В год 80-летия Великой Победы осиповчане вспоминают своих предков, защищавших Родину, многие из которых отдали за нее жизнь.

Отцу Светланы Вдовиной повезло. Он выжил и смог радовать родных своим участием в их жизни еще не один год.
— Родился отец 8 мая 1919 года в деревне Селиловичи Брянской области, — рассказывает Светлана Михайловна. — После пяти классов стал работать в колхозе счетоводом, так как нужно было помогать семье. А затем был призван в армию.
Солдат Михаил Вдовин уже ждал демобилизации, но началась война, и его служба затянулась еще на пять лет. Прошел славный боевой путь “с южных гор до северных морей” — от Закавказья до Кёнигсберга.
— С октября 1941 по август 1942 года воевал на Южном, затем на Северокавказском фронте, — повествует дочь фронтовика. — Был командиром минометного расчета. После прохождения курсов усовершенствования политсостава его назначили комсоргом бригады, позже стал парторгом дивизии. Участвовал в разгроме Таманской группировки противника и освобождении Таманского полуострова, боях за город Феодосию, крепость и важнейшую военно-морскую базу Севастополь, очищении Крыма от захватчиков, освобождении Восточной Пруссии.
Их подразделение шло впереди, освобождая дорогу пехоте.
Михаил Вдовин проявлял мужество и стойкость в боях. И когда командир подразделения был ранен, не побоялся взять командование на себя.
Под покровом ночи его бойцы форсировали реку Преголю: перетаскивали орудия, переправляли личный состав.
Фронтовая судьба Михаила Вдовина состояла из целого ряда эпизодов, каждый из которых мог стать последним. Были изнурительные перемещения с одного места дислокации на другое, беспощадные бои, неспокойный сон в окопах и блиндажах, лечение в полевых госпиталях. Случались и награждения орденами и медалями. Например, за освобождение Керчи Михаил Вдовин получил орден Красной Звезды, Кёнигсберга — орден Отечественной войны II степени.
Встретив День Победы, защитник не был демобилизован. Его часть перебросили на границу с Японией. И только год спустя родные встречали бравого старшего лейтенанта. В родной деревне Михаил создал семью. А через какое-то время дядя, живший в Осиповичах, предложил племяннику переехать в этот же город. Так семья Вдовиных оказалась на новом месте.
— После войны произошло одно неожиданное, но радостное событие, — сообщает Светлана Михайловна. — Родители узнали, что отцу было присвоено очередное воин-ское звание — капитан. Но он об этом не знал. Возможно, это было связано с его переездом.
Помню тот день. Через четверть века после победы отца вызвали в военкомат и вручили удостоверение. В звании капитана он получил и медаль “За взятие Кёнигсберга” — спустя столько лет.
О войне отец вообще не любил говорить. Трудно вспоминать о погибших на твоих глазах товарищах, с которыми воевали плечом к плечу. Папа очень дорожил грамотой, полученной, как он говорил, от самого товарища Сталина. Ценный документ долгие годы висел в рамке на стене нашего дома и напоминал о том, что Родина помнила своих защитников, всех поименно. “Кто не видел войны — тот не поймет, а кто видел — тот сделает всё, чтобы подобное не повторилось” — такая поговорка была у отца.
По праздникам папа с гордостью надевал пиджак с наградами и шел на митинг. Отца уже много лет нет с нами, но каждый год в День Победы достаем ордена и медали, грамоты, фотографии и со слезами на глазах вспоминаем родного человека, подарившего нам мирную счастливую жизнь.