История создания Осиповичского района

Какой была наша малая родина в разные периоды своего существования, позволяет узнать историко-документальная хроника “Память”. Приглашаем читателей перелистать ее страницы и вспомнить основные моменты непростой и славной эпохи — становления современного Осиповичского района.
Летят года…
Наш район образован 17 июля 1924 года. До середины 1930-х он находился в составе Бобруйского округа, затем в прямом республиканском подчинении. В 1931 году в его состав вошла территория упраздненного Свислочского района.
С 15 января 1938 года являлся частью Могилёвской области, осенью 1944-го переведен в состав Бобруйской области, в 1954-м возвращен в Могилёвскую. Упразднен в конце 1962 года (стал частью Бобруйского района). При этом Осиповичи получили статус города областного подчинения.
Восстановлен 6 января 1965 года, причем к его территории присоединены Дарагановский и Дричинский сельсоветы Стародорожского района.
1 декабря 1998 года Осиповичский район и город Осиповичи объединены в одну административно-территориальную единицу — Осиповичский район с административным центром город Осиповичи. Собственные геральдические символы — герб и флаг — зарегистрированы в 2005 году.
Как всё начиналось: 1924-1927 гг.
На момент образования Осиповичский район был разделен на восемь сельских Советов: Верейцовский, Деревцовский, Замошский, Зборский, Лапичский, Липенский, Осиповичский, Ясенский. Насчитывалось 201 сельское поселение и два местечка — Осиповичи (2 433 жителя) и Лапичи (680).
Из общей площади 95 тыс. гектаров земли в районе сельское хозяйство использовало около 32 тыс. га, леса занимали 46 тыс. га, под болотами и неудобицей было 17 тыс. га. В посевах преобладали картофель, ячмень, овес, гречка, лен, рожь, пшеница, просо и конопля. Скотоводство развивалось слабо. Насчитывалось 10 832 головы беспородного — малопродуктивного — скота и около 5 000 лошадей.

В районе было три относительно крупные (40 и более работников) кооперативные артели и четыре частных предприятия, которые занимались мукомольным и суконным производством, лесопилением, смолокурением. Работало 236 ремесленников.
Основой местной промышленности была обработка древесины. В Осиповичском районе ежегодно заготавливалось до 500 тыс. м3 деловой древесины, которая использовалась для производства фанеры, спичек, лыж, музыкальных инструментов, в авиа- и судостроении. В больших объемах производились телеграфные столбы, рудные стойки. Также шли массовые заготовки дров, значительная часть которых поставлялась в Минск.
Первые проблемы, которые нужно было решить в образованном районе, — повышение качества здравоохранения и борьба с неграмотностью.
В 1925 году в городе открылись больница, амбулатория и стоматологический кабинет. В железнодорожном узле был собственный диспансер, в котором больных обслуживали два врача и три фельдшера. Проведен учет неграмотного населения в возрасте от 16 до 50 лет и организовано общество “Долой неграмотность”. В 1926 году образовано районное краеведческое общество, которое возглавил завуч железнодорожной школы А.Г. Немцев. Осиповичские краеведы изучали природу, археологию, этнографию края, а собранные ими сведения были систематизированы в сборнике “Асіповіцкі раён”, изданном Институтом белорусской культуры.
В 1927 году в здании бывшего шпалопропиточного завода разместился клуб железнодорожников “Красный Октябрь”.
В 1929 году после укрупнения (присоединения территории Свислочского района) в Осиповичском районе проживало 52 060 человек.
Важным в истории развития региона стал конец 30-х годов. В 1935 году станция Осиповичи и локомотивное депо впервые перевыполнили план по перевозке грузов, а местечку был предоставлен статус города районного подчинения.
Уверенные шаги к коллективному хозяйству: 1930-1940 гг.
Первые колхозы в районе возникли осенью 1928 года в деревнях Большая Грава, Вязье, Клепчаный Мост. Государство оказывало финансовую помощь каждому коллективному хозяйству: выделялись значительные средства на приобретение крупного рогатого скота, лошадей, инвентаря, семян.
Весной 1938 года из 7 128 крестьянских хозяйств объединилось в колхозы 6 077. На тот период коллективных хозяйств было 99. Они имели 82 молочнотоварные, 64 свиноводческие, 63 овцеводческие фермы. На машинно-тракторных станциях работало 47 тракторов.
В конце 30-х годов среди крупнейших хозяйств были “Новая нива”, где работало 166 человек и имелось 417 га земли, “Восход” — 133 человека и 590 га, “Коммунар” — 102 работника и 595 га.
В 1937-1939 годах труженики полей и ферм соревновались за право участвовать во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. В Книгу почета Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1940 года было внесено 178 имен осиповчан.
В грозный час: 1941-1944 гг.
Район немцы захватили 30 июня 1941 года, но уже с первых дней оккупации осиповчане начали сопротивляться “новому порядку”.
Уже в июле среди рабочих-железнодорожников начало действовать подполье.
В лесах района существовало десять партизанских групп, которые в марте 1942 года объединились в партизанский отряд № 210 имени И.В. Сталина. Отряд насчитывал вначале 48 человек, но вскоре вырос до 176.

