“Хорошая девочка Лида…”

“Хорошая девочка Лида…”

baz

Лида Базылевич родилась 2 сентября 1938 года на Псковщине пятым ребенком в семье. Мать зарабатывала трудодни на полевых работах, а отец возглавлял колхоз. И горя коммунисту довелось хлебнуть с лихвой: воевал на КВЖД и Халхин-Голе, в сороковом — против Финляндии. Был ранен, контужен, отморозил ноги…
Когда началась Великая Отечественная, Николай Сафонович имел “бронь”, но уже на третий день, пообещав вернуться с победой и дав наказ беречь кровинушек, убыл на фронт. “А как?” — обливаясь слезами, сотню раз задавала себе вопрос Елена Степановна: территория была оккупирована, гитлеровцы зверствовали, люди умирали от голода и холода…
Но — Бог миловал. И детишки все выжили, и отец в сентябре сорок пятого возвратился.
Четыре класса Лида окончила в родной деревне. Училась хорошо, предпочтение отдавала математике и урокам труда. И вообще молоток и ножовка по металлу ей были ближе и дороже, чем занятия кройкой и шитьем.
Чтобы получить среднее образование, ребятам приходилось добираться уже до школы, находящейся за 10 километров от дома. Звонок на урок — в 8 часов, опоздания не приветствовались, так что вставала ежедневно в шесть. Ходило туда порядком учеников, так что добирались и шумно, и весело. Хотя нередко дружную компанию учащихся сопровождали волки, и тогда было уже не до смеха…
Наконец школьные экзамены позади, и на семейном совете принимается решение: Лида будет продолжать учиться. Узнав, что зачисленные в Великолукский железнодорожный техникум имеют право бесплатно ездить поездами и получают общежитие, остановилась на нем, и экзамены выдержала успешно.
Время учебы пролетело незаметно, и вот уже молодого техника-механика вагонного хозяйства направляют на работу в Управление Белорусской железной дороги, а из Минска — в осиповичское вагонное депо.
В отдел кадров предприятия она вошла 5 апреля 1958 года, а трудовая биография началась с работы осмотрщиком вагонов. Знаний хватало, а вот сноровки с опытом — нет, поэтому Лиду под отеческую опеку взял старший осмотрщик Михаил Козлов. Ненавязчиво все показывал-объяснял, пока не убеждался, что девушка уяснила “урок” — и вскоре девушку начали ставить в пример другим.
— Постепенно убедилась, что могу работать наравне с мужчинами, — вспоминает Лидия Николаевна. — А когда была признана “Лучшим осмотрщиком Белорусской железной дороги”, то вообще будто крылья выросли…
С будущим мужем она познакомилась на работе: Владимир Черепко был коллегой. Стали встречаться, в августе пятьдесят девятого сыграли свадьбу, через 2 года появился сын. Но уже через 6 месяцев — именно столько отводилось тогда женщине времени на “воспитание” ребенка — она вновь на “железке”. Хорошо, что только в дневное время: бригадир текущего отцепочного ремонта вагонов. Было это 2 января 1962 года.
— Поначалу тяжело приходилось, — не скрывает Лидия Николаевна. — Мне ведь тогда не было еще и двадцати трех, а в бригаде мужчины в полтора-два раза старше. Казалось, что относятся снисходительно, так что даже плакала, забившись куда-нибудь в уголок. Позже узнала — проверяли так на профпригодность: что знаю-умею, замечу ли брак, потребую ли его устранить. Я ведь обязана была наружным осмотром определить все неисправности поступившего в ремонт вагона с последующей их разметкой. Бывало, специально что-то не сделают и незаметно наблюдают за моей реакцией. Вижу недоработку, а сказать стесняюсь. Может, робела просто? Отойду, переживаю. Через полчаса подходят и спрашивают, в чем дело. Говорю о браке — просят показать, что именно не так. Иду к вагону и вижу, что все сделано добротно. Улыбаются — и сама смеюсь вместе с ними…
