Замыкая круг

Жизненный цикл промышленных предприятий и их структурных подразделений зависит от многих обстоятельств. Но иногда “переменные” складываются так, что движение вперед означает возврат к старому-доброму.
Участок мелких серий “отпочковался” от цеха стеклопластиковых кабин ОЗАА в 2004 году: основное производство тогда было задействовано на полную мощность, и заниматься проведением опытных работ по созданию потребительских товаров, изучением пригодности для заводских нужд новых материалов и технологий, производить мелкосерийную продукцию было выгоднее в формате отдельной площадки. Ее так и назвали: участок мелких серий.
Изначально продукция здесь изготавливалась по классической для ЦСК технологии контактного формования, при которой стеклоткань укладывается в форму и пропитывается связующим составом. Гамма выпускаемой продукции была изначально широкой (сиденья для стадионов и вагонов метро, различные плавательные средства, оборудование для баскетбольных площадок и т.д.). Но к 2014 году львиную долю продукции составляли туристические, спортивные, прогулочные и другие маломерные суда, что и отразилось в перемене названия: участок плавательных средств.
Но поменялась не только “вывеска”. В 2018 году на участке приступили к освоению новой технологии — инжекции полиэфирной смолы в закрытую форму (RTM). Если упрощенно, то этот способ формовки сходен со штамповкой и литьем: зажатый между пуансоном и матрицей слой стекломатериала под высоким давлением насыщается полиэфирной смолой. Технология дорогая, сложная, но она позволяет получить высочайшее качество изделий, сократить в пять раз время изготовления каждой детали, снизить требования к квалификации персонала за счет высокой автоматизации производства.
Еще одна опробованная на участке новация — вакуумная инфузия. С помощью особого “мешка” создается разрежение в рабочей плоскости формы, и за счет перепада давления смола “всасывается” в армирующий материал. Тут тоже много преимуществ, но особенно хорошие результаты получаются при изготовлении сэндвич-панелей.
Технологический рывок стал поводом для очередной коррекции профиля участка, и с января 2021 года он стал называться УВК (участок вакуумных композитов). Сменились и приоритеты выпускаемой продукции. Высококачественные детали из стеклопластика востребованы для производства последних моделей мазовских грузовиков, электробусов, троллейбусов.
Работники УВК, в числе которых ведущий инженер-технолог Юрий Дмитриченко, слесарь механосборочных работ Дмитрий Бабина, формовщики Алла Наливайко, Евгения Коваленко и Виталий Тамков, сделали и наружные панели для спортивных версий машин, на которых команда “МАЗ Спорт Авто” участвует в ралли-рейдах “Дакар” и “Шелковый путь”.
Участок продолжает выполнение производственных задач, которые были перед ним поставлены изначально, но тут возник важный нюанс: сегодня они настолько сблизились с задачами ЦСК, что параллельное существование участка и цеха было признано не оптимальным. Поэтому руководством предприятия принято решение в течение ближайшего месяца “встроить” УВК в структуру ЦСК.
Конечно, все организационные и экономические детали реорганизации просчитаны. А это означает, что вернется участок не бедным родственником, а командой профессионалов, которые за 18 лет самостоятельного плавания освоили высокотехнологичное оборудование, приобрели особый, востребованный для крупносерийного производства стеклопластиковых изделий, опыт.
Георгий АЛЕЙНИКОВ.