Первая периодика на территории Беларуси

да 90-годдзя выдання
(Продолжение. Начало в № 26).
Отечественная печать имеет давние корни: Франциск Скорина издал в Праге свою первую книгу еще 6 августа 1517 года. Предшественниками белорусских газет были однодневки — старт дали “Новіны грозные, а жалостлівые…”, напечатанные в начале 1563 г. в Несвижской типографии. Первая же газета на территории современной Беларуси появилась в 1776 г. — двухстраничный еженедельник Gazeta Grodzienska, издававшийся в Гродно на польском языке и выходивший по 1780 год (последний обнаруженный номер).
В 1830-е годы оформилось такое важное официальное издание, как “Губернские ведомости”. Изначально издаваемая только в центральных губерниях, указом 1837 г. эта газета была распространена по всем. Со следующего года на русском языке выходили “Виленские губернские ведомости”, а также “Витебские”, “Минские”, “Могилевские” — как локализованные версии “Губернских”. Они имели преимущественно информационный характер, редактировались госчиновниками и печатались в государственных типографиях — все под непосредственным контролем вице-губернатора.
XIX век ознаменован попытками выпуска периодических изданий на “матчынай мове”: в 1861-1862 годах вышло 4 номера газеты “Гутарка двох суседоў”; в следующие два издавались “Гутарка” и “Мужыцкая праўда” Кастуся Калиновского с соратниками (7 номеров).
После подавления восстания 1863 г. количество официальных изданий выросло, в первую очередь, православной церкви (“Полоцкие”, “Могилевские”, “Минские” и “Гродненские епархиальные ведомости”), а также “Вестник Западной России”. При этом формально они не были официальными: издатель последнего, например, сын униатского священника с Витебщины К.Гаворский. Аудиторией его были российские чиновники и учителя, которые в большом количестве прибывали в Беларусь. Распространялся “Вестник” принудительно, примерно так же — “Губернские ведомости”: в обязательном порядке выписывались чиновниками, поступали в земские суда, директорам гимназий и народных училищ. Все издания имели официальную и неофициальную части. В последней помещались материалы, касающиеся местного края, его географии, истории, археологии и т.д., и зачастую первая выглядела интереснее бедной и малосодержательной второй.
“Епархиальные ведомости” тоже имели аналогичные части. В официальной печатались законы, указы и распоряжения правительства, имевшие отношение к религии и епархиальному руководству; в неофициальной — уведомления о жизни епархии.
В 1884 г. в Петербурге появилось два номера журнала “Гомон” — первого нелегального национального издания; в 1886 г. — первая частная общественно-политическая и литературная газета либерально-просветительского направления “Минский листок”. Он заслуживает особого внимания: выходил в Минске на русском языке (действовал запрет на белорусско-язычную печать), стоял на патриотических позициях. Здесь печатались отечественные историки и литераторы, публиковались материалы об этнографии края. В 1902 г. издатель “Листка” нотариус И.П. Фатинский продал его М.П. Мысовскому, газета сменила название на “Северо-западный край” и стала более радикальной. Как следствие, ее выпуск несколько раз приостанавливали, а в декабре 1905 г. вообще запретили “впредь до окончания положения о чрезвычайной охране в Минской губернии”.
Регулярные белорусские газеты появились в начале ХХ века. Манифест от 17 октября 1905 г. разрешил издавать в Российской империи книги, журналы и газеты на национальных языках, но в Вильно еще до получения официального “добро” с участием местного мещанина И.А. Тукеркеса (впоследствии — редактор нового издания), поэтессы А.С. Пашкевич и братьев-историков Луцкевичей готовился выпуск первой белорусскоязычной газеты.
Номер-пионер увидел свет меньше чем через месяц: “Наша доля” — еженедельная “першая белоруская газэта для весковаго и местоваго рабочаго народу” — вышла 14 сентября 1906 г. Тираж наполовину печатался кириллицей и латиницей, разовый составил 10 тысяч экземпляров. Восемь небольших по формату страниц содержали свыше 20 рубрик, охватывавших практически все стороны жизни общества. Печатались и художественные произведения. Например, в стартовом номере появилось стихотворение “Наш родной край”, которое считается первым опубликованным произведением нашего классика Якуба Коласа.
