Осиповичский район: противодействие коррупции
Коррупция — умышленное использование
государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным
должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей,
сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде
услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а
равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного
должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде
услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с
тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо
ино-странное должностное лицо совершили действия или воздержались от их
совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.
Коррупция — актуальная глобальная проблема
человечества, которую полностью изжить не удалось ни в одной стране. Основная
ее угроза — подрыв принципов госуправления, равенства всех перед законом и
социальной справедливостью.
Бескомпромиссная и решительная борьба с
этим злом — центральное звено внутренней политики нашего государства. Базовый
документ, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность, —
Закон “О борьбе с коррупцией”, принятый 20.07.2006 г., а с 12 апреля
т.г. вступил в силу Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон
Республики Беларусь “О борьбе с коррупцией”.
За январь-ноябрь в районе зарегистрировано
592 преступления (за 11 месяцев 2011 г. — 797), из них выявлено и поставлено на
учет коррупционной направленности — 12 (9). Их удельный вес в структуре
преступности — 2,03% (1,1%).
В структуре коррупционных преступлений
по-прежнему наибольший удельный вес составили хищения путем злоупотребления
служебными полномочиями — 91,7% (2011 г. — 44,5%) и злоупотребление властью —
8,3% (0). Фактов дачи и получения взяток в текущем году правоохранительными
органами не выявлено (2011 г. — 5).
В 2012 г. коррупционные преступления
совершили 9 лиц (4), в т.ч. по 2 (0)
руководителя государственных и негосударственных организаций, главный
бухгалтер (1) и 3 (2) мастера госорганизаций, производитель работ организации с
преобладающей долей госсобственности, другие
должностные лица госорганизаций — 0 (1).
По основным видам экономической
деятельности коррупционные преступления зарегистрированы: в органах управления
— 1 (0), организациях ЖКХ — 2 (0), сельхозорганизациях — 2 (1), организациях
железнодорожного транспорта — 2 (0), в военных — 1 (0), культуры — 1 (0),
организациях по предоставлению санаторных услуг — 2 (0), строительства — 0 (2),
энергетики — 0 (6).
Практика назначения наказаний за
коррупционные преступления, особенно за взяточничество, весьма жесткая. За
получение взяток обвиняемым, как правило, назначается наказание в виде
реального лишения свободы на длительные сроки, в т.ч. с конфискацией имущества
и лишением права занимать определенные должности.
За преступления, совершенные путем
злоупотребления служебными полномочиями, судом в основном назначается наказание
в виде штрафа в размере от 10 до 100 млн. руб. с лишением права занимать
должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и
административно-хозяйственных обязанностей, на срок до 5 лет.
Многие руководители по-прежнему полагают,
что борьба с коррупцией является компетенцией исключительно правоохранительных
органов и недооценивают свои возможности. Не всегда должным образом выполняются
требования законодательства о борьбе с коррупцией, что подтверждается результатами
прокурорских проверок.
В течение года прокуратурой района по
результатам проверок исполнения госорганами и иными организациями требований
антикоррупционного законодательства внесено 4 представления, принесено 2
протеста, отменено 2 незаконных акта, по требованию прокурора привлечено к
дисциплинарной ответственности 12 должностных лиц, в т.ч. 3 освобождено от
занимаемых должностей.
Как показывают прокурорские проверки,
по-прежнему распространены упущения и недостатки в организации
антикоррупционной деятельности. Принимаемые руководителями решения, как
правило, ограничиваются необходимостью активизации разъяснительной и
воспитательной работы в трудовых коллективах, доведения до работников
информации о совершенных коррупционных преступлениях, а также усиления
ведомственного контроля.
По-прежнему выявляются нарушения порядка
истребования, проверки и хранения деклараций о доходах и имуществе и отобрании
письменных обязательств о недопущении коррупции.
Устанавливаются факты несоблюдения порядка
организации и проведения закупок товаров (работ, услуг и др.), использования
должностными лицами в личных целях имущества организаций.
Например, некоторые должностные лица,
используя служебные полномочия, незаконно завладевали имуществом предприятия,
обращая его в свою собственность или продавая третьим лицам, присваивая себе
вырученные за это денежные средства. Имелись факты, когда в целях улучшения
материального положения своей семьи должностные лица организаций, используя
служебные полномочия, оформляли фиктивное трудоустройство на работу своих
родственников или знакомых, которые никакой работы в организациях не выполняли,
но им начислялась зарплата, которая в последующем присваивалась названными
должностными лицами.
Приказы о фиктивном трудоустройстве работников
прокурором опротестованы и в райотдел Фонда соцзащиты направлены информации об
исключении их времени работы из стажа для начисления пенсии. После выявления
таких фактов хищений имущества и денежных средств суммы причиненного ущерба
возмещены виновными лицами в полном размере.
Основные причины коррупционных
правонарушений — слабость ведомственного контроля, недостаточная роль
владельческого контроля в защите экономических интересов государства,
отсутствие контроля за соблюдением государственными должностными и
приравненными к ним лицами ограничений, установленных ст. 17 Закона “О
борьбе с коррупцией” и иных требований антикоррупционного
законодательства.
Усилий одних только правоохранительных
органов в борьбе с данными преступлениями недостаточно, антикоррупционные
мероприятия должны носить не эпизодический и кратковременный характер, а
проводиться систематически и целенаправленно. Это позволит не только
своевременно пресекать факты коррупции, но, что наиболее важно, выявлять и
устранять причины и условия, ей способствующие, создаст благоприятные условия
для нормальной и эффективной финансово-хозяйственной и иной деятельности
организаций.
Наталья ЕРМАЧКОВА,
старший помощник прокурора района.