По ту сторону прилавка

В марте этого года ЧТУП “Прусаков” начало проект по наращиванию своего торгового потенциала. Предполагалось создание сети магазинов “Корзинка”, модернизация морально устаревшего продмага “Парус” и несколько других затратных начинаний, поэтому при разработке бизнес-плана были учтены все риски, которые можно было предвидеть…
Начало реализации задуманного совпало с приходом в нашу страну коронавируса. Нельзя сказать, что по этой причине первоначальный план потребовал немедленных корректировок — “подушка безопасности” в нем была заложена прочная. Однако кое-что важное всё же изменилось.
Был расчет на плавное и равномерное движение к известной цели, а пришлось вступить в непредсказуемую гонку, в которой свободы маневра меньше, а препятствий и неожиданностей больше. Да еще и ставка возросла. По сути, на кону — устойчивое развитие бизнеса, который дает работу сотне с “хвостиком” человек и обеспечивает продуктами питания примерно каждого десятого жителя района.
О том, каково это — оказаться главным действующим лицом локального экономического триллера — разговор с директором частного торгового предприятия Дмитрием Прусаковым.
— Если бы знали, что год текущий нам готовит — стали бы вкладывать деньги в расширение торговой сети или отложили проект до лучших времен?
— Думать, что было бы, если… Разве это поможет? Процесс идет, а проблемы нужно решать по мере их возникновения.
Недавно некоторые поставщики начали резко менять условия продаж: требовать предоплату и завышать цены. Такое “выламывание рук” со стороны оптовиков создало трудности розничной торговле, но одновременно дало повод для поиска более приемлемых альтернатив. В итоге мы ничего не потеряли по ассортименту, а предложение молочной продукции смогли даже расширить, причем по ряду интересных позиций.
А вот в решении кадровых вопросов удалось получить некоторые преимущества.
Закрытие супермаркета “Трио” и сокращение персонала в ряде торговых предприятий Минска позволило скорее укомплектовать новые магазины “Корзинка” квалифицированными продавцами. По договору с РОВД предоставляем рабочие места отбывающим наказание в спецкомендатуре. В основном это грузчики, и они работают без нареканий.
Хотя и трудностей достаточно. Остро необходим специалист по холодильному оборудованию — вплоть до того, что предприятие готово оплатить его обучение.
А еще практически во всех магазинах не хватает уборщиц. Главная задача сегодня — не допустить, чтобы через магазины распространялся коронавирус. Среди мер профилактики одна из наиболее важных — тщательная влажная уборка в торговом зале каждые два часа. Понятно, что труд получается интенсивный, ответственный, но при этом неквалифицированный и малопрестижный. Желающих им заниматься немного, так что за хороших уборщиц приходится бороться с другими торговыми организациями.
— Повлияла ли “вирусная атака” и прочие неожиданности текущего года на потребности осиповчан в продуктах питания?
— В какую сторону изменился уровень платежеспособного спроса наших покупателей — станет точно известно к концу сезона летних отпусков. Но такой вот элемент оптимизма: как только “Парус” стал магазином самообслуживания, товарооборот в нем вырос на 20 процентов и стабильно держится на достигнутой планке.
Когда стало ясно, что пандемия нас стороной не обойдет, проявились вбитые в гены белорусов “партизанские” инстинкты: многие делали запасы круп, сахара, других продуктов с долгим сроком хранения. Однако повышенный спрос угас довольно быстро. Думаю, в первую очередь потому, что торговые организации не допустили возникновения дефицита. Если в магазине есть всё, то бессмысленно превращать собственное жилье в бакалейный склад.
Нынешняя структура спроса основана на желании провести время в самоизоляции с удовольствием. Много покупают свежей свинины для пикников на природе, сладостей для семейных посиделок, сезонных овощей и фруктов. А вот объемы продаж алкоголя не растут.
Похоже, земляки в массе своей стресс не запивают. И это совершенно правильный подход!
— А как сельские магазины?
— Как показал опыт работы в Цели и Верейцах, торговля на селе дает небольшой, но стабильный доход при довольно скромных стартовых вложениях. Поэтому будем скоро открывать еще один магазин — в Заболотье. Вообще-то расширение сети сельмагов в обозримом будущем не планировалось. Но раз выпала возможность, ее упускать нельзя.