Осиповичский район: противодействие коррупции

Коррупция — умышленное использование
государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным
должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей,
сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде
услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а
равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного
должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде
услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с
тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо
ино-странное должностное лицо совершили действия или воздержались от их
совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

Коррупция — актуальная глобальная проблема
человечества, которую полностью изжить не удалось ни в одной стране. Основная
ее угроза — подрыв принципов госуправления, равенства всех перед законом и
социальной справедливостью.

Бескомпромиссная и решительная борьба с
этим злом — центральное звено внутренней политики нашего государства. Базовый
документ, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность, —
Закон “О борьбе с коррупцией”, принятый 20.07.2006 г., а с 12 апреля
т.г. вступил в силу Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон
Республики Беларусь “О борьбе с коррупцией”.

За январь-ноябрь в районе зарегистрировано
592 преступления (за 11 месяцев 2011 г. — 797), из них выявлено и поставлено на
учет коррупционной направленности — 12 (9). Их удельный вес в структуре
преступности — 2,03% (1,1%).

В структуре коррупционных преступлений
по-прежнему наибольший удельный вес составили хищения путем злоупотребления
служебными полномочиями — 91,7% (2011 г. — 44,5%) и злоупотребление властью —
8,3% (0). Фактов дачи и получения взяток в текущем году правоохранительными
органами не выявлено (2011 г. — 5).

В 2012 г. коррупционные преступления
совершили 9 лиц (4), в т.ч. по 2 (0) 
руководителя государственных и негосударственных организаций, главный
бухгалтер (1) и 3 (2) мастера госорганизаций, производитель работ организации с
преобладающей долей госсобственности, другие   
должностные лица госорганизаций — 0 (1).  

По основным видам экономической
деятельности коррупционные преступления зарегистрированы: в органах управления
— 1 (0), организациях ЖКХ — 2 (0), сельхозорганизациях — 2 (1), организациях
железнодорожного транспорта — 2 (0), в военных — 1 (0), культуры — 1 (0),
организациях по предоставлению санаторных услуг — 2 (0), строительства — 0 (2),
энергетики — 0 (6).

Практика назначения наказаний за
коррупционные преступления, особенно за взяточничество, весьма жесткая. За
получение взяток обвиняемым, как правило, назначается наказание в виде
реального лишения свободы на длительные сроки, в т.ч. с конфискацией имущества
и лишением права занимать определенные должности.

За преступления, совершенные путем
злоупотребления служебными полномочиями, судом в основном назначается наказание
в виде штрафа в размере от 10 до 100 млн. руб. с лишением права занимать
должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и
административно-хозяйственных обязанностей, на срок до 5 лет.

Многие руководители по-прежнему полагают,
что борьба с коррупцией является компетенцией исключительно правоохранительных
органов и недооценивают свои возможности. Не всегда должным образом выполняются
требования законодательства о борьбе с коррупцией, что подтверждается результатами
прокурорских проверок.

В течение года прокуратурой района по
результатам проверок исполнения госорганами и иными организациями требований
антикоррупционного законодательства внесено 4 представления, принесено 2
протеста, отменено 2 незаконных акта, по требованию прокурора привлечено к
дисциплинарной ответственности 12 должностных лиц, в т.ч. 3 освобождено от
занимаемых должностей.

Как показывают прокурорские проверки,
по-прежнему распространены упущения и недостатки в организации
антикоррупционной деятельности. Принимаемые руководителями решения, как
правило, ограничиваются необходимостью активизации разъяснительной и
воспитательной работы в трудовых коллективах, доведения до работников
информации о совершенных коррупционных преступлениях, а также усиления
ведомственного контроля. 

По-прежнему выявляются нарушения порядка
истребования, проверки и хранения деклараций о доходах и имуществе и отобрании
письменных обязательств о недопущении коррупции.

Устанавливаются факты несоблюдения порядка
организации и проведения закупок товаров (работ, услуг и др.), использования
должностными лицами в личных целях имущества организаций.

Например, некоторые должностные лица,
используя служебные полномочия, незаконно завладевали имуществом предприятия,
обращая его в свою собственность или продавая третьим лицам, присваивая себе
вырученные за это денежные средства. Имелись факты, когда в целях улучшения
материального положения своей семьи должностные лица организаций, используя
служебные полномочия, оформляли фиктивное трудоустройство на работу своих
родственников или знакомых, которые никакой работы в организациях не выполняли,
но им начислялась зарплата, которая в последующем присваивалась названными
должностными лицами.

 Приказы о фиктивном трудоустройстве работников
прокурором опротестованы и в райотдел Фонда соцзащиты направлены информации об
исключении их времени работы из стажа для начисления пенсии. После выявления
таких фактов хищений имущества и денежных средств суммы причиненного ущерба
возмещены виновными лицами в полном размере.

Основные причины коррупционных
правонарушений — слабость ведомственного контроля, недостаточная роль
владельческого контроля в защите экономических интересов государства,
отсутствие контроля за соблюдением государственными должностными и
приравненными к ним лицами ограничений, установленных ст. 17 Закона “О
борьбе с коррупцией” и иных требований антикоррупционного
законодательства.

Усилий одних только правоохранительных
органов в борьбе с данными преступлениями недостаточно, антикоррупционные
мероприятия должны носить не эпизодический и кратковременный характер, а
проводиться систематически и целенаправленно. Это позволит не только
своевременно пресекать факты коррупции, но, что наиболее важно, выявлять и
устранять причины и условия, ей способствующие, создаст благоприятные условия
для нормальной и эффективной финансово-хозяйственной и иной деятельности
организаций.

Наталья ЕРМАЧКОВА,

старший помощник прокурора района.

Последние новости

80 лет Великой Победе

Он освобождал Осиповичи. 28 июня — День освобождения района от немецко-фашистских захватчиков

28 июня 2025
Читать новость
Общество

Гороскоп на 28 июня для каждого знака зодиака

28 июня 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко сказал, что делать, чтобы ЕАЭС был эффективной структурой, а не площадкой теоретических дискуссий

27 июня 2025
Читать новость
Общество

В этом месяце перестало биться сердце Зинаиды Константиновны Пацкевич — бессменного председателя совета ветеранов Осиповичской ЦРБ “Серебристый ландыш”

27 июня 2025
Читать новость
Общество

В сельхозпредприятиях Осиповичского района в разгаре сезон кормозаготовки. Качество заготавливаемого сенажа контролируется в ветеринарной лаборатории ВСУ “Осиповичская райветстанция”

27 июня 2025
Читать новость
Власть

ЕАЭС 2.0. Лукашенко обозначил контуры обновленной версии экономического союза

27 июня 2025
Читать новость

Рекомендуем