Путь беглецов из Минска в Лапичи был долгим. Они надеялись скрыться от войны, но Холокост настиг их и здесь — в тихом уголке Осиповичского района

В ноябре 2023 года в районке была опубликована статья Валентина Шпака «Всё о расстреле мирных жителей Лапичей в августе 1941 года» (см. «АК» № 89), в которой упоминалась трагическая судьба еврейской семьи Кульбак. Сегодня есть возможность дополнить эту страницу нашей истории новыми фактами.
..Еврейскому поэту, писателю и драматургу Моисею (Мойше) Кульбаку
20 марта исполнилось бы 130 лет. Сегодня мало кто знает о его творчестве, но в 1930-е годы Кульбак был видным литератором и даже возглавлял Всемирный еврейский ПЕН-клуб. Зарубежные связи сыграли с ним злую шутку: писатель был арестован и расстрелян как «враг народа» 29 октября 1937 года. Помимо стандартных для того времени «шпионажа и подготовки диверсий», его также обвиняли в том, что он «состоял заместителем председателя национал-фашистской еврейской литературной организации».
Его жена Зельда (Евгения) также была арестована и осуждена на девять лет лагерей.
Детей семьи Кульбак Элю и Раю поместили в разные детские дома. Сестра поэта Антонина с трудом их разыскала и взяла на воспитание. После ареста подруги Тоня забрала к себе и ее дочь — так в доме появилась еще одна девочка, Инна Войнова.
Когда началась война, Кульбаки попытались выбраться из Беларуси на безопасную территорию. Эвакуироваться поездом не смогли, пришлось уходить на восток пешком.
По воспоминаниям Инны Войновой, они покинули Минск 26 или
27 июня (город был оккупирован 28 июня 1941 года — ред.). Антонина взяла с собой своих пожилых родителей и двух братьев Зельды Кульбак. Двигались по Могилёвскому шоссе, проходя через Смиловичи, Червень. В день преодолевали по 20-25 километров.
До Кличева добрались примерно через неделю, но к тому времени немецкие войска уже успели форсировать Днепр. Идти дальше на восток смысла уже не было, и беглецы решили вернуться в Минск. Через несколько дней добрались до местечка Лапичи. Здесь и остались: местные жители рассказали, что немцы в Минске организуют гетто и загоняют туда евреев.
18 августа 1941 года всех еврейских мужчин местечка расстреляли. В тот день погибли муж Антонины Иосиф Кроль и оба брата Зельды Кульбак.
«В январе 1942 года полиция и немцы снова окружили местечко и загнали еврейское население (женщин, детей и стариков — прим. ред.) в три дома, — вспоминала Инна Войнова. — Все были уверены, что это конец. Но через несколько часов вдруг объявили, что все должны идти домой и принести теплую зимнюю одежду, у кого она есть… Однако в тот день стариков и нескольких подростков вывели за околицу (10-12 человек) и расстреляли. Так погибли отец Антонины Кульбак и Эля Кульбак (сын Мойше Кульбака)».
Остальных лапичских евреев расстреляли в апреле 1942 года. Инну спасла Антонина Кульбак. Когда немцы пришли к ним домой, Антонина сказала, что с ними живет белорусская девочка, чьи родители арестованы. Тогда немцы приказали Инне перейти в другую половину дома, где ютилась белорусская семья.
Из семьи Кульбак в живых остались маленькая Рая, которая в начале войны находилась в Ратомке на даче детского сада и была эвакуирована в тыл, а также ее мама Зельда. Как не удивительно, но женщину надежно защитил от нацистского геноцида 9-летний срок заключения в советском исправительно-трудовом лагере.
…Историческая память не роскошь. Это щит для будущих поколений от тех страхов, предрассудков и безразличия, что когда-то привели к миллионам могил без имен.
Леонид Безручко. При подготовке использовались материалы Национальной библиотеки Беларуси и журнала «Мишпоха» (Израиль).

