Последнее дело прокурора Борщевского

Персона
30 июня у заместителя прокурора Осиповичского района Геннадия Борщевского последний рабочий день. Выход на пенсию — неизбежный этап жизни каждого человека, и хоть ему настоятельно предлагали поработать еще, Геннадий Иванович решение об отставке принял окончательное и хорошо обдуманное. Уходить надо вовремя: приведя в порядок начатые дела, не бросая в напряженное время коллектив, частью которого был долгое время, и не потеряв желания получать удовольствие от свободного времени, которого теперь будет много.
Но это потом, а пока зампрокурора работает в привычно напряженном ритме, всё так же скрупулезно выполняет служебные обязанности. Только помимо воли всплывают воспоминания о 37 годах службы в правоохранительных органах, из которых 24 — в прокуратуре Осиповичского района. А вспомнить Геннадию Борщевскому есть что.
Как выбрать профессию… наугад
В школьном возрасте вряд ли кто-то мечтает стать прокурором. Вот и Гена Борщевский не собирался. Точнее сказать, не испытывал особой страсти к какой-то конкретной трудовой деятельности. К учебе относился обстоятельно, так что для поступления в учебное заведение любого уровня имел достаточно убедительный аттестат. А с проблемой выбора справился решительно и быстро. В советское время в центральных газетах была популярной профориентационная рубрика “Куда пойти учиться”, в которой печатались списки вузов, техникумов и училищ. Ткнул пальцем в сточку и прочитал: Минский индустриальный техникум стройматериалов…
Потом была служба в армии, причем в самой элитной части Вооруженных Сил СССР — Кремлевском полку. В части, охраняющие первых лиц государства, направляют солдат необычных: с особыми внешними и физическими данными, развитым интеллектом и не вызывающими сомнений морально-деловыми качествами. Но и в такой конкурентной среде Борщевский смог выделиться, стал сержантом — заместителем командира взвода. “Кремлевские солдаты” находились под пристальным вниманием спецслужб, которые выявляли перспективные кадры, необходимые силовым структурам. Сержант Борщевский также получил предложение, от которого трудно отказаться, и… отказался. Предпочел вернуться в родные Осиповичи. Поработал на ОЗАА, перешел в совхоз “Осиповичский” заведующим гаражом. По служебным обязанностям много общался с ГАИ, много с кем из инспекторов подружился, а вскоре услышал слова, к которым был уже готов: “Гена, пошли к нам!”
Перейдя в госавтоинспекцию, Борщевский почти одновременно поступил на юрфак БГУ.
Патрульный ДПС, участковый инспектор, следователь райотдела милиции
13 лет службы в Осиповичском РОВД Геннадия Борщевского примерно поровну поделены между вынесенными в подзаголовок должностями и совпали с непростыми для правоохранительных служб периодами: конец эпохи застоя, Перестройка, развал СССР, “лихие” 90-е.
Работы у милиции хватало, хотя, по словам Геннадия Ивановича, наш район эпицентром серьезной криминальной активности никогда не был. Традиционно высокая аварийность на шоссе Минск-Гомель (она сохранялась, пока дорогу не сделали четырехполосной), бытовой криминал, коррупция (куда ж без нее!)… Своего рода символом той эпохи стал случай вымогательства, который закончился самоубийством жертвы.
Водитель-профессионал, молодой совсем парень, был найден повешенным в своем доме. Предсмертная записка показывала, что ушел он из жизни добровольно, чтобы не создавать каких-то проблем женщине, к которой явно испытывал теплые чувства. В ходе расследования удалось установить личность этой женщины и определить причины трагедии. Как оказалось, покойный “подрезал” начальственного вида “Волгу”. Ее водитель обиды не стерпел и решил недотепу проучить. Использовал “корочку” — некое удостоверение полномочий, отобрал права и потребовал за них выкуп — приличную сумму денег. Заплатить не получилось, и потерпевший решил пойти на крайние меры. Женщина оказалась соучастницей преступления, она мягко вела психологическую обработку жертвы, а сам вымогатель использовал… удостоверение дружинника и, конечно, беспардонную наглость.
А вот с организованной преступностью в районе не сложилось — во многом из-за отсутствия сильных лидеров, способных создать устойчивую группировку и придумать эффективную стратегию ее действий. Впрочем, с серьезным криминальным авторитетом Борщевскому познакомиться пришлось, хотя и при довольно казусных обстоятельствах. В Ясене произошла попытка преступления на сексуальной почве, было возбуждено уголовное дело. Подозреваемый бобруйчанин попросил у знакомого помощи в “улаживании” проблемы. Знакомый был одним из влиятельных фигур российского криминального мира, по каким-то причинам гостивший в Бобруйске, и действовать решил привычными методами: угрозами расправы принудить потерпевшую пойти на мировую.
