Осиповичи-Верейцы-Гродзянка №112

Немного истории

Железнодорожный участок Верейцы-Гродзянка
протяженностью 53 километра появился в конце 1911 года благодаря Николаю
Радзивилл, который планировал заняться разработкой принадлежащих его жене
Магдалине лесных угодий. На участке были построены станции Лапичи, Уборок,
Гродзянка и Завишин.

Ежедневно на Гродзянку и Завишин через станцию
Уборок отправлялся грузопассажирский поезд. Со станций участка вывозили лес,
брус, доски, паркет, бочки, сено, картофель, зерно, яблоки.

В 30-е годы для перевозки пассажиров курсировал
пригородный поезд, отправлявшийся со станции Осиповичи утром. Находился он в
пути 6 часов. Также на этой линии работал товарный поезд, который подавал
вагоны под погрузку и выгрузку.

Во время войны железнодорожная ветка сильно
пострадала. На ее восстановление потребовалось несколько лет. В настоящее время
по линии Осиповичи-Гродзянка курсирует грузопассажирский поезд. Он совершает
ежедневно два оборота — утром и вечером, находится в пути полтора часа и делает
по пути семь остановок: Верейцы, Цель, Лапичи, Осово, Гомоновка, Уборок,
Погорелое.

В путь по столетней дороге

…Взяв билет, который стоит всего две с
половиной тысячи (почти в пять раз дешевле автобусного!), спешу на 5 путь.
Перед глазами — состав из цистерн. Пассажирский вагон впереди, сразу за
тепловозом. Обслуживает его проводница, которая и проверяет билеты у
пассажиров. По-следних, кстати, немного, человек 20. Вагон же рассчитан на 170
мест…

Дав прощальный гудок, поезд тронулся. За окном
мелькают поначалу придорожные строения, затем лесные насаждения.

Не успели оглянуться — Верейцы. За ней
железнодорожная насыпь разделяется на две. Эту развилку местные жители называют
образно и немного иронично: “Штаны”. Правая насыпь с одноколейным путем ведет в
Гродзянку.

По пути замечаю, что в районе остановочного пункта
Цель и станции Лапичи ведутся стоительные работы. Старых же построек
практически не осталось. Не сохранились и следы ветки, которая когда-то вела от
Уборка до Липеня.

До конечной станции доехало всего шестеро. При
выходе из вагона спросила у пассажиров и проводницы, знают ли они о том, что
ехали по железной дороге, которой исполнилось 100 лет. Увы, этого не знал
никто. Как, впрочем, и того, что построили ее Магдалина и Николай Радзивилл.

 Вот и
подумалось: уместно было бы установить на здании станции плиту с надписью,
которая указывала, когда и благодаря кому появилась станция Гродзянка и
связывающая ее с миром железная дорога.

Кстати, грузовые вагоны пойдут дальше, в Червенский
район, где расположена межрайбаза. А обратно в Осиповичи из Гродзянки повезут
лес.

Нина ВИКТОРЧИК.

 

Последние новости

Общество

Филиал “Осиповичский завод железобетонных конструкций” ОАО “Дорстроймонтажтрест” отмечен Дипломом I степени XXII республиканского конкурса “Лидеры в строительстве Беларуси-2025”

5 июля 2025
Читать новость
Общество

Коллектив РУП “Могилёвоблгаз” завоевал Гран-при IX молодежного фестиваля “Мы едины — мы молодежь”.

5 июля 2025
Читать новость
Общество

“Аўталаўка — гэта свята!” — так лічаць жыхары малых населеных пунктаў Асіповіцкага раёна

4 июля 2025
Читать новость
Общество

Международный молодежный патриотический проект “Дорогами Памяти и Славы” в Осиповичах

4 июля 2025
Читать новость
Год благоустройства

У абласным этапе рэспубліканскага агляду-конкурсу на лепшае добраўпарадкаванне паверхневага воднага аб’екта асіповіцкі гарадскі пляж заняў першае месца

4 июля 2025
Читать новость
Общество

Прямая линия с первым заместителем председателя Осиповичского райисполкома

4 июля 2025
Читать новость

Рекомендуем