Железнодорожный участок Верейцы-Гродзянка протяженностью 53 километра появился в конце 1911 года благодаря Николаю Радзивилл, который планировал заняться разработкой принадлежащих его жене Магдалине лесных угодий. На участке были построены станции Лапичи, Уборок, Гродзянка и Завишин.
Ежедневно на Гродзянку и Завишин через станцию Уборок отправлялся грузопассажирский поезд. Со станций участка вывозили лес, брус, доски, паркет, бочки, сено, картофель, зерно, яблоки.
В 30-е годы для перевозки пассажиров курсировал пригородный поезд, отправлявшийся со станции Осиповичи утром. Находился он в пути 6 часов. Также на этой линии работал товарный поезд, который подавал вагоны под погрузку и выгрузку.
Во время войны железнодорожная ветка сильно пострадала. На ее восстановление потребовалось несколько лет. В настоящее время по линии Осиповичи-Гродзянка курсирует грузопассажирский поезд. Он совершает ежедневно два оборота — утром и вечером, находится в пути полтора часа и делает по пути семь остановок: Верейцы, Цель, Лапичи, Осово, Гомоновка, Уборок, Погорелое.
В путь по столетней дороге
…Взяв билет, который стоит всего две с половиной тысячи (почти в пять раз дешевле автобусного!), спешу на 5 путь. Перед глазами — состав из цистерн. Пассажирский вагон впереди, сразу за тепловозом. Обслуживает его проводница, которая и проверяет билеты у пассажиров. По-следних, кстати, немного, человек 20. Вагон же рассчитан на 170 мест…
Дав прощальный гудок, поезд тронулся. За окном мелькают поначалу придорожные строения, затем лесные насаждения.
Не успели оглянуться — Верейцы. За ней железнодорожная насыпь разделяется на две. Эту развилку местные жители называют образно и немного иронично: “Штаны”. Правая насыпь с одноколейным путем ведет в Гродзянку.
По пути замечаю, что в районе остановочного пункта Цель и станции Лапичи ведутся стоительные работы. Старых же построек практически не осталось. Не сохранились и следы ветки, которая когда-то вела от Уборка до Липеня.
До конечной станции доехало всего шестеро. При выходе из вагона спросила у пассажиров и проводницы, знают ли они о том, что ехали по железной дороге, которой исполнилось 100 лет. Увы, этого не знал никто. Как, впрочем, и того, что построили ее Магдалина и Николай Радзивилл.
Вот и подумалось: уместно было бы установить на здании станции плиту с надписью, которая указывала, когда и благодаря кому появилась станция Гродзянка и связывающая ее с миром железная дорога.
Кстати, грузовые вагоны пойдут дальше, в Червенский район, где расположена межрайбаза. А обратно в Осиповичи из Гродзянки повезут лес.
Филиал “Осиповичский завод железобетонных конструкций” ОАО “Дорстроймонтажтрест” отмечен Дипломом I степени XXII республиканского конкурса “Лидеры в строительстве Беларуси-2025”
5 июля 2025
Общество
Коллектив РУП “Могилёвоблгаз” завоевал Гран-при IX молодежного фестиваля “Мы едины — мы молодежь”.
5 июля 2025
Общество
“Аўталаўка — гэта свята!” — так лічаць жыхары малых населеных пунктаў Асіповіцкага раёна
4 июля 2025
Общество
Международный молодежный патриотический проект “Дорогами Памяти и Славы” в Осиповичах
4 июля 2025
Год благоустройства
У абласным этапе рэспубліканскага агляду-конкурсу на лепшае добраўпарадкаванне паверхневага воднага аб’екта асіповіцкі гарадскі пляж заняў першае месца
4 июля 2025
Общество
Прямая линия с первым заместителем председателя Осиповичского райисполкома