Макроэкономика личных интересов
В этом году
СЗАО “Осиповичский вагоностроительный завод” исполняется пять лет.
Отношение к этой цифре на заводе неоднозначное: путь пройден немалый, и
создаваемое с нуля предприятие уже доказало свою жизнеспособность, но, чтобы
завод занял отведенное ему место в структуре отечественного транспортного
машиностроения, предстоит сделать еще очень многое.
Завод в контексте времени
Сегодня в
активе предприятия — модернизация существующих цехов, строительство “с
нуля” вагоностроительного корпуса общей площадью 42 000 м2. Серийное производство
танк-контейнеров здесь начато еще в 2010 году, а в декабре 2011 — выпущен
первый белорусский вагон-цистерна. Важны и организационные достижения: завод
доказал перспективность сотрудничества частного капитала (российского ЗАО
“Гранд-Экспресс”) с государственной компанией (БелЖД). Путь к
гармонизации интересов был не всег-да простым, но результат не разочаровал ни
акционеров, ни руководство страны, которое внимательно следит за реализацией
одного из крупнейших инвестиционных проектов в истории отечественной экономики.
Однако создание завода — это не только строительство
помещений и монтаж оборудования. Не менее важно и возникновение в коллективе
прослойки работников, которые прошли вместе с родным предприятием самый первый
и самый сложный период его становления. Для них ОВЗ означает куда больше, чем
вложенный в средства производства капитал. Завод — часть их настоящего и
надежда на стабильное и обеспеченное будущее. Говорит один из
ветеранов-вагоностроителей Сергей Андрушкевич:
— На ОВЗ пришел в сентябре 2008 года, когда
его, как такового, еще не существовало. Были лишь требующий реконструкции цех №
3 вагонного депо (сейчас в нем производят танк-контейнеры) и несколько десятков
людей, которые решили попробовать себя в новом деле. Завод тогда рос прямо на
глазах, и его первым работникам приходилось быть мастерами на все руки:
заниматься ремонтом производственных помещений, монтировать в них поступающее
оборудование и изготавливать нестандартные приспособления, участвовать в
строительстве основного — 2-го цеха. И параллельно осваивать профессии,
необходимые будущему производству. Вот так, меньше чем через год из сторожа
превратился в оператора установки по плазменной резке металла.
Самое яркое событие в заводской жизни —
изготовление первого танк-контейнера. Волновались тогда все, а за сварщиков,
которые бились над сборкой этого сложного изделия по 15 часов в сутки, болели,
как за любимую футбольную команду. И какая была радость, когда наш
танк-контейнер был признан годным к эксплуатации! Конечно, его не продали, а
оставили на заводе в память о том интересном времени и общем романтическом
настрое.
Потом
финансирование завода надолго замерло, и никто не знал, есть ли у этого
предприятия будущее. Нет ничего хуже чувства неопределенности, и многие
толковые специалисты ушли. Почему остался я?
Нравится
полученная специальность, хорошо знаю людей, с которыми работаю и могу им во
всем доверять — что еще нужно для чувства психологического комфорта. К тому же
на заводе очень удобный график работы: каждая смена два дня работает, два — отдыхает.
Ну и, пожалуй, самое главное: хорошо знаю, что у ОВЗ огромный потенциал и хочу
собственными глазами увидеть, как он будет раскрываться.
Кое-что о
магии больших чисел
Итак, все — инвесторы, работники, да и,
пожалуй, большинство осиповчан, для которых вагоностроительный завод уже в
какой-то мере стал местным брэндом — со вполне обоснованным нетерпением хотят
знать, когда же вложенные в СЗАО “ОВЗ” 130 млн. долларов начнут
давать долгожданную прибыль. Ждать, похоже, осталось уже не долго.
По существу, реализация
проекта по созданию этого предприятия уже вышла на финишную прямую: до конца
декабря на заводе планируется закончить монтаж оборудования, а в течение 2013
года производство должно “разогнаться” до проектной мощности.
Возможно, этот сценарий будет развиваться в несколько иных временных рамках, но
это не принципиально: свою “точку возврата” ОВЗ прошел давно и теперь
вынужден двигаться только вперед. Неизбежное следствие законов бизнеса: в завод
уже вложено так много средств, что инвесторы могут окупить затраты только за
счет продажи готовой продукции.
