Война: 70 фотомгновений. Киев: цена трехдневного промедления

Война: 70 фотомгновений. Киев: цена трехдневного промедления

11 июля 1941 года у села Капитоновка на реке Ирпень немецкие танки и мотопехота наткнулись на бетонные доты Киевского укрепленного района, и для уничтожения его защитников немцы применили ядовитые газы.

Так началась оборона Киева — ожесточенное сражение, продолжавшееся 71 день и чуть было не изменившее в пользу СССР ход всей Великой Отечественной войны. Но история не знает сослагательного наклонения…

kievskiy-kotel
Киевский котёл

Чтобы понять масштаб Киевской трагедии, необходимо вернуться в январь сорок первого и вспомнить об одном из наиболее таинственных событий советской предвоенной истории — большой стратегической игре, проведенной под руководством наркома обороны. Разбор ее состоялся в Кремле в присутствии Иосифа Сталина, членов Политбюро ЦК ВКП(б) и высшего руководства РККА, и это прямо указывает на ее значимость. Однако в советской исторической литературе какие-либо существенные подробности игры и сделанные по ее итогам выводы никогда не упоминались.

Снятие грифа секретности открывает причину молчания мемуаристов и официальных историографов: в ходе январской игры рассматривались ВСЕ варианты начала боевых действий с “вероятными противниками”, в том числе и ситуацию, когда РККА начинает военные действия ПЕРВОЙ. Впрочем, упреждающий удар рассматривался только в академическом плане, поскольку единственным возможным сценарием начала боевых действий военное руководство страны считало быстрое и мощное контрнаступление главных сил на части противника, скованные в течение 10-15 дней войсками прикрытия в приграничных сражениях.

В ходе игры стало ясно, что при любом раскладе самым удобным плацдармом для проведения активных действий в западном направлении является Украина. Именно этот вывод был положен в основу планов развертывания советских войск накануне войны.

otravlennyie-gazom-zashhitniki-dota-kiev
Отравленные газовой атакой защитники дота Киевского укрепрайона

Весной советскому военному и политическому руководству стало ясно, что война неизбежна, что она начнется в текущем году и удержать ее на границе страны, действуя по уже существующим планам, невозможно. Именно поэтому 15 мая появился совершенно секретный документ Генштаба, в котором уже всерьез рассматривалась перспектива “упредить противника в развертывании и атаковать германскую армию в тот момент, когда она будет находиться в стадии развертывания и не успеет еще организовать фронт и взаимодействие родов войск”.

Красная Армия полностью подготовиться к нанесению упреждающего удара не успела, однако на Украине, ставшей с началом боевых действий Юго-Западным фронтом, были сосредоточены огромные силы. Имея значительный перевес перед немецкой группой армий “Юг” (командующий фельдмаршал Герд фон Рундштедт), наши войска попыталась реализовать предвоенные планы, бросив в бой огромную массу танков под Дубно (“Прохоровка у Лепеля” — см. “АК” № 44 от 10.06.2014 г.) Этот контрудар окончился неудачей, но даже после разгрома своих бронетанковых войск Юго-Западный фронт, которым командовал сперва маршал Семен Буденный, а потом генерал-полковник Михаил Кипронос, сохранял значительное превосходство над противником.

Группа армий “Юг” наступала, но в упорных боях несла большие потери и, подойдя к Днепру, уже не имела сил самостоятельно прорвать подготовленную на этом рубеже советскую оборону.

Чтобы не допустить перехода войны в позиционную, что для вермахта было равносильно поражению, Гитлер дал команду остановить наступление на других участках фронта и бросил с севера (Гейнц Гудериан) и юга (Эвальд фон Клейст) все танковые дивизии на Киев — чтобы окружить самую опасную для немцев группировку РККА в составе целых пяти армий.

Это решение нацистского лидера дало обороняющимся отличный шанс перехватить инициативу. Командующий Брянским фронтом Андрей Еременко 29 августа получил приказ Ставки Верховного командования ударить во фланг наступавшим с севера танковым дивизиям врага и, после их уничтожения, двинуться в тыл группы армий Центр, перерезав ее пути снабжения.

У Еременко было достаточно сил для проведения этой операции, и он был совершенно уверен в успехе. Однако этот небесталанный военачальник совершил типичную для первых месяцев войны ошибку: наносил в неподходящее время недостаточно организованные удары.

Неудача Брянского фронта была тяжелой, но не фатальной: у советских войск оставалось достаточно времени для отхода от Днепра на восток и создания линии обороны вдоль реки Псел. В таком случае долгий марш бронированных армад фон Клейста и Гудериана оказался бы совершенно бесполезным, а измотанные войска Рундштедта прорвать новые позиции Юго-Западного фронта точно бы не смогли.

Однако для реализации этого плана нужно было оставить Киев, причем не позднее 15 сентября. Убедить же Сталина в необходимости отхода удалось лишь 18 числа, когда отступать было уже поздно. Миллионная группировка РККА попала в котел, из которого вырваться уже не смогла. Немцы захватили 665 тысяч пленных, 3.700 орудий, 850 танков. Погибло в полном составе и командование фронта.

С уничтожением Киевского “котла” на юго-западном направлении советско-германского фронта образовалась брешь шириной почти 200 километров, через которую никто не мешал врагу двигаться на Крым, Харьков и Ростов…

Последние новости

Общество

Можно ли заводить пчел, домашнюю птицу и животных в садовом товариществе, рассказали специалисты

21 мая 2025
Читать новость
Образование

Расширен список специальностей, по которым выпускники колледжей могут получить высшее образование за три года

21 мая 2025
Читать новость
Общество

Европейский кризис идентичности: от имперских амбиций до инструкций по выявлению “русских шпионов”

21 мая 2025
Читать новость
Спорт и туризм

В пятницу «Осиповичи» сыграют на выезде с «Гомель-2

21 мая 2025
Читать новость
Культура

Работники Военизированной охраны станции Осиповичи посетили Дарагановскую и Татарковскую средние школы

21 мая 2025
Читать новость
Культура

Афиша кинотеатра «Родина», Осиповичи

21 мая 2025
Читать новость

Рекомендуем