1 декабря 1969 года Черепко назначают мастером текущего отцепочного ремонта вагонов, и именно на этой должности раскрылся ее талант — как организатора, руководителя, носителя новых идей. Невысокая, без командирского голоса, но личный пример во всем принес Лидии Николаевне непререкаемый авторитет. Никогда никого не оскорбляла, если и наказывала кого, то только заслуженно. Так что по праву много лет выходила победителем социалистического соревнования, была удостоена медали “За трудовое отличие”, в мае семьдесят четвертого — ордена Трудового Красного знамени, в 1981 году стала лучшим мастером Белорусской железной дороги, а фамилия Черепко занесена в Книгу почета дороги.
На бригадный подряд ее цех в депо перешел первым — 1 апреля 1982 года. Ремонт вагонов — труд тяжелый. Работа грязная, не престижная, все время под открытым небом, много ручной, с ломом и кувалдой. Но когда начали работать по-новому, когда взаимовыручка и взаимозаменяемость здесь вошли в норму, — стали и получать больше. Да и дисциплина труда укрепилась, простои сократились, количество перекуров уменьшилось — в жизни ведь все взаимосвязано…
В то время она была удостоена и такого высокого звания, как “Почетный железнодорожник”.
В декабре восемьдесят второго Черепко становится участником Выставки достижений народного хозяйства СССР, получает Почетную грамоту. Приятно, конечно, что труд Лидии Николаевны оценили так высоко, но главное, что никакого головокружения у нее не наблюдалось, просто продолжала честно и добросовестно делать свое дело. Требуя того же от подчиненных и всегда подчеркивая, что лауреатом Государственной премии БССР она стала именно благодаря своему коллективу, внедрению бригадного подряда. И в этом — она вся, главное для нее — люди.
Проработав мастером более 18 лет, женщина воспитала два десятка бригадиров. И за науку, сердечность, тепло души ей и по сей день благодарны многие — Валерий Голуб, Леонид Ольшанский, Виктор Слабышев, Владимир Довгайло, Андрей Меняйлов, другие.
Коммунист Черепко служила примером не только в трудовой, но и в общественной деятельности: секретарь цеховой парторганизации, член группы народного контроля и редколлегии стенгазеты “Вагонник”, делегат ХХХ съезда КПБ — у нее на все хватало времени.
По итогам пятилетки Лидия Николаевна в восемьдесят шестом была награждена орденом Ленина, не раз становилась “Лучшим по профессии”, в ноябре 1991 года удостоена звания “Отличный работник Белорусской железной дороги”.
В девяносто четвертом ее назначили старшим мастером, но прибавка забот-волнений не пугала: работа для этой энергичной женщины давно стала вторым домом.
Черту в трудовой биографии решила подвести 30 марта 1996 года: написала заявление с просьбой освободить от занимаемой должности в связи с уходом на пенсию. Его удовлетворили, но… трудилась бригадиром текущего отцепочного ремонта вагонов. Так что окончательно попрощалась Лидия Николаевна с коллективом только 5 сентября 2000 года.
Пошли ли по стопам родителей-железнодорожников дети? Ответ отрицательный, но они не расстраиваются: главное — все при деле. Сын Сергей закончил Белорусский политехнический институт и трудится в Волковыске, за плечами дочери Елены — Могилевское педучилище и Белгос-педуниверситет имени М.Танка, она — воспитатель в спецшколе-интернат. А еще бабушка Лида очень радуется школьным успехам внука-баяниста Дмитрия. Который тоже не подводит — уже участвовал в олимпиаде по химии.
…Хорошо, когда все хорошо, правда?
Георгий АЛЕЙНИКОВ.

Последние новости

Власть

“Надо решать вопрос”. Лукашенко поручил разобраться с проблемами на “АМКОДОРе”

21 апреля 2025
Читать новость
Власть

Создать условия для людей. Лукашенко обозначил задачи по развитию поселков городского типа

21 апреля 2025
Читать новость
Новости

Тематическую прямую телефонную линию проведет и.о. первого заместителя начальника Могилевской таможни Дерезовский Дмитрий Евгеньевич

21 апреля 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко во время рабочей поездки в Витебскую область посетил Оршанский лесхоз

21 апреля 2025
Читать новость
Новости

В Осиповичском районе проходит Неделя детской безопасности

21 апреля 2025
Читать новость
Актуальнае

Жыхарка Асіповіцкага раёна Наталля Малая з павагай ставіцца да матулінай спадчыны

19 апреля 2025
Читать новость