Нежеланный гость был арестован прямо во время своего “убедительного” выступления. Преступник — его в криминальном мире уважительно называли “Царь Иван” — был человеком умным, поэтому сильно сокрушался: как только московская братва узнает, на какой мелочи он попался, немедленно будет “разжалован” в мелкие сошки.
Повод для профессиональной гордости
Переход следователя РОВД Борщевского в следователи Осиповичской прокуратуры произошел в течение часа: 16 мая 1997 года в 14.30 он был уволен, а в 15.30 занял место в новом кабинете. Так же моментально изменились и обязанности. Если раньше приходилось в основном заниматься расследованиями покушений на чужую собственность, то теперь нужно было распутывать должностные преступления, разбирать обстоятельства нанесения тяжких телесных повреждений и убийств.
Самым важным за всю свою прокурорскую службу Борщевский считает расследование истории с убийством младенцев.
В городском парке и других не особо людных местах начали находить мертвых новорожденных. Страшных находок было около пяти, так что правоохранители были сильно обеспокоены.
Установить причины происходящего можно только одним способом: найти женщин, не ставших на учет по беременности и у которых вынашивание ребенка закончилось… ничем. Поиски были долгими. А результат шокировал: матери убивали младенцев, чтобы удержать мужчин, в которых были влюблены. Дети, зачатые от других, воспринимались родительницами как помеха их счастливой жизни. Именно после этого уголовного дела Борщевский стал убежденным сторонником правового просвещения земляков. Совершившие страшные преступления женщины просто не понимали, что от нежелательного ребенка можно отказаться — это вполне законная процедура.
Детоубийцей был и единственный преступник, для которого Борщевский требовал высшей меры наказания: изверг заживо сжег 4-летнюю девочку в Елизово.
А другой убийца, как ни удивительно, считал своего обвинителя спасителем. Отбыв многолетнее наказание, он пришел к Борщевскому и поблагодарил за то, что прокурор своим справедливым отношением помог переосмыслить совершенные ошибки и стать на путь истинный.
В Лапичах был обнаружен труп местного жителя, ветерана войны в Афганистане. Убили его буквально голыми руками, причем преступник хорошо знал, куда надо ударить, чтобы последствия стали фатальными. Версий было много, но реальность оказалась банальной. Погибший и двое его случайных знакомых “сообразили на троих”, а один из гостей оказался буйным во хмелю. Первый из собутыльников успел убежать с разбитым лицом, а второй не успел. На следствии обвиняемый вину не признавал, пока не удалось найти неопровержимые доказательства.
Что оставляешь, уходя
На должность заместителя прокурора Осиповичского района Геннадий Иванович был назначен в 2010 году. К его обязанностям добавилась функция, которая по сути близка производственной категории “контроль качества”. Он проверял, насколько соответствуют законодательству материалы, предоставляемые обвинением в суд. Такая работа позволяла чувствовать динамику криминальной ситуации в районе, наблюдать за ростом профессионализма коллег и восприятием изменений в Уголовном кодексе со стороны земляков. Борщевский не скрывает, что курс на смягчение наказаний по ряду статей не кажется ему эффективным. Впрочем, тема эта дискуссионная, и каждый правовед имеет убедительный набор прецедентов, аргументирующих его точку зрения. Хотя важно другое — чтобы действующий закон выполнялся без-укоризненно, а прокуроры работали быстро, слаженно и компетентно. Геннадий Борщевский о своих коллегах говорит с теплотой — люди чувствуют себя командой, а прокуратура в целом, как орган надзора, результативно координирует действия по борьбе с преступностью.
В начале 2000-х количество преступлений на территории Осиповичского района за год превышало 1 000. Теперь держится примерно на уровне 700. Можно ли это число уменьшить? Борщевский уверен, что это реально. Нынешний криминал базируется на “питательном грунте” в виде земляков, не имеющих четких моральных ценностей, склонных к асоциальной жизни, рецидивистов. Тех, кто находится на границе добра и зла, можно перевоспитать, только требуется много времени и сил. Решать эту задачу будут молодые право- охранители, в компетентности которых Геннадий Борщевский не сомневается.
Так что уходит он в отставку с чувством выполненного долга и — откроем маленький секрет — с определенными амбициями. Геннадий Иванович — увлеченный пчеловод, и у него есть много идей, которые хочется проверить на практике. Ну и семье, домашним делам намерен уделять больше времени. На должности заместителя прокурора об этом можно было только мечтать.