Однако из-за революционных событий уже назавтра почти весь тираж газеты конфисковали, появился циркуляр о запрете “Нашей доли” и привлечении Ивана Тукеркеса к судебной ответственности. Из следующих пяти номеров были изъяты еще три. В январе 1907 г. Виленская судебная палата приняла решение навсегда запретить ее выпуск, а издателя Тукеркеса приговорили к тюремному заключению.
Традицию “Доли” продолжила “Наша Нива” — ежедневное издание на белорусском языке, которое выходило с 1906 по 1915 год кириллицей и латинкой и даже дало название целому этапу белорусского национального возрождения — “нашанивский”. Там публиковались материалы об истории и фольклоре, сведения о бюджете селян и ремесленников, жизни белорусских эмигрантов в США, обсуждались проблемы языка, появлялись анекдоты.
В тот период многие газеты ориентировались как раз на местного читателя (“Минский голос”, “Минское эхо” и иные), а революционные события поспособствовали появлению прессы социально-демократического характера, как, например, “Минский летучий листок”. Появились издания и во многих поветовых (уездных) центрах — “Лидское слово”, “Бобруйская жизнь” и другие.
27 апреля 1917 г. Временное правительство утвердило “Правила печати”, снявшие административные ограничения в отношении прессы. В Беларуси тогда издавалось около 80 газет на русском, белорусском, польском, еврейском и украинском языках.
12 ноября “Звезда” перепечатала из “Правды” Декрет о печати — важнейший документ правительства, направленный на развитие партийно-советской прессы. В нем, в частности, указывалось, что “контрреволюционная пресса — могучее оружие буржуазии. В особенности в критический момент, когда новая власть, власть рабочих и крестьян, только устанавливается, нельзя полностью оставлять это оружие в руках врага: оно не менее опасно в такие минуты, чем бомбы и пулеметы… Как только новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены; для нее будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону.
Считаясь, однако, с тем, что стеснения печати даже в критические моменты допустимы только в пределах абсолютно необходимых, Совет Народных Комиссаров постановляет:
- Закрытию подлежат лишь органы прессы: 1) призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому Правительству; 2) сеющие смуту путем явно клеветнического извращения фактов; 3) призывающие к деяниям явно преступного, т.е. уголовно-наказуемого характера.
- Запрещения органов прессы, временные или постоянные, проводятся лишь по постановлению Совета Народных Комиссаров.
- Настоящее положение имеет временный характер и будет отменено особым указом по наступлении нормальных условий общественной жизни”.
После опубликования “Декрета” против него выступили все реакционные силы: эсеры, кадеты и другие партии и группы. Некоторые издания вышли в черных, траурных, рамках; нелегально издавалась “Газета-протест”, вокруг которой объединились несогласные с ленинским Декретом.
В Беларуси тогда закрыли ряд контрреволюционных и буржуазных изданий (“Вечерние известия”, “Минская газета”, “Минский голос”, “Минская жизнь”, “Минская искра”, “Утренние ведомости”, “Единство”, “Утро”, “Гомельская жизнь”, “Полесье” и ряд иных) — революционный трибунал печати с 1918 г. строго контролировал все СМИ. Канувших же в Лету быстро сменяли новые, советские, аналоги с “правильной” идеологией. Тогда насчитывалось уже свыше 800 газет и журналов с ярко выраженной большевистской направленностью.
В “Первоначальном наброске статьи “Очередные задачи Советской власти” В.И. Ленин подчеркивал, что советская пресса отдает много места и внимания мелким вопросам жизни, которыми капиталисты и помещики старались оттянуть внимание рабочих от действительно серьезных и коренных социальных проблем: “Мы обязаны превратить — и мы превратим — прессу из органа сенсаций, из простого аппарата для сообщения политических новостей в средство экономического перевоспитания масс, в средство ознакомления масс с тем, как надо налаживать работу по–новому”.
