Па-де-труа со «спайсом» в Осиповичах

Появление нового вида синтетических галлюциногенов, называемых в народе “спайс” или “легальный микс”, стало своего рода прорывом в наркоторговле. Причем, дело не столько в дешевом производстве, сколько в очень грамотном продвижении товара. Для его “раскрутки” использовался богатый арсенал маркетологического “каратэ” — действенных, хотя и не корректных с точки зрения морали методов. Способы реализации также продуманы до мелочей: розничное распространение идет по системе сетевого маркетинга (совсем как популярный “Орифлэйм”), а для шифрования покупателей и продавцов используются безграничные возможности интернета: социальные сети, скайп…
Первая волна продаж “спайса” — тогда по уровню воздействия на психику он был близок к “классической” марихуане — в Беларуси прошла в 2010 году. Через несколько месяцев новый вид “дури” практически исчез, но скоро вернулся — к уже подготовленной потребительской аудитории, хорошо знающей, где и как приобретать запретное курево.
Это — розница. Что же касается оптовых поставок, то тут еще интереснее. Не хотелось бы впадать в конспирологию, но… Судя по перечисленным выше признакам очень похоже, что реализуется широкомасштабный антиобщественный бизнес-проект, довольно устойчивый к усилиям правоохранительных служб целых стран и агрессивно вытесняющий традиционные виды наркотиков. Кто стоит у истоков “спайсовой” реки — пока неизвестно. Есть предположения, что это китайская мафия, но это не так и важно. Куда существеннее другое: почему в ХХI веке люди испытывают потребность в подобной опасной “химии”?
Поговорить на эту тему согласились Вадим Боложко — старший уполномоченный группы наркоконтроля и противодействия торговле людьми райотдела милиции, Вероника Пинчук — педагог-психолог ГУО “Гимназия г. Осиповичи”, и Семен Курочкин* — бывший курильщик “спайса” и наркодилер.
Вадим Боложко:
— В районе “спайс”-бум начался в сентябре 2012 года. В то время бороться с появившимся видом психостимуляторов было крайне сложно: состав курительных смесей постоянно менялся, выявленные правоохранителями активные вещества в них заменялись вполне легальными. Из-за “мутаций” перечень запрещенных для применения в Беларуси химических соединений в 2013 году расширялся в пять раз! Потом, похоже, возможности изобретения очередных вариантов наркотика иссякли, и позже новые разновидности “миксов” уже не появлялись.
Нынешние курительные смеси по психотропной мощности на порядок превосходят марихуану, однако их воздействие на организм в целом до конца не выяснено. Известно только, что в состоянии наркотического транса потребители могут настолько отрываться от реальности, что становятся опасными для себя и окружающих. Зарегистрирован случай, когда двое парней накурились, после чего один отключился, а второй решил, что они роботы, причем неисправные. Пытаясь провести “ремонт”, расчленил тело приятеля, а потом вспорол себе живот…
Популярность курительных смесей сегодня весьма высока: по данным РОВД, примерно 25% осиповчан в возрасте от 16 до 28 лет хотя бы раз пробовали “спайс”. Постоянными потребителями чаще всего становятся мужчины и юноши из семей со средним достатком, и это, пожалуй, единственная общая черта данной “группы риска”.
С ноября прошлого года по теперешний апрель за распространение “миксов” было привлечено к уголовной ответственности 35 человек, в том числе представители трех наиболее активных наркодилерских групп. Нельзя сказать, что это решило проблему (минимум еще 20 человек реализуют адское зелье), но приобретать наркотик в Осиповичах стало сложнее. Теперь дилеры боятся делать запасы, поэтому “спайс” у них бывает не всегда. Конечно, можно купить смесь в Минске, но ведь далеко не каждый может ездить в столицу именно тогда, когда чувствует потребность в наркотике.
Кстати, не все знают, но даже если “спайс” передается безвозмездно — в долг или как подарок — с точки зрения закона это все равно считается распространением наркотиков. А за него наказание суровое: до 13 лет лишения свободы.
Вероника Пинчук:
— Популярность “спайса” нужно рассматривать не обособленно, а как составную часть психологической зависимости, к которой склонно примерно 30% человечества. Виды зависимостей достаточно разнообразны: шопоголизм и хроническое переедание, игромания и поиск острых ощущений, интернет-зависимость и даже религиозный фанатизм. Ну и, конечно, табакокурение, алкоголь, наркомания…
Во многом все эти отклонения от биологической и поведенческой нормы являются попыткой человека приспособиться к дискомфортным для него условиям. Но здесь есть скрытая опасность: навязчивая потребность в использовании тех или иных стимуляторов сопровождается привыканием, поэтому для получения привычного эффекта требуется все более высокая их концентрация.
