Ужасная трагедия: Сожжение деревни Бозок и геноцид белорусского народа

В этом году 9 мая в нашем районе будет отмечаться не только День Победы. 80 лет назад, ровно за год до капитуляции Третьего рейха, нацисты совершили на нашей земле один из актов геноцида белорусского народа — сожгли деревню Бозок вместе с ее жителями.
О точной дате уничтожения деревни
В разных источниках датой трагедии считают и 9, и 10 мая 1944 года.
В паспорте захоронения № 3336 (скульптурная композиция “Родители” погибшим воинам, партизанам и мирным жителям д. Бозок, установлена в 1980 году) датой гибели считается 9 мая 1944 года.
Но все свидетели той трагедии указывают, что большинство мирных жителей погибло 10 мая, когда начались массовые расстрелы и запылали дома.
Возможно, правильно было бы называть двойную дату трагедии — 9-10 мая 1944 года. Уничтожение населения началось утром 9 мая с облавы в окрестных лесах, допросов, избиений, расстрелов отдельных жителей и закончилось тотальным истреблением населения, грабежом имущества и скота, сожжением всей деревни 10 мая 1944 года.
Устные и письменные воспоминания очевидцев, собранные местными краеведами (среди которых хочется особо отметить Елену Зайцеву, Тамару Хальцову, Ольгу Подвойскую), с недавнего времени дополняет рассекреченный и размещенный в открытом доступе официальный документ — протокол допроса свидетеля Тита Прокофьевича Готина, датированный 10 октября 1947 года.
Сухим языком протокола
Сокращенный текст показаний Тита Готина*:

— С 9-го на 10-е мая 1944 года немецко-фашистские карательные отряды, которые блокировали партизан, приехали на автомашинах, всех жителей деревни Бозок выгнали из домов, закрыли в колхозный сарай и объявили, что “вы сегодня будете ночевать в сарае”, ввиду того что в домах будут размещены немецкие солдаты.
Утром 10 мая 1944 года немцы всех жителей деревни выгнали из колхозного сарая и загнали в три дома, причем мужчин выводили из сарая по 20 человек партиями, заводили в дома и расстреливали, а женщин и детей загнали живыми в эти же дома, после чего эти дома зажгли.
Я в это время находился на опушке леса возле деревни, примерно на расстоянии 500 метров, и слышал голоса женщин, которые кричали: “Прощай, белый свет!” Через несколько минут загорелись эти дома, после чего немцы из деревни уехали. Примерно через полчаса после их отъезда мы с односельчанином вышли из леса и побежали к горящим домам. Около домов еще никого не было, подошли к первому. Крыша у него уже обвалилась, стены горели. Мы открыли дверь и увидели, что горят люди. Сразу же мы побежали в лес и позвали оставшихся людей, которые прятались в лесу, их было примерно 12 человек, мы потушили пожар. После мы увидели, что в домах мужчины лежали ярусом по шесть человек в три ряда, после предварительного осмотра установили, что они предварительно были расстреляны, а женщины и дети лежали так на полу.
Хочу отметить, что маленькие дети сидели на полу все целые, умершие от дыма и ручками держались за глаза…
Не только два дня, но и ночь!
Издевательства над мирным населением продолжались не только в светлое время, но и ночью. Внимательные читатели мемуарной литературы (и в первую очередь Елена Зайцева) обратили внимание, что в недавно вышедшей книге Бориса Добродомова “Уходили в поход партизаны” есть ранее неизвестный эпизод издевательства над женщинами д. Бозок (стр. 349-350):
“Подпольная районная газета «За Советскую Родину» свой номер от 30 мая 1944 года открыла передовой статьей «Люто мстить фашистским людоедам!». На второй полосе газеты помещена подборка «Кровавые следы немецких палачей», в которой сообщалось, что за время майской экспедиции фашисты истребили или угнали свыше 1 200 жителей района.
В материале «Насилование» газета приводила жуткие факты изуверских насилий фашистов над женщинами и девушками. Так, в деревне Бозок, прежде чем истребить ее население, фашистские изверги отобрали молодых женщин и девушек, в том числе несовершеннолетних, загнали их в баню, приказали помыться, затем подвергли их средневековым издевательствам и, по-зверски надругавшись, сожгли их всех живыми”.
Ранее о фактах насилия над женщинами нигде не упоминалось, но наверняка у партизанской газеты и автора книги были убедительные подтверждения этого преступления.
О точном количестве жертв
Этот вопрос всё еще остается открытым. Есть конкретные цифры в разных источниках, но и они несколько отличаются.
Согласно показаниям Т.П. Готина: “<…> 10 мая 1944 года немецко-фашистские захватчики в нашей деревне сожгли все строения и уничтожили 780 человек местных жителей.
Это я могу утверждать потому, что я сам лично подсчитывал трупы обгоревших людей. Человек 200 из этого количества были жители соседних деревень. Из моей семьи сгорела моя жена и трое детей”.
В республиканской базе данных “Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны” указано, что разрушены все 103 существовавшие до войны дома, убиты 496 жителей из 521 проживавших до войны.

В книге “Память. Осиповичский район”, изданной в 2002 году, приводятся похожие числа: “в довоенном Бозоке было 120 дворов и проживало примерно 500 жителей”.
По другим данным, в деревне Бозок было 127 дворов и почти 700 жителей (статья “Деревня Бозок — сестра Хатыни”). Там же сказано, что “<…> из 700 жителей д. Бозок в живых осталось 42 человека, которых от смерти укрыл лес. Деревня Бозок и 576 мирных жителей были сожжены фашистами”.
На монументе в деревне Бозок на мемориальной плите указано 573 погибших жителей, в паспорте захоронения указана 291 фамилия.
Сейчас установить точное число убитых здесь мирных жителей, скорее всего, невозможно. Но память о жертвах войны остается вечной. Мы помним и горе утрат, и радость Победы. А это главное.
Валентин ШПАК, администратор интернет-проекта “Электронная книга «Память» Осиповичский район”.
Отдельная благодарность Елене Зайцевой, поделившейся собранными материалами (записанными воспоминаниями очевидцев, фотографиями ветеранов-односельчан) об уничтожении деревни Бозок.