“Настоящее дело” Владимира Тихомирова

Еще одним крупным партизанским соединением, отметившимся боевыми операциями на осиповичской земле, является 12-я кавалерийская бригада им. И.В. Сталина под командованием подполковника Владимира Тихомирова.
Впрочем, бригадой это партизанское соединение стало в 1943 году, когда кавалерийский партизанский отряд под командованием лихого командира выделился из бригады “За Родину” им. А.К. Флегонтова. В мае 1943 года из отряда Тихомирова была сформирована бригада, получившая официальное наименование 12-й кавалерийской партизанской. В ее рядах сражалось уже 700 человек.
Судьбоносные шаги
Владимир Андреевич Тихомиров родился 11 июля 1921 года в деревне Запрудье Меленковского района Владимирской области в крестьянской семье.
В 1939 году он поступил в Харьковское военное медицинское училище, но вскоре стал интересоваться танковым делом, благо бронетанковое училище было рядом. В мае 1941 года, прибыв к месту службы в Новогрудок Гродненской области на должность начальника аптеки, 20-летний лейтенант Тихомиров попросил “настоящего дела”. И был назначен… командиром танкового взвода.
Начало Великой Отечественной войны новоиспеченного танкиста застало в приграничной полосе. Его часть одна из первых вступила в бои, и уже в первую неделю войны, участвуя в боях за город Несвиж, Владимир Тихомиров был контужен и тяжело ранен. Из горевшего танка его вытащили в бессознательном состоянии.
Госпиталь. Эвакуация в тыл. Санитарный поезд попадает под бомбежку, и Тихомиров вместе с другими ранеными бойцами оказывается в плену.
Из лагеря для военнопленных под Варшавой Владимир организовывал побеги не раз и не два. И только пятая попытка побега в сентябре 1941 г. оказалась удачной. Почти два месяца лейтенант пробирался по захваченным немцами территориям Польши и Беларуси, пока не разыскал партизан в Кличевском районе.
В январе 1942 года группа народных мстителей, в которой Тихомиров числился пулеметчиком, минировала мост на реке Друть. Он, прикрывая товарищей, в одиночку из станкового пулемета отбил несколько атак вражеских солдат, пытавшихся окружить партизан. Операция по взрыву моста завершилась успешно, после нее товарищи доверили 20-летнему лейтенанту право руководить их группой.
Вот так отважный лейтенант-танкист пересел на коня, который стал эффективным боевым транспортом в белорусских болотах и лесах…
Как тихомировцы появились в лесах под Гродзянкой
Появление в гродзянских лесах группы Тихомирова в 1942 году для командования осиповичских партизан не стало неожиданностью. Борис Добродомов в книге “Уходили в поход партизаны” так описал первую встречу с ними:
“Вскоре мы встретились с этими кавалеристами. Это была небольшая группа, человек 20-25, прибывшая из-за Березины, отделившись от какого-то партизанского отряда Кличевского района. Командовал этой группой рослый двадцатилетний блондин Владимир Тихомиров. Вся группа ездила верхом на конях. Правда, у большинства бойцов вместо седел были приспособлены подушки, а вместо стремян — веревочные петли <…>.
Незадолго до прибытия этой группы Н.Ф. Королёв получил от полковника В. Ничипоровича, который тогда командовал соединением партизан Кличевской зоны, указание о том, что в случае появления в нашем районе отдельных групп, отделившихся от отрядов Кличевской зоны, возвращать их в свои отряды.
Николай Филиппович поручил нам, разведчикам, разыскать Тихомирова и пригласить его в наш лагерь. Вскоре в лагере под Гродзянкой состоялась встреча Королёва и Сумченко с Тихомировым. В продолжительной беседе в штабном шалаше жаждущий боевых схваток с врагом рубака-парень вызвал симпатию у наших командиров, и они отказались от мысли возвращать Тихомирова в кличевские леса.
Королёв дал разрешение создать самостоятельный отряд по соседству со своим, но поставил условие: “Пусть твои бойцы помягче относятся к местному населению и никаких репрессий к мирным жителям деревень не применяют”.
Летом 1942 года Тихомиров встретился с командиром спецотряда “Градовым” (псевдоним сотрудника НКГБ СССР Станислава Ваупшасова), который на территории Минской области активно занимался объединением разрозненных партизанских отрядов и групп.
Через “Градова” у молодого командира появилась постоянная связь с Большой землей, а от старшего товарища получал не только советы, но и действенную помощь. Летом 1942 года конная группа Тихомирова, действовавшая в Червенском районе, выделилась и оформилась в отдельный самостоятельный партизанский отряд.
15 октября 1942 года состоялась судьбоносная встреча Станислава Ваупшасова с Алексеем Флегонтовым, кавалеристы которого прибыли из Центра в Червенский район. Возможно, именно при содействии “Градова” кавалеристы “дяди Леши” вошли в контакт с кавалерийским партизанским отрядом Тихомирова и убедили последнего войти в формируемую партизанскую бригаду.
Так, 20 октября 1942 года по указанию начальника Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД) была сформирована бригада “За Родину”. В ее состав на момент формирования вошли шесть отрядов, в числе которых был и кавалерийский отряд под командованием Тихомирова, позже получивший имя Сталина. Численность тихомировцев на тот период составляла 95 бойцов.
Как отряд имени Сталина сражался на осиповичской земле
Главные преимущества тихомировской конницы — мобильность, внезапность. А еще — дисциплина в отряде, решительность и дерзость молодого командира.
