На защите интересов потребителя (№ 20)
15 марта — День потребителя. Каждый
из нас имеет к нему непосредственное отношение, так как в повседневной жизни
пользуется различными видами услуг, предоставляемых как государственными, так и
частными субъектами хозяйствования для удовлетворения наших запросов. Порой,
взаимоотношения между потребителем и организацией, оказывающей какую-то услугу,
выстраиваются не совсем ровно и требуют разрешения конфликтной ситуации путем
вмешательства соответствующих органов. Редакция “АК” подготовила ряд
вопросов, часто возникающих у осиповичских потребителей. Отвечает на них
главный специалист сектора торговли и услуг отдела экономики райисполкома
Татьяна Кондратович.
— Вы случайно разбили в магазине банку
с консервированным салатом. Обязаны ли заплатить за испорченный товар?
— По правилам розничной торговли
покупатель, нанесший ущерб имуществу предприятия, должен его возместить.
— Купил невесте золотое кольцо, а
оно оказалось ей мало. В магазине обменять перстень на больший отказались.
Правомерны ли действия продавцов?
— Они полностью правы. По Закону
“О защите прав потребителей” не все товары подлежат обмену или
возврату. Их перечень содержится в постановлении правительства РБ. В
соответствии с ним изделия из драгметалла относятся к товарам, не подлежащим
обмену и возврату. Также туда входят и предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические
и некоторые другие товары.
— Могут ли пустить с чемоданом или детской коляской в торговый зал?
— Согласно п. 20 Правил
осуществления торговли отдельными видами товаров и общественного питания,
утвержденных постановлением Совета Минист-ров РБ 7.04.2004 года № 384 “при
продаже товаров методом самообслуживания покупателям запрещается производить
отбор товаров в сумки, пакеты, портфели и иные подобные вещи”. Покупатель
вправе воспользоваться корзинкой или тележкой. А свои вещи можно либо оставить
в специально оборудованном месте, либо пройти с ними в торговый зал.
— В химчистке испорти ли сданную вами вещь. Можно ли взыскать
ее стоимость?
— Согласно Правилам бытового
обслуживания потребителей исполнитель обязан предоставить по требованию
документ, на основании которого определяется процент износа изделия.
В случае полной или частичной утраты
вещи и невозможности вернуть ее исполнитель обязан возместить потребителю
двукратную цену поврежденной вещи, а также расходы, понесенные потребителем.
— Попросила парикмахера слегка
подровнять волосы, а она срезала половину длины. Можно ли вернуть деньги?
— Если результат работы не
удовлетворил, можно потребовать возврата денег либо уменьшить установленную
цену выполненной работы.
— Купила футболку. После стирки в
соответствии с указаниями на ярлыке она полиняла. В магазине вернуть деньги
отказались…
— Нужна экспертиза, которая
определит, действительно ли краситель оказался нестойким. Если это так, то вещь
будет признана бракованной. И тогда продавец обязан вернуть деньги и оплатить
экспертизу.
— Решила зайти в магазин за пять
минут до его закрытия, но продавщица сказала, что уже закрыто, мотивировав это
тем, что в торговом зале и так много покупателей. Права ли она?
— В соответствии с основными
Правилами ведения розничной торговли на территории Республики Беларусь запрещается
прекращать доступ покупателей в торговый зал в связи с приближением обеденного
перерыва или окончанием времени работы продавца. За 10 минут до закрытия
продавец может предупредить покупателей о том, что время работы заканчивается и
обслуживание прекращается.
— Купил компактный диск. Оказалось,
что он не читается. Как быть?
— Технические носители информации —
в Перечне доброкачественных непродовольственных товаров, не подлежащих обмену.
Вернуть его в магазин или обменять можно, если не нарушена герметичность
упаковки. В противном случае придется доказывать, что товар некачественный.
Порой, сделать это очень сложно. Во избежание неприятностей нужно хорошо знать технические
характеристики вашего воспроизводящего устройства — нужно, чтобы покупаемый
диск полностью соответствовал его параметрам.
Подготовила Нина ВИКТОРЧИК.