Карманные деньги: иметь или не иметь?

Сегодня у наших детей карманных денег становится
все больше. По данным ученых, самые богатые дети — в Норвегии (тратят в неделю
$149), а самые бедные — в Индии ($4). На Западе, кстати, родительское пособие
детям является обязательным. В США сумму еженедельных выплат привязывают к
возрасту ребенка: в 10 лет — $10, в 16 — $16…

На что тратят деньги белорусские дети? По данным
социологических исследований, если сумеют накопить до 30-40 у.е., то — на
развлечения, более мелкие суммы — на сладости, диски, модные возрастные журналы
и др. Развлечения часто находят в игровых автоматах да в компьютерных клубах,
стоимость услуг которых возросла многократно.

Как отмечают многие психологи, родители сегодня
разделились на три лагеря. Одни считают, что нужно идти в ногу со временем,
другие относятся к благам цивилизации настороженно, третьи — и их больше —
ничего не считают, так как в кошельке нечего особо считать. Сегодня ребенок
может забыть в школу дневник, ручку, учебник, однако деньги на буфет — никогда.

Дети желают иметь мелкие купюры в кармане, чтобы
чувствовать себя более уверенно, при желании — приобрести мелкие игрушки,
канцтовары, что-то съедобное.

А как смотрят на эту проблему родители?

Жанна (дочь — студентка, сын — 8-классник):

— Раньше я была против выделения детям денег. А
года три назад поняла, что без этого никак. Если стать на позицию ребенка,
который видит вокруг такое изобилие разнообразных товаров и услуг, понятна его
растерянность и подавленность при отсутствии возможности хоть что-то приобрести
самостоятельно. Пусть не сегодня, а когда родители получат зарплату — эту дату
дети знают назубок. Имея собственный капитал, ребенок учится благоразумно
распоряжаться деньгами, что пригодится в будущем.

Михаил (сын работает, дочь учится в 7 классе):

— 10-15 тысяч в неделю школьник должен иметь, а
как ими распорядиться — решит сам. Но траты родители должны держать на
контроле, чтобы деньгами ребенок распоряжался с умом. Может насобирать
определенную сумму и купить что-то нужное.

Елена (два сына-школьника):

— Не даю денег вообще. Старшему — чтобы не
за-имел вредные привычки, а младший и не просит. Все необходимое детям покупаю
сама.

Валентина (сын — студент, дочь — школьница):

— Около 10 тысяч в неделю дочь получает. Тратит
их на мороженое, чипсы, сухарики, покупает минеральную воду, оплачивает
телефонные услуги. Изредка может приобрести, например, лак для ногтей или
резинку для волос. Иногда звоню дочери и прошу ее купить пакет молока или
полбулки хлеба — знаю, что деньги для этого у нее есть.

Конфликты родителей и детей начинаются тогда,
когда ребенок не знает и не хочет знать, откуда берутся деньги, и буквально
эксплуатирует родительскую любовь, превращаясь в маленького семейного
“альфонса”. Особенно часто возникает взаимонепонимание, когда встает
вопрос о покупке техники. Этому способствует и то, что по природе своей дети не
боятся технологий и быс-тро реагируют на все изменения. Открыв далеко не
наив-ные глаза, ребенок говорит: “У всех моих друзей ЭТО уже есть, а у
меня — еще нет!” — и родители часто воспринимают его негодование как
приговор своей несостоятельности. Реабилитировать себя они могут только при
одном условии: приобрести то, что ребенок просит. Рынок все эти нюансы
учитывает, удобно располагая и рекламируя товар, не забывая регулярно повышать
цены.

Еще одна опасность — усиленное желание дать
детям все достижения современности. Уже никому не надо сегодня расшифровывать
такие страшные понятия, как компьютерная зависимость, игромания, ониомания
(магазинная зависимость). Кроме того, может возникнуть порочный круг: чем
больше вы ребенку даете, тем больше растут потребности.

Так должен ли школьник иметь карманные деньги?

— Должен, — считает психолог средней школы № 2
Наталья Образцова. — Но размеры выделяемых детям денег должны быть разумными.
Ребенок учится распоряжаться сначала небольшой суммой. Для него деньги в
некоторой степени — средство выражения самостоятельности. Ребенок должен иметь
собственное и уважать чужое пространство. Полное отсутствие у него денег, отказ
родителей от выделения какой-то суммы на мелкие расходы нередко приводит
школьника к воровству. Но родителям стоит помнить, что денежные купюры не
должны быть средством платы за домашнюю работу. Дом, семья — не место работы,
там не приемлемы товарно-денежные отношения. Допустимо в качестве наказания
лишить карманных денег на какой-то срок, можно поощрить в конце учебного года
какой-то суммой, но не за ежедневные оценки. Кроме того, старших школьников
необходимо привлекать к обсуждению семейного бюджета. Важно, чтобы он имел
представление о рациональном расходовании средств с учетом доходов. Плюс,
вводить ребенка в курс временных или долгосрочных финансовых трудностей, вместе
радоваться возникшим возможностям преодолеть их. И ничего не обещать
безоговорочно.

Решайте сами: иметь или не иметь деньги
школьнику. И помните: деньги любят счет…

Инна ЗАСКЕВИЧ.

 

Последние новости

Образование

Летний оздоровительный период стартует уже через две недели. Где и как проведут это время наши дети?

19 мая 2025
Читать новость
Профилактика

ОГАИ ОВД Осиповичского райисполкома сообщает: с 18 по 24 мая Госавтоинспекцией будет проводиться республиканская профилактическая акция «Мотодвижение – без нарушений!»

19 мая 2025
Читать новость
Общество

Погода на неделю: потепление и грозы

19 мая 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко на встрече с наследным принцем Омана: мы стали не просто партнерами, а уже друзьями

19 мая 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко о сотрудничестве с Красноярским краем России: показатели неплохие, но потенциал гораздо больше

19 мая 2025
Читать новость
Общество

Самое – самое про востребованный торговый объект Глусского райпо на территории Осиповичского района — магазин “РгоЗапас”

19 мая 2025
Читать новость

Рекомендуем