Знаковым для подпольщиков и партизан стал следующий, 1943 год. В июле была создана Осиповичская военно-оперативная группа (ВОГ), организовались новые отряды: 214-й имени М.И. Калинина, 215-й, несколько позже, в августе, в лесах на юге района организован отряд № 216 имени П.К. Пономаренко.
В ночь на 30 июля 1943 года подпольщик Федор Крылович совершил самую крупную железнодорожную диверсию Второй мировой войны. Им было уничтожено пять эшелонов. Общий урон вражеским перевозкам составил 63 вагона со снарядами, авиабомбами, бронетехникой, 23 цистерны с бензином, восемь — с автомаслом, 15 вагонов продовольствия, пять паровозов, угольный склад, станционные сооружения.
Осиповичские партизаны приняли самое деятельное участие в “рельсовой войне”. В результате операции, проведенной 3-4 августа 1943 года на железной дороге Минск-Бобруйск, бойцами отряда № 210 перебито 456 рельсов, отряда № 211 — 227, отряда № 213 — 75, отряда № 214 — 100 и отряда № 215 — 179 рельсов; разрушена станция Осиповичи-2, вырезано два километра линии связи.
Свой вклад народные мстители внесли и в успешное проведение операции “Багратион”.
Накануне начала освобождения Беларуси, в ночь на 20 июня 1944 года, партизаны парализовали железные дороги Осиповичи-Бобруйск, Осиповичи-Могилёв, Осиповичи-Слуцк.
В течение 28 июня Осиповичи были полностью очищены от оккупантов. Но уже на следующий день за город разгорелись жестокие бои с противником, вырвавшимся из “Бобруйского котла”.
В период ликвидации “Бобруйского котла” тяжелые и кровопролитные бои также проходили у поселка Елизово. За несколько дней в боях было уничтожено несколько тысяч гитлеровцев, сбито 17 самолетов.