К моменту Октябрьской революции под контролем большевиков выходило около сотни газет и журналов, которые к середине 1918 г. издавались более чем в 120 губернских центрах и в 280 уездах и волостях. Всего тогда насчитывалось 884 газеты (включая порядка 40 на национальных языках), в 1919-м — около тысячи, в 1920 г. по неполным данным только местных — 580. Возрастали и тиражи: “Правда” имела 170 тыс. экземпляров, “Беднота” и “Известия” — соответственно 240 и 450 тысяч.
В Беларуси, кроме “Звязды”, после Великого Октября появились “Советская правда” — орган исполкома Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной области и фронта (первый номер издан 1 декабря 1917 г. в Минске), “Известия Климовичского Исполкома Совета крестьянских и красноармейских депутатов” (с начала 1918 г.), “Известия Могилевского Губернского Революционного Комитета” (с ноября 1918 г.) и другие.
31 января 1918 г. при Наркомате по делам национальностей утвердили Белорусский национальный комиссариат (Белнацком), который занимался всей практической работой по подготовке создания Белорусской Советской Социалистической Республики. Издательский отдел возглавил Т.Гартный, ставший и редактором первой советской газеты на белорусском языке “Дзяннiца” — органа Белнацкома (отдела Наркомнаца РСФСР). Свой первый номер она открыла Декларацией прав рабочего и эксплуатируемого народа и обращением “К рабочим и крестьянам Беларуси”, в котором редакция призвала мужественно и непоколебимо стать на защиту завоеваний социалистической революции.
Появившаяся белорусская пресса нацеливала народ на строительство новой жизни. Уже первые номера партийных и советских газет наполнились сведениями о небывалых социальных и культурных преобразованиях в городах и деревнях, вызванных победой революции. Публиковались письма, корреспонденции, резолюции, заметки в поддержку власти и декретов II Всероссийского съезда Советов рабочими республики; сообщения о внедрении в жизнь решений партии и правительства, жесткой борьбе с контрреволюцией.
В феврале 1918 г. немцы захватили Минск, но в день оккупации города “Звязда” из типографии вышла. Затем Северо-западный комитет вместе с редакцией эвакуировались в Смоленск, где в начале марта и начала издаваться газета, первостепенное значение уделяя мобилизации народа на борьбу против оккупантов. В 1918-1919 гг. выходило около 90 фронтовых, армейских, дивизионных газет, но многочисленны были и белогвардейские издания: в стане Деникина — более сотни газет и журналов, у Колчака — 122 и 69 соответственно.
В декабре Красная армия при поддержке партизан освободила столицу республики, 1 января 1919 г. в Минске провозгласили Манифест Временного революционного рабоче-крестьянского Советского правительства Беларуси, и этот день вошел в историю как день рождения Белоруской Советской Социалистической Республики.
2-3 февраля прошел I Всебелорусский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 4 числа печать подробно информировала общественность о его работе, а 5 февраля “3вязда” напечатала зачитанное там Я.Свердловым постановление Президиума ВЦВК “О признании независимости БССР”.
В первой половине февраля началась интервенция Польши против Советской России, и СМИ Беларуси оперативно помогали мобилизации населения на борьбу. В оккупированных районах издавались листовки и воззвания партийных подпольных организаций, распространялись центральные газеты, “Звязда” и другие.
Первый номер “Советской Беларуси” — органа ЦИК и СНК БССР — вышел в Смоленске 1 февраля 1920 года, а с № 11 газета начала печататься в Минске. В этом же номере подчеркивалось, что после изгнания из республики оккупантов “СБ” будет выходить на белорусском языке — языке рабочих и крестьян республики.
Что касается первых советских белорусских журналов, то они появились в годы иностранной интервенции и гражданской войны: “Чырвоны шлях” (1918), “Белорусская криница” (1918-1919), “Народная асвета”, “Факел коммунизма” (оба — 1919), “Коммунистический труд” (1919-1923); издан белорусский альманах “Зажынкі” (1918). А в 20-е годы создали ряд газет — официальных органов Советов и партийных комитетов всех уровней, многие из которых вели борьбу за социальное и национальное освобождение белорусского народа, развитие образования и культуры.
Виталий КУЛАКОВ.