Для осиповичских торговцев автотоварами прошлый год, несмотря на все его экономические потрясения, в целом закончился очень неплохо.
О том, чему научил кризис-2011 осиповичских автобизнесменов, рассказывает Александр Киселев, один из соучредителей ЧТУП “Талекс”, которому принадлежит старейшая в городе сеть магазинов по продаже запчастей “Автопром/Автомаг”:
— В любой бизнес встроена финансовая “подушка безопасности” — запас товаров — и в прошлом году этот резерв расходовался на полную мощность. “Автопром” не исключение: пока отложенные на “черный день” запасы не истощились, нам пришлось быстро искать пути сокращения собственных расходов. Ориентиром в этой гонке со временем был платежеспособный спрос, исходя из которого формировалось соотношение “стоимость/качество” предлагаемого ассортимента наиболее ходовых товаров, шел поиск путей уменьшения закупочных цен у оптовых фирм, устанавливались прямые контакты с производителями. В итоге средние цены на автозапчасти и “расходники” в Осиповичах стали ниже, чем на главных авторынках Минска.
К тому же, в прошлом году “Автопром/Автомаг” — и, не сомневаюсь, другие торговые сети — несколько раз проводил распродажи тех или иных товаров по ценам, ниже закупочных. “Ценопады” будут и в этом году, потому что для нашего бизнеса скорость оборота денег имеет принципиальное значение, а ситуации, когда нужно срочно рассчитаться с заказчиком, реализовать остатки сезонного ассортимента или продукции, по каким-то причинам невостребованной массовым покупателем, возникают довольно часто.
— А как относитесь к лозунгу “Купляйце беларускае”?
— Отечественные стеклоомыватели, тосол и тормозные жидкости надежнее российских и заметно дешевле европейских, так что их покупка почти всегда будет правильным выбором. А вот производителям масла нужно еще очень постараться, чтобы эта продукция не вызывала осторожного отношения у продавцов. Мы ведь отвечаем за качество товара собственной репутацией и продавать масло, которое не доказало своей пригодности для современных двигателей, не имеем морального права.
В отношении запчастей к советским и российским машинам этот лозунг поддерживаю однозначно: наши намного лучше. К иномаркам сегодня неплохие расходники делает фирма “Фенокс”. Она работает в нижнем ценовом сегменте, однако выпускает вполне добротную продукцию.
Если же брать в целом, то уверен, в ближайшей перспективе количество белорусских товаров на полках автомагазинов будет увеличиваться, т.к. их производство — дело очень выгодное. Килограмм запчастей стоит в 6 раз дороже килограмма нового автомобиля — это из-вестная закономерность.
— Можно ли спрогнозировать основные тенденции развития осиповичского автобизнеса на ближайшие год-два?
— Парк машин в районе большой, но, судя по всему, в обозримом будущем существенно обновляться он не будет. Ну а раз машины стареют, запчасти им требуются чаще и в большем количестве.
Чтобы поймать эту волну спроса, “Талексу” и его коллегам придется искать способы создания новых торговых точек и реконструкции уже существующих, интенсивно повышать квалификацию работников, расширять перечень сопутствующих услуг. Возможностей для развития последнего направления много: страхование, доставка заказов прямо в гараж клиенту, тестирование и компьютерная диагностика оборудования…
Скорее всего, никому не хватит сил развивать сразу все перспективные направления сервиса, поэтому будет происходить определенная специализация. К примеру, “Автопром/Автомаг” развивает систему бесплатной доставки заказов на дом, коллеги из “АвтоДива”, насколько мне известно, достигли определенных успехов в страховой деятельности.
— Вы подчеркнуто называете своих конкурентов коллегами. Это дань вежливости или что-то иное?
— У всех, кто занимается розничной торговлей автотоварами, очень много важных целей, достижение которых требует совместных действий, а не междоусобной борьбы. Так что мы действительно в первую очередь коллеги и партнеры. Применительно к ситуации в нашем городе общей задачей является создание своего рода коллективного брэнда, яркого положительного образа у земляков и жителей прилегающих районов, которые должны быть абсолютно уверены, что в “Осиповичах есть все!”
Чтобы достичь успеха, недостаточно иметь необходимые товары и обеспечивать высокую скорость их доставки. Нужно превратить все торговые точки в своеобразные клубы общения, где автовладельцы смогут получать необходимую им информацию, да и просто приятно проводить время.
Судя по тому, что среди покупателей появляется все больше приезжих из Глуска и Старых Дорог, мы действуем правильно, хоть и совершенно автономно.