Вагонные “качели” в колее 1520

Вагонные “качели” в колее 1520

У промышленных предприятий обычно есть четкая отраслевая привязка. Но ЗАО “ОЗТМ” — исключение. Специфика деятельности завода такова, что он с равными основаниями может относиться и к железнодорожной сфере, и к машиностроению.

Свой “машиностроительный” профессиональный праздник завод встречает с 80-процентной загрузкой производственных мощностей. Больше нельзя (такой запас прочности необходимо иметь для проведения качественного техобслуживания станков и оборудования), а хотелось бы!

Кому вагонов — много и разных?

Спрос на продукцию ОЗТМ в этом году зашкаливает, поэтому пользоваться моментом нужно по максимуму. И вот тут есть повод рассказать о некоторых особенностях работы машиностроителей, ориентированных на нужды железной дороги с колеей 1520 мм.

Для начала — их деятельность в первую очередь ориентирована на самых крупных операторов грузового подвижного состава. Кроме того, потребность железных дорог в подвижном составе циклична, поэтому производство приходится вести в переменном ритме. А это далеко не просто! Пока подвижной состав не отработал ресурс, а объемы и структура перевозок более или менее стабильные, никто не станет покупать вагоны в запас. Зато когда одно из условий (или все сразу) меняются, вагоностроительные предприятия натуральным образом “захлебываются” от заказов. Ситуацию несколько выравнивает то, что потребность в разных видах вагонов возрастает не одновременно.

Применительно к ОЗТМ расклад получается такой. В 2023 году хит продаж — вагоны-цистерны. Вагонов-платформ нужно относительно немного, а танк-контейнеры реализуются в лучшем случае по одному в месяц.

Ажиотажный спрос на цистерны просматривается до 2027 года — во всяком случае, портфель заказов ОЗТМ заполнен до этого времени. Что будет дальше, маркетологи предприятия предсказывать не берутся: основной потребитель на данный момент — Россия, где белорусские производители вынуждены конкурировать с сильными местными вагоностроителями.

Размер имеет значение

На стороне ОЗТМ — репутация бренда, возможность учитывать пожелания заказчиков при серийном производстве и высокое качество продукции, которое обоснованно сравнивают с мерседесовским. А против играет фактор цены (хорошее дешевым не бывает!) и относительно скромный производственный потенциал. Это для Беларуси ОЗТМ — крупное предприятие, но на фоне российских конкурентов оно просто миниатюрное. Вот, к примеру, Уралвагонзавод. Количество персонала на ОЗТМ — 464 человека, на Уралвагонзаводе — 21 тысяча. Ежемесячно в Осиповичах выпускают 75 вагонов, в Нижнем Тагиле — порядка 2 000, а по итогам 2012 года уральские мастера вообще поставили мировой рекорд: собрали 28 000 вагонов. И они вполне способны это достижение превзойти!

Оборудование и технологии ОЗТМ позволяют ежемесячно производить 100-110 единиц продукции. Только для выхода на этот уровень нужно в очередной раз решить кадровую проблему.

Кадры, кадры и еще раз кадры

Выпускать вагоны качественно и максимально быстро могут только высококвалифицированные специалисты, на подготовку которых уходит немало времени. Да и количество их должно быть оптимальным…

Нынешний кадровый дефицит (электрогазосварщики — 35 человек и слесари механосборочных работ/слесари по сборке металлоконструкций — 35 человек) не позволяет заводу выйти на полную мощность. Конечно, здесь имеется эффективная система обучения рабочих без отрыва от производства, которая позволяет дать человеку полноценную профессию (с вручением удостоверения государственного образца) за 3-4 месяца, и это позволило достаточно оперативно “закрыть” самые проблемные позиции. Но разница между скоростью работы новичка и опытного коллеги существенная…

Сегодня на ОЗТМ реализуется программа перспективной подготовки кадров. Предприятие тесно сотрудничает с Осиповичским колледжем (предоставило производственное оборудование для обучения сварщиков на своей территории), целенаправленно работает над созданием трудовых династий, ведет профориентационную работу в школах. Конечно, эти меры дадут результат не сразу, они требуют упорства, целеустремленности и грамотного пиара. Но вагоностроители умеют мыслить стратегически, правильно выбирать приоритеты и эффективно себя рекламировать. В современном транспортном машиностроении иначе нельзя.

Последние новости

Общество

В агрогородке Вязье прошел районный этап республиканского семейного проекта “Властелин села”

17 июня 2025
Читать новость
Общество

Нацбанк Беларуси выпускает новые двухрублевые монеты

17 июня 2025
Читать новость
Культура

Народный ансамбль народной песни и музыки «Дзiвакi» принял участие в XXIII Международном фестивале фольклора и традиционной культуры «Горцы», который проходил11-16 июня в Дагестане

17 июня 2025
Читать новость
Общество

Семинар “Тренды для вашего бизнеса”, организованный информационным порталом GoodStart.by при поддержке ЗАО “Альфа-Банк” прошел в Осиповичах

17 июня 2025
Читать новость
Общество

Гороскоп на 17 июня для всех знаков зодиака

17 июня 2025
Читать новость
Благоустройство

В центре внимания УКП ЖКХ — не только традиционные работы, но и долгожданные проекты, которые сделают наш город еще красивее и удобнее

16 июня 2025
Читать новость

Рекомендуем