Четыре поколения — не предел

На железной дороге семейная преемственность всегда поддерживалась. Потомственные профессионалы здесь ценятся как носители высокой трудовой этики и пример добросовестного отношения к работе. Но есть и встречный процесс. Трудовые династии возникают при двух обязательных условиях: если у нового поколения есть уважение к родительскому делу и возможность в нем самореализоваться.
Основатель династии Сикорских, Федор Андреевич, родился в1896 году в деревня Молотино в крестьянской семье. Работать на “чугунку” пошел в 1924 году — тогда в паровозном депо станции Осиповичи набирали людей. Сперва стал кочегаром. Даже для привычного к тяжелой физической работе человека обязанности паровозного “истопника” были непростыми. Локомотив, тянущий груженый состав, потреблял до четырех тонн угля за час, и это топливо кочегар перебрасывал из тендера в топку котла обычной совковой лопатой. Через несколько лет Федор Сикорский выучился на помощника машиниста, а в 1936-м его назначили машинистом паровоза. Опыт, ответственность и, конечно, любовь к этой професии позволили ему достичь результатов, достойных высокой ведомственной награды, — нагрудного знака “Отличный паровозник”. Это отличие являлось “наградой для особо выдающихся работников паровозного хозяйства железнодорожного транспорта”.
К слову, появился нагрудный знак в 1943 году, когда машинист Сикорский служил в одной из паровозных колонн особого резерва Наркомата путей сообщения. Во время Великой Отечественной войны паровозные колонны занимались перевозками в прифронтовых полосах. Для особых условий нужны были особые люди — сюда направили 30 тысяч лучших железнодорожников СССР. Многие из них были удостоены правительственных наград. У Сикорского их четыре: медали “За отвагу”, “За взятие Берлина”, “За победу над Германией”, “За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.”. В 1953 году к военным медалям добавился орден Трудового Красного Знамени.
На пенсию уважаемый коллегами машинист ушел в 1957 году, через год после того, как в СССР прекратили выпуск паровозов и начался переход на более совершенные виды локомотивов.
На переломе технических эпох прошла и трудовая биография его сына Александра Федоровича Сикорского. В 1944 году он, как некогда отец, стал кочегаром. За профессиональное мастерство Александр Сикорский был также отмечен нагрудным знаком “Отличный паровозник”. Потом работал помощником машиниста железнодорожного крана ПК-6 и ушел на заслуженный отдых с должности машиниста-инструктора по крановому хозяйству Оиповичского локомотивного депо, имея 44 года трудового стажа.
Марка крана упомянута неслучайно: есть тут интересная связь с биографией Александра Сикорского. Когда он только осваивал азы профессии, ПК-6 выпускался с паровым двигателем. В 60-е, когда стал работать на этой технике, у кранов поменяли двигатели на бензиновые, а когда уходил на пенсию, в строю всё еще оставалось немало машин-ветеранов. Только “сердца” у них были дизельные.
Исключительно надежной и крепкой была эта техника. Как и люди, которые на ней работали…
Дело деда и отца продолжил Владимир Александрович Сикорский. В локомотивное депо он пришел в 1969 году. После учебы в Гомельском техникуме железнодорожного транспорта работал слесарем по ремонту паровозов, руководил бригадой по их обслуживанию, был мастером промывочного цеха. В 1991-м перешел на восстановительный поезд І класса на станции Осиповичи, а в 2002-м стал его начальником.
Лихие 90-е не лучшим образом повлияли на сложный организм железной дороги. Только на станции Осиповичи тогда произошло два серьезных происшествия: сход с рельсов локомотива и трех пассажирских вагонов в 1994 году и 22 цистерн с топочным мазутом в 1995-м.
Всплеск аварийности был следствием множества проблем, которые нужно было решать одновременно, но работники восстановительного поезда оставались профессионалами. Среди тех, кто давал пример ответственного отношения к работе, всегда был Владимир Сикорский, отдавший любимому делу 44 года своей жизни.
Семейное дело продолжают его сыновья. Сергей Владимирович с 1997 года трудится в Осиповичской дистанции пути. Сейчас он дорожный мастер на станции Несята. Его супруга Екатерина — бухгалтер в Осиповичском вагонном депо. Там же работает и второй сын, Александр Владимирович. Он оператор КИПиА в котельной организации.
Суммарный стаж работы Сикорских на железной дороге уже составляет 210 лет. И это не предел. Подрастает следу-ющее поколение: Захар, Егор, Евгений и Александра — праправнуки машиниста Федора Сикорского.
Наверняка кто-то из них свяжет судьбу со стальной магистралью.

Сикорский

Сикорский

Сикорский
Георгий АЛЕЙНИКОВ.