История девочки, “красивой, как куколка”

История девочки, “красивой, как куколка”

3 июля 2024 года в районной газете были опубликованы воспоминания Ивана Пирога “Я видел войну” — за ними последовало неожиданное продолжение. Иван Акимович описывал возвращение из эвакуации большой семьи Клаперов в освобожденные Осиповичи. И особенно ему запомнилась “…девочка, красивая, как куколка, по-видимому, внучка”.

Так эта внучка нашлась! Точнее, ее “вычислила” моя жена. Дело в том, что одноклассницей ее старшего брата Евгения в 11-й железнодорожной школе была Муся Турецкая, ныне Гуревич, живущая сейчас в Израиле, с которой наша семья до сих пор поддерживает хорошие отношения. В девичестве у мамы Муси Турецкой фамилия была Клапер. Учитывая подходящий для описываемых событий возраст самой Муси, это значит… Именно Муся Ильинична Гуревич и является той красивой, как куколка, девочкой из детских воспоминаний Вани Пирога! Осталось только получить подтверждение этого у самого Ивана Акимовича.

Надо отметить, что на детском фото, присланном из Израиля, он ее сразу не узнал. А вы, дорогие читатели, хорошо помните то, что происходило в вашей жизни 80 лет назад? То-то… Но вот имя… “Муся! Конечно, ее звали Муся!” — повторял Иван Акимович, не отрывая взгляда от фотографии. Забегая вперед, скажу, что это фото, которое он поставил в своей спальне, по его словам, избавило его от сердечных болей и, как говорят врачи, повысило жизненный тонус.

Но это всё лирика. А мы, пользуясь таким неожиданным стечением обстоятельств, получили возможность послушать саму Мусю Ильиничну:

— Всё возвращается на круги своя… И я в продолжение рассказа о войне, написанного Иваном Пирогом, хочу представиться той девочкой, которую видел Ваня… Да, это я, Муся, внучка бабушки Бейли, хозяйки дома Клаперов в переулке Коммунистическом.

В самом начале войны наша большая семья покинула Осиповичи. Нас было много. Бабушка Фейга-Бейля Клапер, мама Циля Яковлевна Клапер (она была беременной моим младшим братом Семочкой), трое маминых братьев: Володя — 16 лет, Семен — 11 лет, Фима — четыре года, бабушкина сестра Марьяся с сыном Мишей и я, Муся, годовалого возраста.

Остался дедушка Яков Самуилович, что и предопределило его участь — он был расстрелян вместе с другими жителями-евреями. Папа Илья Моисеевич Турецкий находился на фронте.

Пути-дороги эвакуации привели нас в город Кинель Черкасской области. О неимоверных трудностях этого пути в неизвестное будущее рассказала мне бабушка: в один из моментов, отчаявшаяся и обезумевшая, несшая меня на плечах своих, она  оставила меня в лесу умирать, а потом, прозревшая, бежала назад как угорелая.

В эвакуации мама работала в госпитале санитаркой и брала меня с собой. Там я веселила раненых, а они меня угощали чем-либо. Мальчики постарше работали в колхозе, в коровниках. Жили мы в подвале, впроголодь: нередко ели очистки от картошки, порой мерзлые… Тогда тяжело было многим, но, главное, остались живы! После освобождения Беларуси вернулись домой в полном составе плюс братик, который родился в эвакуации.

Возвращались мы в товарняках. До сих пор помню, какое это было яркое ощущение, когда, выпрыгнув из вагона, коснулась осиповичской земли.

Вошли в свой дом и первое время жили цыганским табором в одной из половин. О прежнем жильце напоминала выбитая на подоконнике и  украшенная спичками свастика. Почему-то в собственность нам досталась одна половина дома. Некий Шапиро написал жалобу, что вторая часть дома не наша, и, как ни странно, эту половину нашего же дома позже мы снимали у ЖКК (жилищно-коммунальная контора — авт.). Еще помню пепелища и маленький домик напротив — как избушка на   курьих ножках.

На огородах видела землянки, много их было.

Я с братом ходила в садик, который располагался возле тогда еще не построенной школы № 3. Через какое-то время вернулся мой папа, и наша семья начала пополняться. В 1947 году в день моего прощального утренника в детском садике родилась сестричка Маша, а в 1949-м — братик Яша.

Стал обживаться и наш переулок. Приезжали новые люди, строили дома, жизнь стала преображаться. Соседи все были дружные, друг к другу заходили как в свой дом.

А 1 сентября 1947 года я пошла в первый класс железнодорожной школы № 11. Но это уже совсем другая история.

Юрий Обмоин.

Муся Турецкая-Гуревич: “Мы и детям и внукам всегда говорили о значении Дня Победы для всего человечества. В Израиле, где я сейчас живу, помнят 9 мая, с 2018 года он является государственным праздником — Днем Победы над нацизмом. Для многих здесь он был и остается праздником со слезами на глазах…”

Последние новости

Власть

Лукашенко рассказал о скором визите в Китай и встрече с Си Цзиньпином

21 августа 2025
Читать новость
Власть

Производство ракет – в центре внимания Лукашенко. Президент требует определиться с развитием отрасли

21 августа 2025
Читать новость
Общество

“Знакомый парень во время конфликта избил меня. Как его наказать?” Отвечает участковый инспектор милиции

21 августа 2025
Читать новость
Общество

Гороскоп на 21 августа для всех знаков зодиака

21 августа 2025
Читать новость
Власть

“Фундамент для масштабного рывка есть”. Главное из переговоров Лукашенко и Пезешкиана в Минске

20 августа 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко: Беларусь и Иран стремятся превратить любые вызовы в новые возможности

20 августа 2025
Читать новость

Рекомендуем