“Хорошая девочка Лида…”

Лида Базылевич родилась 2 сентября 1938 года на Псковщине пятым ребенком в семье. Мать зарабатывала трудодни на полевых работах, а отец возглавлял колхоз. И горя коммунисту довелось хлебнуть с лихвой: воевал на КВЖД и Халхин-Голе, в сороковом — против Финляндии. Был ранен, контужен, отморозил ноги…
Когда началась Великая Отечественная, Николай Сафонович имел “бронь”, но уже на третий день, пообещав вернуться с победой и дав наказ беречь кровинушек, убыл на фронт. “А как?” — обливаясь слезами, сотню раз задавала себе вопрос Елена Степановна: территория была оккупирована, гитлеровцы зверствовали, люди умирали от голода и холода…
Но — Бог миловал. И детишки все выжили, и отец в сентябре сорок пятого возвратился.
Четыре класса Лида окончила в родной деревне. Училась хорошо, предпочтение отдавала математике и урокам труда. И вообще молоток и ножовка по металлу ей были ближе и дороже, чем занятия кройкой и шитьем.
Чтобы получить среднее образование, ребятам приходилось добираться уже до школы, находящейся за 10 километров от дома. Звонок на урок — в 8 часов, опоздания не приветствовались, так что вставала ежедневно в шесть. Ходило туда порядком учеников, так что добирались и шумно, и весело. Хотя нередко дружную компанию учащихся сопровождали волки, и тогда было уже не до смеха…
Наконец школьные экзамены позади, и на семейном совете принимается решение: Лида будет продолжать учиться. Узнав, что зачисленные в Великолукский железнодорожный техникум имеют право бесплатно ездить поездами и получают общежитие, остановилась на нем, и экзамены выдержала успешно.
Время учебы пролетело незаметно, и вот уже молодого техника-механика вагонного хозяйства направляют на работу в Управление Белорусской железной дороги, а из Минска — в осиповичское вагонное депо.
В отдел кадров предприятия она вошла 5 апреля 1958 года, а трудовая биография началась с работы осмотрщиком вагонов. Знаний хватало, а вот сноровки с опытом — нет, поэтому Лиду под отеческую опеку взял старший осмотрщик Михаил Козлов. Ненавязчиво все показывал-объяснял, пока не убеждался, что девушка уяснила “урок” — и вскоре девушку начали ставить в пример другим.
— Постепенно убедилась, что могу работать наравне с мужчинами, — вспоминает Лидия Николаевна. — А когда была признана “Лучшим осмотрщиком Белорусской железной дороги”, то вообще будто крылья выросли…
С будущим мужем она познакомилась на работе: Владимир Черепко был коллегой. Стали встречаться, в августе пятьдесят девятого сыграли свадьбу, через 2 года появился сын. Но уже через 6 месяцев — именно столько отводилось тогда женщине времени на “воспитание” ребенка — она вновь на “железке”. Хорошо, что только в дневное время: бригадир текущего отцепочного ремонта вагонов. Было это 2 января 1962 года.
— Поначалу тяжело приходилось, — не скрывает Лидия Николаевна. — Мне ведь тогда не было еще и двадцати трех, а в бригаде мужчины в полтора-два раза старше. Казалось, что относятся снисходительно, так что даже плакала, забившись куда-нибудь в уголок. Позже узнала — проверяли так на профпригодность: что знаю-умею, замечу ли брак, потребую ли его устранить. Я ведь обязана была наружным осмотром определить все неисправности поступившего в ремонт вагона с последующей их разметкой. Бывало, специально что-то не сделают и незаметно наблюдают за моей реакцией. Вижу недоработку, а сказать стесняюсь. Может, робела просто? Отойду, переживаю. Через полчаса подходят и спрашивают, в чем дело. Говорю о браке — просят показать, что именно не так. Иду к вагону и вижу, что все сделано добротно. Улыбаются — и сама смеюсь вместе с ними…
1 декабря 1969 года Черепко назначают мастером текущего отцепочного ремонта вагонов, и именно на этой должности раскрылся ее талант — как организатора, руководителя, носителя новых идей. Невысокая, без командирского голоса, но личный пример во всем принес Лидии Николаевне непререкаемый авторитет. Никогда никого не оскорбляла, если и наказывала кого, то только заслуженно. Так что по праву много лет выходила победителем социалистического соревнования, была удостоена медали “За трудовое отличие”, в мае семьдесят четвертого — ордена Трудового Красного знамени, в 1981 году стала лучшим мастером Белорусской железной дороги, а фамилия Черепко занесена в Книгу почета дороги.
На бригадный подряд ее цех в депо перешел первым — 1 апреля 1982 года. Ремонт вагонов — труд тяжелый. Работа грязная, не престижная, все время под открытым небом, много ручной, с ломом и кувалдой. Но когда начали работать по-новому, когда взаимовыручка и взаимозаменяемость здесь вошли в норму, — стали и получать больше. Да и дисциплина труда укрепилась, простои сократились, количество перекуров уменьшилось — в жизни ведь все взаимосвязано…
В то время она была удостоена и такого высокого звания, как “Почетный железнодорожник”.
В декабре восемьдесят второго Черепко становится участником Выставки достижений народного хозяйства СССР, получает Почетную грамоту. Приятно, конечно, что труд Лидии Николаевны оценили так высоко, но главное, что никакого головокружения у нее не наблюдалось, просто продолжала честно и добросовестно делать свое дело. Требуя того же от подчиненных и всегда подчеркивая, что лауреатом Государственной премии БССР она стала именно благодаря своему коллективу, внедрению бригадного подряда. И в этом — она вся, главное для нее — люди.
Проработав мастером более 18 лет, женщина воспитала два десятка бригадиров. И за науку, сердечность, тепло души ей и по сей день благодарны многие — Валерий Голуб, Леонид Ольшанский, Виктор Слабышев, Владимир Довгайло, Андрей Меняйлов, другие.
Коммунист Черепко служила примером не только в трудовой, но и в общественной деятельности: секретарь цеховой парторганизации, член группы народного контроля и редколлегии стенгазеты “Вагонник”, делегат ХХХ съезда КПБ — у нее на все хватало времени.
По итогам пятилетки Лидия Николаевна в восемьдесят шестом была награждена орденом Ленина, не раз становилась “Лучшим по профессии”, в ноябре 1991 года удостоена звания “Отличный работник Белорусской железной дороги”.
В девяносто четвертом ее назначили старшим мастером, но прибавка забот-волнений не пугала: работа для этой энергичной женщины давно стала вторым домом.
Черту в трудовой биографии решила подвести 30 марта 1996 года: написала заявление с просьбой освободить от занимаемой должности в связи с уходом на пенсию. Его удовлетворили, но… трудилась бригадиром текущего отцепочного ремонта вагонов. Так что окончательно попрощалась Лидия Николаевна с коллективом только 5 сентября 2000 года.
Пошли ли по стопам родителей-железнодорожников дети? Ответ отрицательный, но они не расстраиваются: главное — все при деле. Сын Сергей закончил Белорусский политехнический институт и трудится в Волковыске, за плечами дочери Елены — Могилевское педучилище и Белгос-педуниверситет имени М.Танка, она — воспитатель в спецшколе-интернат. А еще бабушка Лида очень радуется школьным успехам внука-баяниста Дмитрия. Который тоже не подводит — уже участвовал в олимпиаде по химии.
…Хорошо, когда все хорошо, правда?
Георгий АЛЕЙНИКОВ.