Развить мышление можно

Интеллектуальные игры — взгляд изнутри
Елена Суета.
e.sueta@gzt-akray.by
Быть учителем — задача не из легких. Нужно не только любить детей и свой предмет, но и уметь увлечь им своих учеников. Учитель истории, краевед и педагог дополнительного образования Леонид Безручко несколько лет руководит объединением по интересам “Интеллектуальные игры” районного центра творчества детей и молодежи. Среди его воспитанников — ученики 6-11 классов. Как правило, это уже устоявшийся коллектив, но случается, что кто-то перестает заниматься и приходят новые участники.
— Одна из сложностей на занятиях — заинтересовать ребенка, замотивировать, — рассказывает педагог. — Ведь не каждому под силу решить то или иное задание. У некоторых не хватает терпения или сообразительности. Чтобы интеллектуально развиваться, недостаточно быть просто умным, нужно уметь применять свои знания, учиться с помощью логики и командной игры находить ответы на каверзные задачи, которые могут появиться в жизни. Во время наших занятий проводим разминочные игры, а также классические “Брейн-ринг”, “Что? Где? Когда?” и “Своя игра”. Так мы тренируемся анализировать информацию, быстро принимать решения.
Ежегодно команды воспитанников Леонида Валерьевича участвуют в серии игр, которые стали для них традиционными. Осенью в Могилеве проходит игра в честь открытия сезона, за ней весной — “Кубок дружбы”, синхронный турнир и закрытие. Ребята не просто участвуют в сезонных соревнованиях, они успешно тренируются в разных “мозговых штурмах”: Школьном новогоднем Кубке Сухого, международном турнире “Лига Разума” в Гомеле, республиканских фестивалях “На росстанях” и “Сустрэча” в Жлобине, I чемпионате области среди учащихся по интеллектуальным играм до 7 класса “Совенок.MOG”, синхронном чемпионате Беларуси по игре “Что? Где? Когда?” среди школьников, турнире “Интеллект-OPEN”.
Методические разработки интеллектуальных игр во внеклассной работе со старшими школьниками Леонида Валерьевича неоднократно публиковались в республиканском издании “Выхаванне і дадатковая адукацыя”. В 2018/2019 учебном году педагог вошел в десятку лучших авторов журнала. В этом году его разработки “Ученые — уроженцы Беларуси” и “Беларускія пісьменнікі” есть на страницах научно-методического журнала “Роднае слова”.
Также Леонид Безручко руководит непередвижным палаточно-патриотическим лагерем “Юность” в Цельской школе. В этом году здесь отдохнули 27 учащихся 12-17 лет из разных школ города и района. У ребят была насыщенная экскурсионная программа: 465 ракетная бригада (в/ч 61732), районный историко-краеведческий музей, райотдел по чрезвычайным ситуациям, историко-культурный комплекс “Линия Сталина”, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны. Помимо культурных, развлекательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводились занятия по декоративно-прикладному творчеству, а также интеллектуальная “Своя игра” и военно-патриотическая игра “Я — будущий защитник Родины”.
— Хорошо бы организовать для занятий и нашу молодежь, — делится планами Леонид Валерьевич. — Ведь участвовать в интеллектуальных играх не только интересно и увлекательно, но и полезно. Решение задач повышенной сложности стимулирует анализировать свои мысли и поступки. Но, к сожалению, пока собрать людей сложно, ведь нет места для занятий. Надеюсь найти единомышленников и решить эту проблему. Хочется, чтобы и рабочая молодежь могла занять свои умы хорошей тренировкой.
Интерес к такой работе педагога-историка неслучаен. Ведь разработки так или иначе связаны с изучением истории нашей страны. Например, при подготовке к турниру, посвященному Международному дню памятников и исторических мест, детям нужно было изучить культовые строения разных исторических периодов, гидротехнические сооружения, дворцово-парковые ансамбли, памятники нематериальной культуры нашего народа. Приятно осознавать, что интеллектуальный поиск не навязан ребятам, а становится естественной потребностью. Наверное, это и есть одна из главных задач учителя: привить молодым умам стремление познавать и открывать для себя что-то новое и неизведанное.