Впрочем, все
варианты развития событий, даже наиболее пессимистические, вполне вписываюся в
концепцию развития отечественного вагоностроения. Причина тому — многократный
запас “инновационной плавучести”, предусмотренный бизнес-планом СЗАО.
Устанавливаемое на заводе оборудование не имеет аналогов в нашей стране, многие
станки и механизмы нестандартные, спроектированы под конкретные задачи ОВЗ:
выпуск 2700 танк-контейнеров и 2500 грузовых вагонов ежегодно. Совокупная
потребность в подобных изделиях Белорусской, Российской и Казахской железных
дорог (продукция ОВЗ будет продаваться в каждой из стран, входящих в Таможенный
союз, а, возможно, и в Евросоюзе) очень высока, так что со сбытом проблем не
ожидается.
Что же касается “побочных” эффектов
развития такого мощного производства, то наиболее значимым можно считать
неизбежное превращение ОВЗ в центр по обучению дефицитным профессиям. Причем
идет предприятие на немалые дополнительные затраты исключительно из
прагматических соображений. Выпускать продукцию европейского качества — а
другая современному железнодорожному транспорту не нужна — могут только
высококлассные специалисты которых сегодня в Осиповичах просто-напросто нет.
Дефицит кадров впечатляющий: 500 свободных вакансий, поэтому у ОВЗ нет другого
пути, кроме как готовить кадры самостоятельно и всем давать возможность
стремительного карьерного роста.
Собственно,
нечто подобное в истории завода уже было: придя на стройплощадку ОВЗ в
2008-2009 годах совершенно неопытными людьми, несколько сот работников приобрели
эксклюзивные специальности, а, при наличии способностей, быстро поднялись в
служебной иерархии. Примеров тому масса: главный технолог Павел Дрозд начинал
оператором станков, начальник лаборатории Артем Федько был дефектоскопистом,
мастер Евгений Минов — слесарем-газорезчиком, специалист по организации закупок
Татьяна Довгаль — кладовщицей, экономист Юлия Васильева — кассиром в столовой…
Коротко о гендерной
“бомбе”
Итак, где же
завод возьмет необходимых ему работников?
Еженедельно на
предприятие устраивается 5-6 человек. Нетрудно посчитать, что при таком темпе
заполнения свободных вакансий нужное количество персонала завод получит
примерно через 2 года. Главная причина, по которой земляки не особо стремятся
получить здесь работу, очевидна: вся экономика района сегодня ощущает дефицит
трудовых ресурсов, а требования к морально-деловым качествам кандидатов
достаточно высоки. Но новому генеральному директору СЗАО “ОВЗ” Вадиму
Василевичу (он возглавил предприятие летом этого года) от понимания сути
проблемы легче не становится. Заводу жизненно необходимо найти 500 работников
максимум за полгода, и для достижения этой цели руководитель предприятия готов
пойти на весьма необычные действия.
— Мы сейчас
ищем работников по всей стране и даже за ее пределами, параллельно
подготавливая базу для приема приезжих, — раскрывает план действий Вадим
Витальевич.— Строится общежитие на 100 мест, проработан план создания
временного жилого городка модульного типа (из домиков, сделанных в виде
стандартных контейнеров). Но создание мощной миграционной волны (особенно, если
придется привлекать иностранцев) может привести к непредсказуемым последствиям,
поэтому завод предпочел бы принимать в свой коллектив земляков. Очень надеемся,
что возможность трудоустройства на ОВЗ заинтересует осиповичских женщин.
Мы готовы
заполнить женщинами в возрасте от 30 лет практически все рабочие вакансии и
давать им достойный заработок — в следующем году зарплата по основным
специальностям на вагоностроительном заводе составит 8 и более миллионов
рублей. Что же до условий труда, то они полностью безопасны для репродуктивной
функции женского организма: СЗАО “ОВЗ” никогда не будет решать свои
проблемы за счет здоровья будущих поколений.
От редакции: Будем надеяться, что
намерение ОВЗ устроить полтысячи осиповчанок на высокооплачиваемые рабочие
места найдет должный отклик. Во всяком случае, мини-мониторинг, проведенный для
выяснения реакции на подобное предложение, вызвал у представительниц
прекрасного пола живейший интерес!
Дмитрий
САВРИЦКИЙ.