Большие потери понесли фашисты у местечка Лапичи, где немцы пытались пробить “коридор” для отступающих из Бобруйска частей. Здесь за четыре дня боевых действий было уничтожено более 30 танков и самоходных орудий.
Всего за освобождение Осиповичей и района звания Героя Советского Союза было удостоено 12 воинов-освободителей.
Итоги боевых действий партизан и подпольщиков: пущен под откос 371 вражеский эшелон, разбито и повреждено 339 паровозов, 2 190 вагонов, уничтожено и выведено из строя 274 автомашины, 17 танков, десять бронемашин, 119 паровозов. Сожжено 2 235 тонн горючего, перебито 5 306 рельсов, взорвано 274 моста, разгромлено 13 гарнизонов, истреблено 15 000 гитлеровцев.
Нацистские оккупанты хозяйничали в районе 1 093 дня. Общие потери населения города и района за период Великой Отечественной войны — свыше 11 500 человек. Хозяйству региона был причинен огромный материальный ущерб.
Боевой и трудовой подвиги осиповчан отмечены вымпелом “За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны”, который вручен нашему городу в год 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Возрождая родной край: 1950-1960 гг.
С 1950 года началось объединение колхозов, которые, как правило, размещались в одной деревне. Концентрация людских и материальных ресурсов позволила более эффективно использовать землю, дала большие возможности для приобретения новейшей сельхозтехники.
В 1951 году в городе был построен кинотеатр “Родина”.
В 1953-м дала ток Осиповичская ГЭС, которая долгое время была крупнейшей гидроэлектростанцией Беларуси.
Значительных успехов достигли осиповичские железнодорожники, многие из которых за трудовые заслуги удостоены высоких государственных наград.
В 1956 году построен новый железнодорожный вокзал, открылась узловая больница.
Промышленность города пополнилась в 1963 году цехом технологической оснастки Минского автозавода, предназначенным для изготовления узлов и нестандартного оборудования. В 1965 году здесь освоили изготовление кабин из стеклопластика и переименовали производство в механосборочный цех (МСЦ-5) Минского автозавода (сейчас ОАО “Осиповичский завод автомобильных агрегатов”).
Большое внимание уделялось развитию физкультурного движения. В 1959 году создано добровольное спортивное общество “Урожай”, в 1960 — детско-юношеская спортивная школа.
В 60-е годы произошли важные изменения в жизни села. Быстрыми темпами развивалось животноводство, увеличивалась урожайность выращиваемых культур, рос уровень жизни колхозников.
К примеру, в период 1967-1970 гг. доход колхоза “Восход” увеличился в два раза.
К новым достижениям: 1970-1990 гг.
В 1972 году завершилась электрификация железной дороги Минск-Осиповичи.
В 1976-1980 годах на развитие народного хозяйства района выделено 33 миллиона рублей.
В 1977-м установлено звание “Почетный гражданин города Осиповичи”. Первым его удостоен Г.Ф. Люльков — бывший командир 120 стрелкового полка, который отличился при освобождении города и района.

Осиповичский район в этот период стал одним из промышленных локомотивов Могилёвской области. На пике развития индустрия региона включала 16 предприятий, среди которых самыми крупными были ОЗАА, КРЗ, стеклозавод “Октябрь”, Осиповичский молочный комбинат, комбинат хлебопродуктов, завод “Коммаш”.
Флагманом местной индустрии стал картонно-рубероидный завод, который в 1980 году выпускал 50% своей продукции с Государственным знаком качества и был школой передового опыта для профильных предприятий всего СССР.
На железнодорожном узле прошла замена паровозов тепловозами, все пригородные пассажирские перевозки стали обслуживаться дизель-поездами. Проведена огромная работа по развитию внутрирайонных транспортных артерий: за кратчайшие сроки создана современная сеть автодорог с твердым покрытием.
Дала щедрые плоды проводимая работа по повышению культуры земледелия, механизации и химизации сельского хозяйства. В целом по району рентабельность колхозно-совхозного производства достигала 40%.

Самые высокие урожаи зерновых, картофеля, льна собирали колхозы “Авангард”, “Новый путь”, “Красный ударник”.
Вот таким вступил Осиповичский район в сложный период 90-х годов, когда распался Советский Союз, возникла суверенная Республика Беларусь. В новых условиях регион не только сохранил, но и приумножил свои достижения. Особенно заметны были изменения в течение последних 30 лет…
Но это та история, которую своими делами создают нынешние поколения земляков. Благодаря их совместным усилиям регион с уверенностью смотрит в будущее. И это самый главный итог, с которым мы встречаем вековой юбилей Осиповичского района!