“Читаем” старую фотографию

“А чё это вы тут делаете, а?”
Старые снимки рассматривать интересно. Особенно если обращать внимание на детали…
На фотографии написано, что она сделана в деревне Бозок. Имена людей, повод “фотосессии” и дата ее проведения неизвестны. Но есть подсказки, которые оставил фотограф. Попробуем их найти и сложить в единое целое.
Одна из них в противопоставлении главных героев — нарядно одетой веселой пары и девушки в глубине кадра. Она стоит за забором, одета, скажем так, повседневно и к происходящему явно не имеет отношения. Шла мимо, увидела суету во дворе и остановилась, задавшись извечным вопросом: “А чё это вы тут делаете, а?”
Также у забора сидит молодой мужчина в пиджаке и с увлечением манипулирует правой рукой. Жест своеобразный, как будто играет с собакой. И вид у него при этом совершенно умиротворенный.
Атмосфера соответствует небольшому семейному празднику. Возможно, к родителям приехали живущие где-то неблизко дети — вот родня со всей округи и собралась на фамильные посиделки. Если так, то мужчина в пиджаке и есть один из приехавших, а пес его узнал…
Но главные герои фото из местных, это можно понять по одежде. И их наряд тоже подсказка, которая позволяет “привязать” фотосъемку к первой половине 60-х годов.
На женщине легкое платье популярного в конце 50-х до примерно 1965-го года фасона. Скорее всего, платье шила сама владелица: для советских женщин шитье, вязание, вышивание были обязательными умениями. Следить за модой им помогало иностранное кино — его иногда показывали в сельских клубах — и журналы, в которых регулярно публиковались актуальные выкройки. Популярность таких изданий впечатляет: “Работница” — тираж 12,6 млн экземпляров в начале 70-х, “Крестьянка” — 6,1 млн.
Совершенство сшитого или связанного предмета одежды в первую очередь зависело от умений и трудолюбия хозяйки, а вот с обувью ситуация была посложнее: ее мало кто умел делать самостоятельно. В городских магазинах какой-то выбор имелся, да и пошивом на заказ занимались целые артели профессиональных сапожников. В деревнях о такой “роскоши” приходилось лишь мечтать, и парадные (но грубые и явно не новые) ботинки нашей героини — тому наглядный пример.
Мужчина же обут в бурки — самодельные стеганые матерчатые “сапоги”, которые на улице носили с галошами. Обувь дешевая, теплая, удобная и для села практичная: снял на крыльце испачканные галоши и зашел в дом с чистыми ногами.
Галифе — тоже дань эргономике: можно много чего хранить в их карманах. Такой фасон в 60-х считался несколько старомодным, зато демонстрировал склонность владельца к стилю “милитари”. Подчеркнуто мешковатые сверху штаны являлись частью советской военной униформы до 1970 года.
Ну а клетчатая рубашка-ковбойка — яркий символ эпохи 60-х. Почему она тогда всем нравились — загадка психологии, но что было, то было. “Клетчатое” поветрие нашло отражение в массовой культуре, взять хотя бы всеми любимого студента Шурика из феерических комедий Гайдая. А в фильме “Неподдающиеся” в ковбойках щеголяют почти все мужские персонажи.
Теперь посмотрим на перевернутый вверх дном металлический таз на заднем плане фото. Этот многофункциональный предмет деревенского быта в период летних заготовок использовался исключительно для варки варенья. Дно таза в копоти, значит, на дворе июль-август. Только судя по плотной одежде случайной прохожей на заднем плане и буркам главного героя (обуви осенне-зимней) на улице совсем не жара. И вот она, третья подсказка!
В интернет-архиве погоды за период с 1960 по 1965 годы в летние месяцы на территории БССР 14 раз зафиксирована аномально низкая температура (+17°С и менее). Но тут есть нюанс: чтобы собрать родню, должен быть выходной. До 1967 года в СССР все работали по шесть дней, а среди подходящих дат воскресенье только одно — 26 августа 1962 года.
Конечно, такой анализ не гарантирует высокой достоверности. Но это ведь лучше, чем ничего!