Сегодня в Зборске отмечают день деревни

Сегодня в Зборске отмечают день деревни
Сегодня в Зборске отмечают день деревни. Хороший повод вспомнить, что история этого места теряется в глубине тысячелетий и таит в себе память об очень интересных событиях

Как выглядят сегодня следы тысячелетий

Археологический памятник “Зборское городище” расположен почти в центре современной деревни и состоит из двух частей, разделенных внутренним валом. Размеры частей: 26х17 — малая, примерно 60х60 — большая. Внутренний вал имеет высоту 2,2 м. На большой площадке городища видны следы жизни полуторавековой давности: остатки колодца, фундамента церкви и надгробная плита прицерковного кладбища. Известный осиповичский краевед Алесь Немцев упоминает, что часть берега с колодцем провалилась в воду реки до 1928 года. До образования Осиповичского водохранилища высокий берег Свислочи активно размывался, и тот же Немцев со ссылкой на местного старожила Янку Хлуса пишет, что за        80 лет рекой съедено в этом месте до 10 метров берега.

Городище окружено селищем площадью не менее 3 га. Большая его часть занята современными огородами.

Кто изучал древний Зборск

Поколения людей, живших в деревне и окрестностях, сохранили память о том, что это место непростое. Относительно недавно бытовали предания о “могилах богов”, “замке королевы Домны”, о том, наконец, что царица Екатерина именно здесь утопила свою золотую коляску.

Первым, кто попытался исследовать Зборское городище с научной точки зрения, был пан Ян Завиша, владелец этих земель в ХІХ веке и отец знаменитой в наших краях Магдалены Радзивилл. Однако пан Ян интересовался каменным веком, и здесь ничего интересного для себя не нашел. Затем примерно через 40 лет, в 20-е годы прошлого века, описание и план городища составил Алесь Немцев. Еще через 40 лет обследовал древний Зборск и сделал ряд важных находок сотрудник Института истории АН БССР Леонид Поболь.

В 1999 и 2004 году Осиповичский райотдел образования совместно с Институтом истории НАН Беларуси организовал здесь археологический лагерь с привлечением школьников старших классов.

О чем рассказали археологические находки: племенная вражда и нашествие славян

Культурный слой оказался не очень толстым, от 60 до 100 см. По его толщине обычно судят об интенсивности жизни на данном объекте. В среднем считается, что за 100 лет уровень почвы в месте проживания людей поднимается на 20 см.

Однако в относительно тонком культурном слое городища были найдены предметы (в основном обломки керамики), которые показывают, что люди здесь поселились примерно за 400 лет до нашей эры и потом в течение почти тысячелетия то исчезали, то появлялись вновь.

Похоже, что городище (то есть укрепления, рвы и валы) было либо построено пришельцами с юга, либо “отжато” ими у какого-то северного, более архаичного племени и переделано под свой канон. Двухплощадочные городища характерны для степной и лесостепной зон Средней и Восточной Европы. У южан скотоводство играло более важную роль, чем земледелие, и, соответственно, большая площадка на их городищах предназначалась для содержания скота, а на малой жили люди. Наиболее характерны двухплощадочные городища для кельтов (как их называли римляне — галлов), самых “продвинутых” европейских варваров. Население Южной и частично Центральной Беларуси в те времена (пруссы, курши, ятвяги) было соседями кельтов и, соответственно, многое у них заимствовало.

Территория Осиповичского района две тысячи лет назад входила в зону размежевания западных и восточных балтов. Между этими военно-племенными группировками отношения были очень сложными. Они торговали, перемешивались в результате браков, однако же и воевали. Дружины с обеих сторон постоянно стремились отбить друг у друга стратегически важные пункты. В их числе было и Зборское городище.

А потом из украинских степей пришли более организованные и развитые в военном и техническом отношении орды завоевателей, натиску которых балтские архаичные племена противостоять не смогли.

Среди воинственных переселенцев был какой-то процент людей, которых позже назвали славянами, этот процент увеличивался со временем.

Пришлое население предпочитало жить на селищах, используя городище поблизости как  укрепление на случай войны. Пользоваться им приходилось часто, поскольку река Свислочь была границей между враждующими балто-славянскими (левый берег) и славянскими (правый берег) племенами. А был еще и набирающий государственную мощь Киев, влияние которого распространялось вдоль рек — тогдашних транспортных магистралей. Неудивительно, что первоначальной формой дани киевским властителям для их северных подданных, в т.ч. жителей Зборска и его окрестностей, стало изготовление больших долбленых лодок.

