Как новые технологии влияют на жизнь земляков

Как новые технологии влияют на жизнь земляков

Транспорт

“Граждане пассажиры, предъявляем телефончики!”

Современные технологии призваны улучшать качество жизни, делать некоторые ее аспекты проще и доступнее. Наверное, уже не осталось тех, кого можно удивить, например, возможностью бесконтактной оплаты в магазине с помощью банковской карты. Или тем, что практически любые покупки можно совершить вообще не выходя из дома — через интернет. Всё это оказывается весьма кстати, особенно в условиях вирусной эпидемии. Но, как говорится, нет предела совершенству. Еще одна новинка была предложена в начале осени белорусам, которые пользуются общественным транспортом.

Это что такое?

Платежное приложение “Оплати” разработано “Белинвестбанком” и компанией LWO. Но это не означает некую монополию: совершать расчеты с помощью сервиса могут клиенты любых белорусских банков, причем без комиссий. Впервые систему, в основе которой лежат электронные деньги и отсутствует привязка к банковской карте, опробовали в Борисове, а теперь она доступна в Минске, всех областных и некоторых районных центрах.

Возможность покупать билет на городской автобус с помощью смартфона осиповчане получили в начале сентября: думается, за эти два с лишним месяца практически все горожане успели заметить на окнах автобусов специальные наклейки с QR-кодом. Никаких очередей к водителю, бумажных талонов, контактов с деньгами и другими посторонними предметами типа компостеров — в период повышенной вероятности заболевания вирусными инфекциями это весьма прельщает. И многие уже успели оценить плюсы и минусы приобретения и проверки билетов в электронном виде по QR-коду. Так, по данным местного автопарка №19, в сентябре было продано 226 билетов на сумму 135,6 руб., в октябре — уже 704 (422,4 руб.), а за 25 дней ноября — 584 (350,4 руб.). К слову, у нас таким образом можно купить пока только билет для разовой поездки в городском автобусе, в то время как в некоторых других городах предлагают уже и проездные на разные сроки — от суток до месяца.

Где подвох?

Основной минус, который заметили земляки, — не всегда удобное расположение наклеек с кодом в салоне транспорта. К слову, с этим же столкнулась и автор, решив испытать технологию на собственном опыте: только в третью поездку удалось без проблем добраться до QR-кода и оплатить проезд. В небольших автобусах наклейки чаще всего просто закрывают собой другие пассажиры, а отсканировать их можно только в зоне прямой видимости: чуть наискосок сканер уже не “прочитал” необходимую информацию. И тут всё зависит от принципиальности самого претендента на поездку: можно попросить попутчиков немного отодвинуться или же купить билет у водителя. Хотя максимальное расстояние от смартфона до кода, заявленное разработчиками, вполне приемлемое — 2-2,5 метра, т.е. приближаться вплотную необязательно. Но, может, наклейки можно было бы повесить иначе?

— Размещение кодов согласовывали непосредственно с водителями автобусов, — комментирует начальник отдела контроля пассажирского транспорта автопарка № 19 Тамара Скавыш. — Ведь в любом случайном месте их не наклеишь: как минимум они не должны закрывать обзор салона для водителя, например, в зонах входа-выхода. И высоко повесить нельзя: пассажирам это также может быть неудобно. А, например, на остановках размещать их вообще нет смысла: на каждом QR-коде указан еще и гаражный номер конкретного автобуса, которым можно воспользоваться при оплате, если вдруг код не считывается. Так что, чтобы не запутаться, “Оплати” — только в салоне отдельно взятого транспортного средства.

Кроме того, сейчас ведутся переговоры с “Беларусбанком”, который обратился в автопарк с предложением внедрить свою систему безналичной оплаты. Поэтому пока излишне много наклеек не размещаем, чтобы после не получить их нагромождения.

Еще одно важное условие использования сервиса, что порой создает неудобства, — необходимость постоянного подключения к интернету. Кто-то просто забывает об этом и не понимает, почему не может  оплатить. У кого-то очень ограничена скорость сети, что создает препятствия при покупке и проверке билета, вплоть до того, что устройство приходится перезагружать. Однако это скорее частные случаи: в основном приложение срабатывает практически мгновенно.