Склонность к поиску неестественных способов снятия стресса — одна из наиболее сложных проблем в современной психологии. Пока не будет найден действенный способ ее решения, ту же наркоманию можно всего лишь сдерживать. Причем прямые запреты мало что дадут: пока зависимый человек не будет иметь равную по воздействию, но безвредную альтернативу, от опасной зависимости он окончательно не избавится.
Что касается непосредственно “спайса”, то его востребованность в молодежной среде можно объяснить сочетанием материального благополучия и неуверенности — по самым разным причинам — в завтрашнем дне. При таком восприятии себя в обществе возникает соблазн жить только сегодняшним днем, а значит, позволять себе все.
Как ни банально это звучит, но в крепкой, дружной, морально и физически здоровой семье психологические зависимости возникают крайне редко.
Семен Курочкин:
— “Спайс” попробовал из любопытства. Понравилось. Курил семь месяцев, постоянно увеличивая количество “хапок”**. Дошло до того, что мне нужно было “догоняться”*** до 8 раз в сутки. Стоила покупка “полок”**** немало, но вопрос с деньгами решается просто: покупаешь за 150 долларов 10 граммов активного вещества, “бодяжишь”***** его в нужной пропорции с табаком, и продаешь готовые к употреблению “полки” по 100 тысяч за штуку. В неделю можно было получить 10 миллионов.
Конечно, есть немалый риск быть пойманным, но когда плотно “сидишь” на “спайсе”, реальность воспринимается в совершенно ином масштабе.
Вообще любителя “дунуть”****** заметить легко. Он закрывает голову капюшоном или кепкой с козырьком, прячет глаза за темными очками, сильно сутулится. Приметы в одежде, скорее, знак принадлежности, а вот покраснение глаз, изменение осанки — прямое следствие. “Спайс” буквально выжигает энергию, держать спину ровно просто нет сил. К тому же, сохнет роговица, поэтому приходится постоянно пользоваться каплями для глаз.
По сути, какого-то особого кайфа от “спайса” не чувствуешь. Зачем тогда он нужен? В каждой компании — если, конечно, она не состоит из социально-пассивных и зацикленных на чем-либо людей — всегда найдется тот, кто его пробовал и знает, где достать. А запретный плод — как не попробовать?..
Когда сидел в СИЗО, прошел ломку и теперь зависимости от курительных смесей не чувствую. Повторно на них не сяду, это — пройденный этап. Знал ли, когда начинал, что “спайс” опасен? Конечно. Только пропаганда здорового образа жизни как-то не вдохновляет…
* * *
Вот такое намечается единство и борьба противоположностей. Милиция в поте лица борется, психология ищет причины, а любители “спайса” знай себе “дуют” и нисколько не сожалеют ни о потерянных деньгах, ни о времени, ни о здоровье. Одним словом — грешат.
Что по этому поводу думает православная церковь?
Слово — протоиерею Геннадию Сирошику, настоятелю храма в честь иконы Божьей Матери “Всех скорбящих Радость”, который имеет немалый опыт общения с миксоманами:
— Главный грех тех, кто употребляет этот вид наркотиков — гордыня. Они не чувствуют вины за то, что творят. Алкоголь тоже страшное зло, но пьющие, по крайней мере, осознают, что поступают плохо. Именно из-за гордыни так сложно помогать жертвам миксов возвращаться к нормальной жизни.
Но у церкви есть одно преимущество: люди испытывают доверие к священнику, подсознательно готовы слушать его и говорить откровенно. Такой разговор важен. Чтобы побороть страсть к наркотику, как и к любому другому греху, нужно изменить свое мышление, свой образ жизни, правильно взглянуть на мир, научиться избегать пагубных соблазнов. У христианской религии огромный опыт духовной терапии…
Но сами миксоманы в храм не идут, и принуждать их к этому нельзя: человек должен идти к Богу по собственной воле. Так что здесь надежда только на близких, их умение дипломатично уговорить заблудшую душу на такой поступок.
Постфактум
Наверное, с этим согласятся и самые упертые атеисты: в позиции отца Геннадия есть рациональное зерно. Конечно, религия не может решить проблему “спайса”, но некоторым из его жертв она наверняка может помочь.
Вдумаемся в классическую цитату Карла Маркса: “Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа…”. И вспомним, что сказал психолог о безвредной альтернативе опасным зависимостям.
К сведению:
* имя и фамилия изменены
** выкуривание самокрутки с небольшим, обычно 0,02 г, количеством “спайса”
*** повторно курить “хапки” в течение короткого времени
**** стандартная доза “микса” (0,5 г ), продаваемая наркодилерами
***** разбавлять активное вещество наркотика нейтральным наполнителем
****** курить “спайс”