Ну а настоящее средневековье пришло сюда вместе с насаждением христианства и большой войной между Киевом и Полоцком за наследство князя Владимира. Была она жестокой. Археологические находки показывают, что воюющие стороны целенаправленно проводили политику выжженной земли.

В наших краях в это время огнем было уничтожено городище Жужлянка (скорее всего, кривичскими объединенными дружинами, то есть не только полоцкими, но и псковскими, смоленскими, возможно, и тверскими). В это же время началось строительство замка в Свислочи, южного форпоста Полоцкого княжества. Да и упоминаемая выше королева Домна — персонаж фольклора современной Псковской области.

Главное же свидетельство распространения феодальных отношений — появление частного землевладения и, соответственно, усадеб-замков. Один из них появился в Зборске. На малой площадке городища разместилось боярское жилище, на большой жила обслуга, а на окрестных селищах — зависимые   крестьяне-смерды.

Уточним: в тогдашней “веси” жили “люди”, к которым дружинники и феодалы должны были сами ходить за “полюдьем”. А в селах обитали смерды, обязанные доставлять дань ко двору землевладельца, “рядовичи”, работавшие на феодала по договору, и “закупы”, обязанные отрабатывать долги на хозяйском поле. Таким образом, слова “весь” и “село” не были синонимами, а их обитатели имели разный статус.

Киевская Русь погибла под ударами татаро-монголов. Первоначальный замок в Свислочи был сожжен в середине ХІІІ века, досталось и другим поселениям, в том числе Зборску.

На территории современной Беларуси последствия татарских нападений не были столь катастрофическими, как в Восточной Руси, однако вместе с эпидемиями, которые всегда ходят вслед за войнами, привели к сокращению населения наполовину.

О чем рассказывают документы: как жил Зборск в Великом княжестве Литовском

Впервые Зборск упоминается в документах в 1560 году, в инвентаре Свислочской волости. Теперь это деревня с церковью на месте городища. Нужно думать, что церковь была построена именно в Зборске из-за того, что люди помнили важный статус этого поселения.

Зборск, Верейцы и Вязье в середине ХVІ века были очень маленькими, поэтому представляли собой одну общину и пользовались одним участком земли (в инвентаре называется “обруб”). Так, в Зборске вокруг церкви лепилось всего девять крестьянских хаток. Жители этих хаток составляли три “службы”. Одну службу нес заказник (представитель администрации от Свислочи). Заказником был назначен житель Зборска, по-видимому, из-за того, что сюда, к церкви (кстати, единственной в волости, если не считать собственно Свислочи) по праздникам стекалось население с весьма обширной территории. Люди отправляли свои духовные надобности, а заодно и получали распоряжения от заказника.

Ежегодно 28-29 сентября каждая служба должна была отдать “до скарбу господарского” копу грошей (немного больше  60 граммов серебра), бочку ржи, бочку овса. За кошение сена — по 4 “пенязи” за воз, итого еще примерно 12-14 граммов серебра. Всей общиной, то есть вместе с Верейцами и Вязьем, в год собиралось 48 пудов меда. За мед тоже надо было давать деньги — 16 грошей.

На державцу Свислочского в то же время нужно было отдать по полбочки ржи и овса, по два воза дров и два воза сена с каждой службы.

Всего денежная дань на службу составляла примерно 900 современных белорусских рублей — немало для практически натурального хозяйства. К тому же, кроме налогов, крестьяне должны были кормить, возить и охранять королевских гонцов, ремонтировать замки в Свислочи и Киеве, а для ремонта гнать туда плоты из бревен.

Крепостными зборские жители, как и всё население Свислочской волости, стали в 1568 году, перейдя в собственность пана Михаила Гарабурды.

От Речи Посполитой до Российской империи

Как неглупый человек, Гарабурда не сразу стал вводить в своих новоприобретенных имениях крепостные порядки. Однако это не помешало обращениям волощан с жалобами на притеснения к новому королю Стефану Баторию, а также бегству в оставшийся государственным город Бобруйск.

