Новые точки на карте “огненных деревень”

История
В рамках проекта «Электронная книга «Память» сформирована региональная база данных «Огненные деревни Осиповичского района», которая включает 83 населенных пункта, полностью или частично уничтоженных в годы Великой Отечественной войны. За основу ее создания взята республиканская база данных «Сожженные деревни», которая была представлена к 70-летию Хатынской трагедии (март 2013 года) и сейчас доступна на сайте Национального архива Республики Беларусь.
Работа по уточнению списка сожженных деревень, поиску новых фактов продолжается постоянно — совместными усилиями земляков, неравнодушных к военной истории малой родины.
Недавно юные краеведы из Липенского УПК детский сад-средняя школа установили важные факты о деревне Чарот (Черет или Черот).
Путаница с названием возникла, вероятно, при переводе с белорусского на русский язык. На картах начала прошлого века писалось «Чарот», в базе данных «Сожженные деревни» и партизанских документах населенный пункт именовался «Черёт». Попадался также и документ Погорельского сельсовета, где деревню именовали «Черот»…
Так или иначе, но названия относятся к населенному пункту недалеко от железнодорожной станции Уборок, деревень Погорелое и Аминовичи. Раньше деревня Чарот входила в состав Погорельского сельсовета, в настоящее время земли, где находилась зона застройки, относятся к Лапичскому сельсовету. И, похоже, внесение ее в список уничтоженных деревень было ошибочным.
О судьбе Чарота в годы войны рассказал Сергей Петрович Никитин, уроженец этой деревни (сейчас проживает в д. Жорновка Лапичского сельсовета).
По словам старожила, «немцы повыгоняли местных жителей в сараи, а сами позанимали их дома. Но деревню не сжигали». Эту информацию подтвердили и жители деревни Аминовичи Мария Фоминична и Иван Захарович Буловацкие. В 1943 году им было 8 и 15 лет соответственно, и они «…никогда не слышали о том, чтобы Чарот был сожжен».
Подтверждают слова свидетелей и доступные для изучения официальные источники, в частности, историческая хроника «Память. Осиповичский район» и республиканская база данных «Сожженные деревни», в которых содержатся идентичные сведения о потерях жителей деревни Чарот в годы оккупации.
Согласно списку, составленному Погорельским сельским советом, всего за годы войны погибли 9 жителей Чарота, из них на фронте — 5, партизан — 1, мирных жителей — 3. При этом даты гибели мирных жителей разные — 1943 и 1944 годы, — а это означает, что целенаправленных карательных операций в отношении деревни и ее жителей не проводилось.
В связи с этим «Электронная книга «Память». Осиповичский район» намерена обратиться в Национальный архив Республики Беларусь с просьбой внести изменения в Республиканскую электронную базу данных «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны».
Но даже с учетом относительно счастливой судьбы Чарота, общее количество пострадавших от карательных акций нацистов населенных пунктов по Осиповичскому району не уменьшится. От Раисы Станиславовны Никитиной (жены Сергея Петровича, рассказавшего о Чароте) стало известно о печальной участи 18 жителей деревни Семкина Слобода, которых заживо сожгли фашисты в колхозном амбаре в апреле 1943 года.
Слова свидетеля подтверждаются документами, приведенными в книге «Осуждение иностранных военнопленных и интернированных в Беларуси. 1944-1945 гг.» (Опись уголовных дел фонда 1363). Разница только в числе жертв карателей.
Эта трагедия по каким-то причинам не отражена в Республиканской базе «Сожженные деревни», так что впереди у ребят из Липенской школы важная работа — найти дополнительные свидетельства о факте геноцида белорусского народа в деревне Семкина Слобода, ввести в оборот новую информацию об истории малой родины и, конечно, установить точное количество и имена погибших земляков.
Валентин ШПАК,
администратор проекта «Электронная книга «Память». Осиповичский район».
