7 января — Рождество Христово БУДАПЕШТ: в храме Сергия Радонежског 6.01.10, № 1

7 января — Рождество Христово
БУДАПЕШТ: в храме
Сергия Радонежского
В свое время Григорию Маркушину довелось учиться в Венгерской военной академии им. Миклоша Зриньи. Супруга работала старшей медсестрой военного госпиталя Южной Группы Войск тоже в Будапеште и однажды поведала мужу следующее. В госпиталь поступил заболевший верующий военнослужащий. Из Союза к нему прибыли родители — тоже люди верующие. Повстречавшись с сыном, они пожелали, чтобы к нему был приглашен священник. Руководство госпиталя начало возражать: мол, в штате госпиталя такого нет, а вызывать его из Союза — дело нереальное. И тогда кто-то вспомнил, что в Будапеште действует православный храм со священником.
— Так вот и узнал о существовании в Будапеште прихода русской православной церкви, — вспоминает Григорий Юрьевич. — Который, естественно захотелось посетить…
Оказалось, храм русской православной церкви в столице Венгрии находится в центре города недалеко от площади Королей. Взошел на крыльцо здания, на доске объявлений прочитал несколько документов: штат церкви, время работы, содержание тем церковной службы на месяц. На звонок дверь открыл молодой, лет тридцати, бородач, который принял меня за венгра. На отличном венгерском языке поздоровался, спросил о цели визита.
“Отец Иоанн, настоятель храма Сергия Радонежского. По мирскому — Иван Иванович”, — коротко представился хозяин.
Знакомство продолжили в гостиной за чашкой чая, которым нас любезно угощала матушка. Причем в джинсах и кроссовках Наташа ничем и никак не походила на попадью…
Далее собеседник поведал, что он из Западной Украины, где проживают порядка 400 тысяч венгров. Окончил местную семинарию, поступил заочно учиться в Ленинградскую духовную православную академию. Там и женился.
Коснулись истории создания храма Сергия Радонежского. В 1917 году из России в Европу хлынул поток русских эмигрантов, и часть из них осела в Будапеште. Ими и была построена православная церковь, действовавшая до Отечест-венной войны. В ходе боев за освобождение города она была уничтожена. Война повлияла и на прихожан: одни вернулись в СССР, другие остались в Венгрии, третьи эмигрировали в иные страны. Так в Будапеште снова возникла потребность в строительстве нового храма, но сил и средств не было. Выручил армянский торговец коврами, который занимал в центре города трехэтажный особняк. Под нужды церкви он выделил первый этаж дома. Церковную утварь принесли прихожане.
Новый поток эмигрантов в Будапешт хлынул в пятидесятые годы, когда в виду разногласий между Союзом и Югославией из по-следней начали уезжать русские.
Велика ли была численность прихожан на время нашей встречи? Не очень, раньше было больше. Эмигрантская община редеет. Кто-то уходит в мир иной, но наибольший урон наносят смешанные браки, когда русская девушка, выходя замуж за венгра, поляка или румына, теряет связь с русской церковью. В обычные дни в храме собирается до полусотни верующих, в торжественных случаях — 200-250 человек. Есть свой певчий хор.
На какие средства живет-действует храм? В основном — на пожертвования прихожан. Жертвуют от 20 форинтов до тысячи. Посещают ли его православные из Союза? Да. В основном — туристы, но случается и иное. На днях зашел соотечественник, объявил, что верующий. Но вот беда: обокрали, нет ни документов, ни денег. Поэтому он и бьет челом, обращается к настоятелю храма за по-мощью. Учитывая, что раб божий вел себя шумно, был под хмельком и очень настырно, пришлось вызвать полицию…
Иван Иванович поведал, что прихожане собираются в храме не только, чтобы исполнить религиозные обряды. Здесь они вспоминают о своей исторической Родине, делятся новостями, обмениваются различными газетами и журналами, другой видеоинформацией.
Принял приглашение отца Иоанна на очередную религиозную службу по случаю Рождества Христова. В храме мерцало пламя свечей, пахло воском и ладаном, со всех сторон на меня глядели лики святых. Пел хор. Волнующе, возвышенно.
В установленное время началась служба. Иван Иванович был в великолепии, облачился в рясу. Стали появляться прихожане. Если делить русских на революционных и послереволюционных, то они напоминали первых. Можно не сомневаться, что корни родо-словной большинства из них уходили в дворянскую Россию: дородность, важность, осанка, походка. В тот день все жертвовали щедро. Положил и сам пятьсот форинтов.
Выйдя во двор, где уже порядком смеркалось, еще раз обернулся на освещенные окна церкви, откуда доносился хор певчих. У ворот, пискнув тормозами, остановилась машина. Вышедшая из нее пара, бережно поддерживая друг друга, засеменила в храм. Который, ко всему прочему, для них и всех русских прихожан оставался кусочком Родины, частицей русского Отечества, “там русский дух, там Русью пахнет”.
Церковь — это всегда олицетворение старины, здесь время словно останавливается…

Последние новости

Власть

Как отечественные комбайны выдерживают уборку в сложных погодных условиях? Ситуацию оценил Лукашенко

24 июля 2025
Читать новость
Власть

“Пресс должен быть”. Лукашенко про технологии, от которых не нужно “отпихиваться”

24 июля 2025
Читать новость
Общество

Расширен перечень товаров, подлежащих прослеживаемости

24 июля 2025
Читать новость
Общество

Просто умейте мечтать. Жители и гости Осиповичского района делятся своими секретами счастливого лета

24 июля 2025
Читать новость
Общество

У фокусе — дзве Кацярыны. Маладыя спецыялісты працуюць на станцыі Асіповічы толькі тры месяцы, але ўжо заслужылі павагу калег

24 июля 2025
Читать новость
Общество

Гороскоп на 24 июля для всех знаков зодиака

24 июля 2025
Читать новость

Рекомендуем