Городище на фоне времени

Городище на фоне времени

История родного края

Жужлянка — археологический памятник и интересный туристический объект на берегу местного водохранилища

Поселение здесь возникло, когда странствующий поэт Гомер создавал хиты древнегреческой литературы Илиаду и Одиссею. А исчезло примерно в то время, когда в древнерусских летописях был впервые упомянут город Минск, а в Китае изобрели порох.

Жужлянка — мысовое городище железного века и эпохи Древней Руси примерно в 3-х км от деревни Смык. Имеет форму близкую к треугольной. Со стороны поля защищено двумя рвами и двумя валами. Размеры приблизительно 110х130 м.

Впервые городище Жужлянка упоминается в документе 1584 года “Ограничение имения Дороги” как “городыще сгорелое на речке Жижелинке” рядом с “Жежулинским” болотом. По названию речки можно предположить, что городок изначально назывался Жижелин, то есть город Жижеля, славянского Гефеста. Оба этих бога необходимые и полезные в обычной жизни, но в то же время свое-нравные и независимые. Оба живут под землей. Оба временами порываются скинуть “правильных” богов — Перуна, Тора, Юпитера, Зевса — с занятых ими высот. В белорусской мифологии именно с этим связывают пожары на торфяниках. В мифах и легендах разных народов таким образом отражается эпоха установления классовых отношений. Какие-то черты Гефеста в конечном варианте обрел и христианский дьявол.

Изучение Жужлянки началось только в ХХ веке. Городище зарисовал и описал осиповичский краевед Алесь Немцев (публикация в журнале “Наш край” за 1926 год). В том же году там побывали студенты Шутов и Улащик (С. С. Шутаў, М. М. Улашчык. Археолёгічныя разведкі на ніжняй Сьвіслачы ўлетку 1926 года.//Запіскі аддзелу гуманітарных навук БАН. Працы археолёгічнай камісіі. Мн., 1930. с.105-120).

Масштабные раскопки здесь проводились в 1963-1964 годах под руководством известного белорусского историка Юрия Драгуна. В начале 2000-х годов часть собранных тогда предметов была передана в районный историко-краеведческий музей.

Изучение находок раскрыло некоторые археологические тайны древнего городища.

Первое поселение на мысу между ручьем Жужлянка и Свислочью появилось не позднее VIII-VII веков до новой эры, но было недолговременным. Примерно в IV-III веках до новой эры здесь обосновываются ведущие роды каких-то балтских племен, появляются укрепления в виде рва, вала и деревянной стены. Это была эпоха так называемой штрихованной керамики. По мнению древнеримского историка Тацита, у балтов того времени было мало железа, зато процветала кровная месть.

На рубеже эр начинается мощное движение на север  военной группировки южных      балтских племен (зарубинецкая культура). Этот процесс отразился и на Жужлянке. Старые укрепления были разрушены, вал подсыпан, появляется гладкостенная и лощеная керамика. Лощеные сосуды встречались реже и применялись для религиозных обрядов. Форма этих керамических изделий была подобна римской посуде. Заимствование очевидное: у зарубинецких племен процветала торговля с черноморскими провинциями Древнего Рима и варварскими сообществами Западной Европы.

Однако южные балтские племена сами находятся в то же время под военным давлением сармат — сообщества ирано-язычных племен, заселявших современные Украину, часть Российской Федерации и Казахстана. Под ударами с юга зарубинецкая культура деградирует, а на Жужлянку возвращается население культуры штрихованной керамики (горшки со штриховкой, “ребрастые” с “защипами”). Валы снова подсыпаются, причем с учетом развития военной техники и тактики. Внешнего вала изначально не было, он появился как реакция на экспансию южан, чьи ударные силы состояли в основном из лучников.

Еще одна перемена произошла по окончании римской эпохи, когда предыдущие архео-логические культуры на юге были стерты нашествием гуннов. На городище жизнь замирает, однако не прекращаясь совсем. Валы снова подсыпаются. Во-круг укреплений появляются селища. Остатки керамики и форма жилищ — полуземлянки с печами-каменками — позволяют отнести селища к пражской славянской культуре.

Очередные изменения в жизни Жужлянки произошли в начале ІХ века. Валы подсыпаются еще раз, появляется керамика лука-райковецкой и борщевско-роменской культур. Памятники перечисленных культур идентифицируют с племенным объединением дулебов и их наследниками — древлянами, волынянами, северянами, дреговичами, которые в Х веке вошли в состав Киевской Руси.

Окончательно Жужлянское городище разрушено в начале ХІ века, больше оно не восстанавливалось. Можно предположить, что это дело рук полочан, которые вели экспансию на землях дреговичей и строили на захваченных территориях укрепления, исходя из собственных стратегических интересов. Одна из таких твердынь — Свислоч-ский замок — появилась как раз во время разрушения Жужлянки.

В последующие столетия рядом с Жужлянкой размещалось небольшое поселение типа хутора, а селища вокруг валов и сама площадка городища использовались как сельхозугодья.

Юрий КЛЕВАНЕЦ.

Последние новости

Власть

“Пришло время собирать камни, чтобы строить наш храм”. От чего Лукашенко защищал Беларусь на рубеже 2000-х

10 сентября 2025
Читать новость
Культура

Что посмотреть на неделе в Осиповичах? Афиша кинотеатра «Родина»

10 сентября 2025
Читать новость
Общество

Педагоги на страже правопорядка. Руководство Осиповичского РОВД на днях чествовало педагогических работников, способствовавших раскрытию преступления и пресечению правонарушений

10 сентября 2025
Читать новость
Общество

Захаваць назапашанае. У бягучым годзе па дзяржзаказе Асіповіцкаму вытворчаму ўчастку ААТ “Бабруйскі камбінат хлебапрадуктаў” неабходна закласці на захоўванне 29 780 тон зерня

10 сентября 2025
Читать новость
Общество

Как насчет грибалки? Экофестиваль “Тихая охота” пройдет на Осиповичской земле 13-14 сентября

10 сентября 2025
Читать новость
Общество

Гороскоп на 10 сентября для всех знаков зодиака

10 сентября 2025
Читать новость

Рекомендуем