Эх, прокачусь!

Эх, прокачусь!

default

Большой. Нет, самый большой! “Хватит размениваться на мелочевку”, — решили как-то на хлебозаводе города Камызяк. И теперь вместо бубликов и ватрушек там выпускают бублы и вартухи. А чем, спрашивается, хуже наша постоянная рубрика “Эх, прокачусь?”. Конечно, хлебобулочные изделия мы печь не будем, а вот устроить тест-драйв какой-нибудь грандиозной машине вместо привычных уже легковушек… Хотя — гулять, так гулять, не напроситься ли в гости к военным и не прокатиться ли на самом большом в районе автомобиле — МАЗ-79111, более известном под названием “пусковая установка реактивной системы залпового огня “Смерч”? Самое удивительное, что разрешение “обкатать” этот автомобиль было дано. Правда, с двумя ограничениями: только на территории северного военного городка, где базируются “Смерчи”, и только в качестве пассажира. Ничего не поделаешь: допуск к вождению боевой машины, способной одним залпом превратить почти четверть Осипович в “мокрое” место и стоящей около 12 миллионов долларов, получает только механик-водитель, прошедший специальный курс обучения. Апокалипсис с доставкой на дом Известно, что военные во все времена мечтали о чудо-технике, которая могла бы нанести врагу максимальный вред. Причем, желательно, не сломавшись на полпути. Также известно, что попытки построить такое “вундерваффе” обычно заканчиваются пшиком. Применительно к колесной боевой технике уместно вспомнить курьезно-знаменитый Царь-танк — 40-тонную бронированную машину шириной 12 метров с колесами высотой в 9 метров, созданную в 1915 году российским инженером Лебеденко. А вот конструкторам Минского автозавода в начале 60-х годов прошлого века удалось создать военную машину, которая до сих пор остается лучшей в своем классе. Это — 8-колесное шасси на базе автомобиля МАЗ-543, которое после некоторой модернизации превратилось в унифицированную платформу — МАЗ-79111. Чего только не устанавливали на выносливую спину “восьминожки”: дальнобойные орудия, реактивные установки, элементы разнообразных ракетных пусковых комплексов, радары, мощные электростанции… Интересно, что длина и вес этой машины примерно такие же, как у эпичного Царь-танка. Но тут уже каждый грамм и сантиметр используются с толком: как транспортное средство МАЗ-79111 представляет собой идеальное сочетание простоты, прочности и опередивших время изящных конструкторских решений. Среди последних — полуавтоматическая коробка передач, благодаря которой тяжеленный восьмиколесник легко разгоняется до 65 километров в час, уверенно преодолевая любое бездорожье. Этот агрегат работает в паре с 12-цилиндровым дизелем мощностью 525 “лошадей” и отличается невероятной надежностью. Кстати, диски колес у боевого МАЗа — литые алюминиевые. Конечно, “литье” используется не для косметического эффекта, как на “понтовых” легковушках, а из прагматичного желания уменьшить собственную массу машины и увеличить ее грузоподъемность. Годовой пробег у шасси осиповичских “Смерчей” “игрушечный” — в среднем около 200 километров. Полигон для регулярных практических занятий находится почти рядом, а на дальние расстояния пусковые установки перевозятся по железной дороге. Процесс погрузки на поезд, пожалуй, самое рискованное упражнение и для техники, и для ее мехвода: ширина МАЗа несколько больше ширины вагона-платформы, поэтому при маневрировании приходится соблюдать ювелирную точность. На лицо — ужасные, добрые внутри… Выделенный для тест-драйва “Смерч” издалека похож на доисторического ящера — такой же огромный, приземистый, с хищной подслеповатой “мордой” — смещенной вправо кабиной. Характерный внешний вид передняя часть машины приобрела из-за необходимости надежно размещать длинномерный “груз” — пусковые реактивные и ракетные установки. Нетрадиционный дизайн и необычный материал, из которого сделана кабина, представляющая собой монолитный кокон из стеклопластика, положительно сказались на прочности изделия. При испытаниях прототипа кабины — серийно их выпускали на Осиповичском заводе автоагрегатов — не выдержал стенд, который должен был довести кабину до усталостной деформации, а сам “кокон” оставался работоспособным. Но за все в этой жизни нужно платить: из-за особенностей компоновки и невозможности увеличить ширину машины — про эквилибристику при погрузке на железнодорожный вагон не забыли? — рабочее пространство водителя ужато до предела. Обзорность также “спартанская”: вперед и влево смотреть мешают хитро изогнутые стенки кабины, зеркала заднего вида почти бесполезны из-за длины машины. Без напряжения можно смотреть вправо по ходу, но только в сухую погоду: на “глухо” вмурованном в стену стекле нет дворников. Зато кресло порадовало удобством. Оно не имеет привычной анатомической формы, но обеспечивает вполне комфортное положение ног и корпуса водителя. Руль — классическая “баранка” диаметром в добрых 70 сантиметров — показался излишне громоздким. МАЗ оснащен гидроусилителем, и рулевое управление не требует никаких физических усилий. Панель озадачила старомодностью: приборов на ней много, все стрелочные со шкалами небольшого размера, так что одним взглядом оценить комплекс нужных показаний с непривычки не получается. Необычен и процесс начала движения. У двигателя “сухой” картер, поэтому поворот “ключа зажигания” только накачивает в систему смазки масло. Запускается же мотор нажатием отдельной кнопки. После прогрева нужно “притопить” педаль газа и, установив по тахометру минимальную частоту вращения коленвала — около 1000 оборотов в секунду — подключить поворотом маленького рычажка коробку-полуавтомат. Все. Снимаем ручник, поддаем газу. Когда машина немного разогналась, не сбавляя оборотов переключаем коробку на повышенные передачи (всего их три) и — полный вперед! Не менее хитро происходит и глушение двигателя. Для этого нужно выключить КПП и резко надавить на педаль газа. На ходу грузный мастодонт преображается: движется очень легко и, можно сказать, грациозно — руль управляет двумя передними осями, так что радиус поворота относительно невелик, а торсионная подвеска уверенно гасит толчки от неровностей грунта. Снаружи рев мощного двигателя ощутимо давит на барабанные перепонки, но в кабине его почти не слышно. Специальной противошумной изоляции здесь, конечно, нет, но толстый стеклопластик стен поглощает звук выше всяких похвал. …Странно, но после близкого знакомства с этой огромной машиной салон современной легковушки выглядит унылым и пустым, приборная панель кажется слишком аскетичной, а подвеска — хлипкой. В стиле автомобильного милитари определенно есть своя харизма!

Последние новости

Общество

В Могилевской области стартовал республиканский семинар-совещание

29 июля 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко: Беларусь очень хочет активизировать сотрудничество с Эфиопией

29 июля 2025
Читать новость
Афиша

Что посмотреть на неделе в Осиповичах? Афиша кинотеатра «Родина»

29 июля 2025
Читать новость
Общество

И вновь турслет! Спартакиада работающей молодежи Осиповичского района прошла 25-26 июля

29 июля 2025
Читать новость
Общество

“Знакомый мужчина при выгуле на улице бьет свою собаку. Как это остановить?” Отвечает участковый инспектор милиции

29 июля 2025
Читать новость
Общество

Хроника происшествий в Осиповичском районе с 21 по 17 июля

29 июля 2025
Читать новость

Рекомендуем