Среди плюсов осиповчане, безусловно, отметили то, что теперь нет нужды постоянно держать при себе наличные для покупки билета: смартфон     всегда в кармане, а монеты можно и забыть, если везде рассчитываться банковской картой. Кроме того, приложение “продает” проездной документ по цене “на остановке” — за 60 копеек, в то время как у водителя — 65.

Так как использовать?

Как уже отмечалось выше, расчеты происходят с помощью QR-кода: для покупки билета нужны только смартфон и приложение “Оплати” с положительным балансом. Установка последнего и пополнение электронного кошелька с карты “Белагропромбанка” заняли у автора около 10 минут с учетом самого обычного, не высокоскоростного интернет-тарифа.

Скорость оплаты действительно порадовала: и правда — почти мгновенно! Открыть приложение, навести сканер на код, выбрать количество билетов и нажать кнопку “Оплатить” — это предложение писалось дольше, чем занял сам процесс. К слову, каждому пассажиру не обязательно покупать билет строго со своего телефона: один человек может приобрести хоть 2, хоть 5 виртуальных проездных документов для себя и друзей строго на текущую поездку. Все приобретения тут же отображаются в специальном разделе сервиса и содержат необходимую информацию о поездке: номера транспортного средства и билета, дату и время его покупки, стоимость, а также QR-код для контроля.

Как отмечает Тамара Скавыш, важно не забыть, что smart-билет, как и бумажный, действителен только до конечной остановки — на обратном пути, даже если пассажир так и не вышел из салона, необходимо купить новый. Покататься “по кругу”, как порой любят делать, не получится! Всё это отслеживает специальная навигационная система, для которой отправление с конечной, например, “Райбольница”, — это уже новый маршрут. Если вдруг автобус стартовал на минуту раньше плана программы, а пассажир успел купить билет еще до начала движения, контролеры, конечно, учтут этот факт. Но такая “акция” распространяется только на отправочные пункты маршрута и с минимальным опережением расписания.

В целом же система несколько упростила проверку проездных документов, хотя последняя и стала занимать чуть больше времени. В основном пассажиру предлагается отсканировать приложением специальный код на бейдже контролера — и на экране мобильника тут же отображается статус билета. Подсказывают его и цветовые обозначения: например, горит красным — недействителен, оранжевый — уже проверяли, зеленый — всё нормально. Бывает такое, что вообще ничего не высвечивается, т.е. пассажир попросту пытается юлить, а билет-то не куплен. Также сотрудник транспортной службы может сам отсканировать QR-код с экрана вашего мобильного устройства, а в случае необходимости похожим образом заблокировать возможность покупки билета на время проверки.

К слову, установка и обслуживание системы автопарку и местному бюджету никаких финансовых нагрузок не принесла: всё организовали разработчики сервиса бесплатно.

Да, стоит признать, что сегодня у “Оплати” в Осиповичах — полет нормальный. Надеемся, что в будущем у земляков только прибавится возможностей для использования технологических новинок. А пока: сел в автобус — оплати!

Последние новости

Общество

В Осиповичском свеклоприемном пункте Слуцкого сахарорафинадного комбината идет приемка нового урожая корнеплодов

9 октября 2024
Читать новость
Культура

Экспозицию районного историко-краеведческого музея пополнит коллекция средневекового холодного оружия

9 октября 2024
Читать новость
Общество

Поблагодарили за монумент и попросили содействия в благоустройстве территории. Узнали, как прошла прямая линия Виктора Ананича

8 октября 2024
Читать новость
Армия

Осиповчане принимают участие в «Марше кремлевских курсантов»

8 октября 2024
Читать новость
Власть

Лукашенко: никто из серьезных людей в Украине не думает о том, что надо зайти в Беларусь

8 октября 2024
Читать новость
Власть

Лукашенко об изменениях в ядерной доктрине России: риски для кого-то новые появились, но не для нас

8 октября 2024
Читать новость

Рекомендуем