Дети и внуки пана Михаила не имели его деловых и хозяйственных способностей. Соответственно, первоначально большие владения стали дробиться на части, а затем по частям переходить в руки более проворных феодалов.

Так, пан Юрий Гарабурда, внук Михаила, женился на Кристине Завишанке, а его брат Ян Янович взял в жены Катерину Солтановну. Нельзя сказать, что братья не стремились повысить доходность своих владений. Один из стандартных способов для этого — организация торговых местечек. На роль местечка в имении был назначен Зборск. Братья получили право на ежегодную ярмарку, но что-то пошло не так… В 1633 году вся земля бывшей общины перешла во временное владение Солтанам. А в 1640 году всё имение, да еще с добавкой Теплух и Малой Гравы (общей оценочной стоимостью в восемьсот тысяч злотых) было продано Солтанам за двести пятьдесят тысяч злотых.

Общее количество дворов в Зборске не превышало двадцати.

Во второй половине ХVII-начале ХVIII века прошли две большие и очень разорительные войны — с Российским царством и со Швецией. Как результат, в Зборске в 1793 году снова всего 10 дворов, а в 1800 г. — 11. В течение ХVIII века Зборск стал владением Завишей. Церковь на городище продолжала действовать, но была униатской.

Очень интересное описание Зборского сельсовета оставил  А. Немцев. По этому тексту мы можем представить, как жили предки в нашем крае в начале ХХ века.

Итак, в 1928 году в Зборске 55 дворов. Резкое увеличение населения произошло после отмены крепостного права и прокладки железных дорог. Тогда же вошли в употребление настоящие железные плуги и бороны. Земля в окрестностях Зборска урожайная, крестьяне сеют рожь, овес, пшеницу, ячмень, гречиху, лен. Тем не менее урожаи по современным меркам скромные: рожь дает до 45 пудов с десятины (примерно 7,2 центнера с гектара), остальные культуры еще меньше.

В хозяйстве, как правило, один конь, 2-3 головы крупного рогатого скота (коровы, волы),    4-5 свиней, 3-4 овцы. Волы использовались на пашне. В целом скот мелкий: средний вес коровы — 16 пудов, свиньи —       3-4 пуда.

В Зборске работали кузнец, плотник, столяр, кожемяка. Зимой мужчины нанимались на вывоз леса из Житинской пущи. Еще один способ заработка — ловля рыбы и раков. На базаре в Осиповичах раки стоили 2 копейки за фунт. Женщины зимой пряли и ткали. В целом население Зборска можно отнести к нижнему разряду середняков.

На 55 дворов села имелось две бани. Жители мылись 5-6 раз в год, как правило, в сезон холодов.

После революции произошли некоторые культурные сдвиги: кроме прочего, мужики стали меньше пить.

14 июля (в день памяти святых Кузьмы и Демьяна) ежегодно возле церкви проходила ярмарка — как и века назад. Сама церковь действовала до 1962 года.

Так что сегодняшний праздник можно считать отсылкой к той самой исторической ярмарке.

Юрий КЛЕВАНЕЦ.

Последние новости

Общество

«Дай лесу новае жыццё!» Под таким названием с 12 октября по 12 ноября Минлесхоз проведет добровольную акцию по восстановлению ветровально-буреломных участков. Поучаствовать в ней смогут и осиповчане

8 октября 2024
Читать новость
Общество

На Осиповичском хлебозаводе прошла встреча прокурора района Дениса Иванькова с трудовым коллективом

8 октября 2024
Читать новость
Культура

В районной библиотеке работает фотовыставка «Золотая пора» в рамках проекта «Время дорогих людей», который организован автономной некоммерческой организацией «Со-общество» г.Липецка и реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

8 октября 2024
Читать новость
Армия

С 8 по 11 октября под руководством председателей областных исполнительных комитетов пройдут ежегодные занятия по мобилизационной готовности

8 октября 2024
Читать новость
Образование

Может ли банковская карта учащегося служить проездным билетом в автобусе?

8 октября 2024
Читать новость
Благоустройство

Согласно плану-графику, предоставленному УКП ЖКХ, в 4 квартале 2024 г. планируется провести грейдирование дорог в следующих населенных пунктах Осиповичского района

8 октября 2024
Читать новость

Рекомендуем