С кем дружить, чтобы себя не потерять

С кем дружить, чтобы себя не потерять
В сообществе российских социологов и политологов переживает второе рождение теория пассионарности — разработанное около 100 лет назад знаменитым археологом, географом, философом Львом Гумилевым учение о влиянии на развитие народов среды их обитания и соседства с другими этносами.
Причина такого интереса очевидна: происходящие сегодня на Евразийском континенте перемены настолько серьезны и многоплановы, что их воздействия не может избежать ни один народ. А это означает, что это влияние необходимо изучать, правильно оценивать и, по возможности, корректировать.
Определенные выводы уже делаются, и некоторые из них дают немало поводов для дальнейших размышлений. Один из них касается глобализации, которая — как следует из учения Гумилева — ведет к гибели национальных государств.
Тут придется немного углубиться в терминологию.
С социологической точки зрения общество представляет собой единство в многообразии. Стало быть, разнообразие является гарантом устойчивости, а его нарушение ведет к деградации. Обоснованность такого вывода подтверждают все более обостряющиеся противоречия в международных отношениях.
На вопрос можно ли этих проблем избежать, ответить не просто. Ряд исследователей полагает, что характер взаимоотношений условных «Запада» и «Востока» нашего континента в основном определяется природными закономерностями этногенеза, а не представлениями государств о политической и экономической целесообразности.
Отсюда и важное следствие: в формирующемся новом мире каждый этнос должен четко осознавать, с кем он может взаимодействовать гармонично — без ущерба для национальной идентичности, а с кем лучше держаться настороже из-за несовместимости характеристик, которые принято называть «народный характер».
Наглядное представление об этнической сочетаемости дает Великобритания, которую населяют четыре народа: англичане, шотландцы, валлийцы, ирландцы. У англичан и валлийцев серьезных противоречий практически не было за всю их долгую совместную историю. С шотландцами англичане ссорились, мирились, воевали в течение столетий — пока не нашли удобный для обоих сторон способ сосуществования в рамках одного государства. А вот между ирландцами и англичанами взаимная антипатия всегда была настолько глубокой, что «развод», итогом которого стало образование независимой Республики Ирландия, оба народа восприняли с нескрываемым облегчением.
А теперь посмотрим, как сочетаются национальные характеры белорусского народа и его ближайших соседей. Обстоятельное исследование на эту тему было проведено группой сотрудников Белорусского института стратегических исследований еще в 2015 году.
С тех пор прошло немало времени и данные нельзя воспринимать «в лоб», однако они важны для оценки долгосрочных перспектив. Опросы, проведенные до коронавирусной пандемии, политических потрясений в нашей стране, начала жесткого давления Евросоюза на белорусскую экономику, военного конфликта между Россией и Украиной, описывают отношения соседей к нашему народу в их естественном состоянии. Иначе говоря, объективно и без искажений, внесенных жесткой пропагандой и сиюминутными эмоциями.
Итак, среди опрошенных россиян 84% уверены, что беларусы для них — самый дружественный народ. У беларусов, кстати, это взаимное чувство – 81% земляков воспринимают россиян не менее тепло и искренне.
Число украинцев, относящихся к беларусам позитивно, составляло около 70%, хотя только 41,9% из опрошенных воспринимали наш народ доброжелательно без каких-либо оговорок.
Расположение к беларусам испытывает 28% поляков и примерно столько же (29%) не скрывали отрицательного отношения. При этом в рейтинге польских симпатий мы заняли лишь 24 место, располагаясь между эстонцами и евреями.
В Литве 10% опрошенных воспринимали беларусов дружественно и еще 33%, «скорее дружественно».
В Латвии к нашему народу доброжелательно относилось 16% респондентов. Еще 5,9% опрошенных признавали, что недостаточно знакомы с беларусами, чтобы делать о них однозначные выводы.
…Действительно, с выводами можно не торопиться. Тем более, что среди соседних народов есть те, добрые отношения с которыми имеют крепкие, можно сказать, естественные, корни.