Квадратиш, практиш, гут!* или Смарт-авто в Осиповичах

Эх, прокачусь!
Не заметить этого забавного малыша невозможно. Черно–белый, чем–то похожий на мультяшного “ежика” автомобильчик просто излучает позитивную энергию. Владельцы единственного в городе “Смарта“ Людмила Литвинова и Александр Козленок — люди молодые, веселые и открытые, так что выбрали они такой необычный автомобиль для семейного пользования совсем не случайно.
За год эксплуатации “Бубочка” — это прозвище прилипло к машине после первой же поездки — уверенно накрутил 40 тысяч километров (общий пробег составляет 190 тысяч) и еще раз доказал, что изделия, созданные фирмой “Даймлер Бенц”, не просто так называются “Мерседесами”. Впрочем, что касается “Смарта”, то к созданию городского сверхкомпактного автомобиля приложили руку не только немецкие машиностроители, но и потомственные швейцарские часовщики.
Кажется, это вторая в истории автомобилестроения попытка скрестить швейцарский хронометр с механическим транспортным средством: первая произошла в начале ХХ века и породила знаменитую фирму “Ситроен”. Пока рано говорить, превратится ли в гиганта мировой индустрии производитель “Смартов” — компания “Smart GmbH” — но дебют у нее получился удачным. Микромобиль выпускается с 1996 года и нисколько не утратил ни актуальности, ни шарма, ни технической экстравагантности.
Собственно, с последней и начнем. Корпус машины — ударопрочный стеклопластиковый “кокон”. Потому при лобовом столкновении — Боже упаси, но все же! — на скорости до 60 км/ч “Смарт” просто отскакивает от препятствия.
Двигатель расположен сзади, под полом багажника. Причем его крышка закрывается не классическим замком, а фиксируется болтами. На нее — правда, без особого комфорта — садится два человека, так что “Смарт” можно назвать условно четырехместным.
Квадратная база, энергоемкая подвеска и низкий центр тяжести делают машину феноменально юркой и устойчивой: повороты на любой скорости она проходит без крена, а радиус разворота составляет всего 9 метров. Разгоняется “Смарт” почти до 140 км/ч довольно резво: его “сердце” — трехцилиндровый бензиновый двигатель объемом 0,7 литра в паре с 6-ступенчатой (!) роботизированной КПП — умеет творить чудеса, потребляя на “сотню” всего 3,5 литра АИ-95!
Но это на хорошей дороге: разбитый асфальт и “лежачие полицейские” на микромашине лучше проезжать без лишней лихости.
Динамические характеристики органично дополняются до мелочей продуманной эргономикой — крохотный “Смарт” просто поражает простором салона! Это, конечно, иллюзия, но какая разница, если пользоваться рычагами, педалями, кнопками и заслонками удобно, а экипаж на своих креслах располагается с классическим немецким комфортом.
По словам Людмилы и Александра, в Беларуси существует сообщество любителей “Смартов”, которые ведут между собой активный обмен полезной информацией. В первую очередь владельцы мини-машинок делятся опытом правильного ухода за силовой установкой. Она надежная, но “нежная”, требует грамотного и регулярного обслуживания, а эта процедура нередко превращается в настоящие “танцы с бубном”. К примеру, свечей в трехцилиндровом моторе стоит 6, а для замены масла не предусмотрено сливное отверстие…
Но под “сидушку” капота заглядывать приходится периодически, а удовольствие от общения с этим забавным, но совсем не игрушечным автомобильчиком владелец получает каждый день!
Дмитрий САВРИЦКИЙ.
* непереводимый немецкий фольклор.