общество
Гороскоп на 28 июня для каждого знака зодиака
28 июня 2025
Власть
Лукашенко сказал, что делать, чтобы ЕАЭС был эффективной структурой, а не площадкой теоретических дискуссий
27 июня 2025
Общество
В этом месяце перестало биться сердце Зинаиды Константиновны Пацкевич — бессменного председателя совета ветеранов Осиповичской ЦРБ “Серебристый ландыш”
27 июня 2025
Общество
В сельхозпредприятиях Осиповичского района в разгаре сезон кормозаготовки. Качество заготавливаемого сенажа контролируется в ветеринарной лаборатории ВСУ “Осиповичская райветстанция”
27 июня 2025
Власть
ЕАЭС 2.0. Лукашенко обозначил контуры обновленной версии экономического союза