Появилась у них и своя артиллерия: однажды на берегу реки Березины тихомировцы нашли три “сорокапятки”, 76-миллиметровую пушку и некоторое количество снарядов к ним. Орудия удалось отремонтировать. У партизан уже имелось восемь минометов и четыре станковых пулемета, а с собственной артбатареей они стали для врага крепким орешком. И когда в ходе очередной карательной операции фашисты двинулись против отряда Тихомирова под прикрытием четырех танков, их ожидал крайне неприятный сюрприз…
Можно сказать, что отряд Тихомирова в основном специализировался на разгроме небольших гарнизонов противника, которые они атаковали внезапно, агрессивно и, как правило, успешно. Базируясь на границе Осиповичского и Червенского районов, он штурмовал гарнизоны в радиусе 50 км, т.е. захватывал часть Пуховичского и Березинского районов.
Тихомировцы уничтожили сотни оккупантов и строго выполняли приказ командира — беречь в бою не только свою лошадь, но и лошадь противника. Трофейных немецких тяжеловозов Тихомиров обменивал в деревнях на местных, более легких. Ездовые лошади были нужны: отряд очень быстро рос.
Неудачи лихого комбрига
Не все боевые операции тихомировцев проходили гладко, а два штурма полицейских гарнизонов в Осиповичском районе — в Лапичах и Липене — стали провальными. И только в первом случае можно говорить о стечении неблагоприятных обстоятельств.
О неудачном штурме 26 ноября 1942 года Липенского гарнизона писала наша районная газета в статье “Хроника неудавшегося штурма” в № 7 от 29.01.2021 года.
Очень показательно мудрое поведение комбрига Флегонтова после этой провальной операции, которую Тихомиров подготовил плохо и к тому же потерял управление в бою.
Тогда “дядя Леша” не стал наказывать молодого командира и дал шанс восстановить командирский авторитет, отправив подорвать воинский эшелон. На этот раз Тихомиров командира не подвел: в районе станции Талька был пущен под откос и обстрелян крупный состав с живой силой противника. По данным местных подпольщиков, партизаны уничтожили более сотни немцев.
Крутой характер кавалерийского комбрига
Что позволило безусому лейтенанту сплотить вокруг себя сотни человек, стать одним из самых молодых и известнейших партизанских командиров Беларуси? На этот вопрос его подчиненные, гордо называвшие себя тихомировцами, отвечали: “Вера в победу, в людей, молодая энергия, личный пример, требовательность, справедливость и забота о подчиненных”.
Вместе с тем ходила и народная молва о крутом характере молодого командира. Все знали, как публично, по законам военного времени он наказывал мародеров — это всегда был только расстрел!
Бывший боец отряда Аркадий Уласевич вспоминал: “Наш Владимир Андреевич очень дорожил честью партизана. Как-то уже после войны он обедал в ресторане. За стол подсел пожилой офицер. И поинтересовался, откуда у такого молодого человека Золотая Звезда. Тихомиров ответил: “Партизанил”. Подвыпивший собеседник ухмыльнулся и бросил, дескать, знаем: ели крестьянских коров в тылу… Комбриг схватился за пистолет…”
Станислав Ваупшасов также вспоминает, что вместе с боевой славой Тихомирова распространились и неприятные слухи о его неправильном отношении к местному населению, которое сотрудничает с оккупационными властями, ко всем, без исключения, — старостам, учителям, врачам.
А ведь среди них было немало патриотов, которые на самом деле помогали и простым людям, и партизанам. Пришлось с Тихомировым на эту тему серьезно поговорить.
Послевоенные годы
Возможно, что крутой, своенравный характер молодого комбрига не позволил ему продолжить военную карьеру в послевоенное время. Окончив в 1945 году Академию генерального штаба им. Фрунзе, подполковник Тихомиров якобы успел некоторое время повоевать с милитаристской Японией на Дальнем Востоке в должности заместителя командира полка, а в 1946 году (в возрасте всего 25 лет!) подполковник Тихомиров оказался в запасе.
До 1948 года работал в Бурятии в г. Улан-Удэ — был инструктором, а затем заведующим отделом Бурятского обкома партии (КПСС).
После перебрался в БССР, работал в Минске. О послевоенной гражданской работе, семье, личной жизни Тихомирова, к сожалению, при подготовке данной статьи получить много информации не представилось возможным. Мирная жизнь для него, в отличие от товарища по партизанской борьбе Виктора Ливенцева, не была такой яркой, стремительной и насыщенной, как военная партизанская пора.
Умер в 1976 году, похоронен на Восточном кладбище г. Минска.
В райцентре Красная Слобода Солигорского района, где встретила освобождение Беларуси 12-я кавалерийская бригада под командованием Тихомирова, именем отважного молодого комбрига названа улица, в местной школе народному герою посвящена большая экспозиция.
Именем Тихомирова в городе Муроме Владимирской области (на родине героя) назван бульвар, там же на Аллее Героев установлена стела с его барельефом.
В Муромском историко-художественном музее хранится единственное письмо, которое получила во время войны мама Владимира Тихомирова Варвара Ивановна. Оно датировано 22 августа 1942 года, написано в глубоком тылу врага (возможно, в Осиповичском районе): “Вам удивительным покажется, что вы получите письмо от давно пропавшего сына. <…>. Может быть, и не встретимся никогда, но помните, что дорого станет моя голова врагу, и помните, что погибну я за коммунизм, за счастливую жизнь советского народа”.
Имя Тихомирова останется навечно вписанным и в память осиповчан, в историю партизанской борьбы нашего партизанского края.
Валентин ШПАК,
координатор проекта “Электронная книга «Память. Осиповичский район»”.
Подробно о нем на сайте “Партизаны Беларуси”