Вот такой он, мой дедушка…

Вот такой он, мой дедушка…

anger122
= Странички из дневника =
…Вчера был интересный урок истории: нас попросили назвать самые яркие события в жизни Беларуси. Просто и сложно одновременно.
Мне ближе всего история Великой Отечественной. Это потому, что мой дедушка Алексей Васильевич Ангерчик — ветеран войны. Его старший брат Григорий рано ушел из жизни от полученных на фронте ран, другой брат Михаил прошел всю войну, а потом учил будущих офицеров в Полтавском училище, а еще один брат Иван погиб во время выполнения боевого задания в партизанском отряде. Немцы не давали похоронить его, и ночью тайком отец вывез тело сына, закопал на болоте. Только после войны перезахоронили героя в братскую могилу на станции Верейцы.
Вот, оказывается, кто спас мир от фашизма: простоватый внешне, с плохим зрением — мой дедушка. Что же было такого в этих людях, что смогли они прошагать пол-Европы и разбить врага?
Пытаюсь понять, почему люди шли на гибель, веря, что человек выше смерти.
В июне сорок первого деду было 16 — на год моложе меня! ФЗО, работа токарем на Тульском оружейном заводе, карточки на хлеб, труд в две смены, постоянные бомбежки. А потом — рытье окопов под Алексином, окружение и долгая дорога домой в деревню Молотино, что под Осиповичами…
Каждый, кто шел на войну, свято помнил: у него есть дом, мать, братья. Слово “дом” становилось в один ряд с понятиями “Родина”, “Отчизна”. Люди шли в бой, несмотря на угрозу смерти, преодолевая страх. А разве не было страшно ему в 18, работая токарем в локомотивном депо на станции Осиповичи, каждый день ловить на себе подозрительные взгляды гитлеровцев? Он был постоянно начеку: запоминал, какие формируются поезда, куда идут и с каким грузом — собранные сведения оперативно передавались в партизанский отряд.
Когда немцы стали проводить крупномасштабные облавы, дедушка ушел в партизанский отряд имени Молотова под командованием Шатуры, который входил в бригаду имени Котовского. Где только ни приходилось бывать! Старые Дороги, Глуск, Осиповичи, “варшавка” — шоссейная дорога Москва-Варшава… Сколько исхожено кирзачами, лаптями, а то и босиком…
Дедушка рассказывал, как осенью взорвали доты. В группе было шестеро. Накануне праздника Октябрьской революции им нужно было переправиться через Птичь. Лодок не было. Мальчик из деревни притащил обыкновенное корыто. На нем решили переправить снаряды, сами — вплавь. И вот в этой ноябрьской воде корыто перевернулось, снаряды пошли ко дну. Пришлось нырять и доставать. Из Радутич прибежали бабы, выручили сухой одеждой, покормили. Доты были взорваны. Удивляюсь, но дедушка до сих пор помнит, что ходил на это задание с Гандиным и Рекишем из деревни Ставище, Ерко, Брылем, Дубиной…
Голландец Балт служил в Осиповичах. Покупая у женщин молоко и яйца, как-то попросил свести с партизанами. Потом часто бывал на базе в Ставищах, любил играть на губной гармошке песню из кинофильма “Волга-Волга”. Однажды партизаны на подводе ехали на задание и встретились с немцами. Что объяснил им Балт, до сих пор никто не знает, но гитлеровцы спокойно проехали мимо. Наши с задания вернулись живыми.
Весной 1944 года во время блокады раненого дедушку взяли в плен и отправили в концлагерь. Об этом времени он рассказывает неохотно, скупо, всегда в глазах стоят слезы, а пальцы что-нибудь перебирают.
Вокруг барака ни травинки: все съедено. На десять человек — буханка хлеба; ниткой отмеряли, чтобы поровну. По шесть часов стояли на улице в любую погоду. Гоняли на работы: туда — 200 человек, возвращаются — 80-90. Каждое утро снимали с колючей проволоки людей — не выдерживали, сами бросались…
Я еще не родилась, когда на земле шла война. В моем столе нет писем и фотографий погибших любимых, орденов и медалей — они пока в столе у дедушки. Когда цветы черемухи висят на ветках снежными хлопьями, мне не снятся исхудалые дети. Когда вижу желтые цветы, не вспоминаю первый день войны. Все это испытывает дедушка. Но когда слышу о войне — перехватывает горло…
Сегодня сходила к дедушке, вновь подержала в руках ордена и медали. Награды молчат, но знаю: говорить они могут. Вспоминать войну. Дедушка же охотно рассказывал о послевоенных годах, о том, как работал токарем в вагонном депо, на заводе автоагрегатов до 1983 года. Он бережно перебирает свои награды: “Ударник социалистического труда”, “За доблестный труд”, “Ветеран автомобильной промышленности”, “Ветеран труда”, многочисленные грамоты.
Но пришло это не сразу. Были и допросы в НКВД, когда долго не признавали, что 2 года он провел в партизанском отряде. Те, кто прошел плен и концлагерь, были на положении отверженных. Дедушка пережил и это. И только после многочисленных проверок ему было выдано удостоверение “Участник Великой Отечественной войны”. Да, “времена не выбирают, в них живут…”
Дедушка часто говорит, что нет плохих или хороших наций — есть плохие или хорошие люди. И добавляет: “Пусть будет больше добрых, порядочных людей, чтобы никогда не повторилось то страшное время, которое выпало на нашу долю”.
Вот такой у меня дедушка — ветеран войны и труда. Победитель…
Вероника Ангерчик.

Последние новости

Новости

В Осиповичском районе проходит Неделя детской безопасности

21 апреля 2025
Читать новость
Актуальнае

Жыхарка Асіповіцкага раёна Наталля Малая з павагай ставіцца да матулінай спадчыны

19 апреля 2025
Читать новость
Культура

У Асіповіцкім раённым цэнтры народных рамёстваў праходзяць майстар-класы па падглазураваным роспісе керамікі

19 апреля 2025
Читать новость
Новости

Расписание пасхальных богослужений

18 апреля 2025
Читать новость
Новости

А ведь кто-то из них победит

18 апреля 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко рассчитывает на наращивание динамики межгосударственных отношений с Зимбабве

18 апреля 2025
Читать новость