Карманные деньги: иметь или не иметь?

Сегодня у наших детей карманных денег становится
все больше. По данным ученых, самые богатые дети — в Норвегии (тратят в неделю
$149), а самые бедные — в Индии ($4). На Западе, кстати, родительское пособие
детям является обязательным. В США сумму еженедельных выплат привязывают к
возрасту ребенка: в 10 лет — $10, в 16 — $16…

На что тратят деньги белорусские дети? По данным
социологических исследований, если сумеют накопить до 30-40 у.е., то — на
развлечения, более мелкие суммы — на сладости, диски, модные возрастные журналы
и др. Развлечения часто находят в игровых автоматах да в компьютерных клубах,
стоимость услуг которых возросла многократно.

Как отмечают многие психологи, родители сегодня
разделились на три лагеря. Одни считают, что нужно идти в ногу со временем,
другие относятся к благам цивилизации настороженно, третьи — и их больше —
ничего не считают, так как в кошельке нечего особо считать. Сегодня ребенок
может забыть в школу дневник, ручку, учебник, однако деньги на буфет — никогда.

Дети желают иметь мелкие купюры в кармане, чтобы
чувствовать себя более уверенно, при желании — приобрести мелкие игрушки,
канцтовары, что-то съедобное.

А как смотрят на эту проблему родители?

Жанна (дочь — студентка, сын — 8-классник):

— Раньше я была против выделения детям денег. А
года три назад поняла, что без этого никак. Если стать на позицию ребенка,
который видит вокруг такое изобилие разнообразных товаров и услуг, понятна его
растерянность и подавленность при отсутствии возможности хоть что-то приобрести
самостоятельно. Пусть не сегодня, а когда родители получат зарплату — эту дату
дети знают назубок. Имея собственный капитал, ребенок учится благоразумно
распоряжаться деньгами, что пригодится в будущем.

Михаил (сын работает, дочь учится в 7 классе):

— 10-15 тысяч в неделю школьник должен иметь, а
как ими распорядиться — решит сам. Но траты родители должны держать на
контроле, чтобы деньгами ребенок распоряжался с умом. Может насобирать
определенную сумму и купить что-то нужное.

Елена (два сына-школьника):

— Не даю денег вообще. Старшему — чтобы не
за-имел вредные привычки, а младший и не просит. Все необходимое детям покупаю
сама.

Валентина (сын — студент, дочь — школьница):

— Около 10 тысяч в неделю дочь получает. Тратит
их на мороженое, чипсы, сухарики, покупает минеральную воду, оплачивает
телефонные услуги. Изредка может приобрести, например, лак для ногтей или
резинку для волос. Иногда звоню дочери и прошу ее купить пакет молока или
полбулки хлеба — знаю, что деньги для этого у нее есть.

Конфликты родителей и детей начинаются тогда,
когда ребенок не знает и не хочет знать, откуда берутся деньги, и буквально
эксплуатирует родительскую любовь, превращаясь в маленького семейного
“альфонса”. Особенно часто возникает взаимонепонимание, когда встает
вопрос о покупке техники. Этому способствует и то, что по природе своей дети не
боятся технологий и быс-тро реагируют на все изменения. Открыв далеко не
наив-ные глаза, ребенок говорит: “У всех моих друзей ЭТО уже есть, а у
меня — еще нет!” — и родители часто воспринимают его негодование как
приговор своей несостоятельности. Реабилитировать себя они могут только при
одном условии: приобрести то, что ребенок просит. Рынок все эти нюансы
учитывает, удобно располагая и рекламируя товар, не забывая регулярно повышать
цены.

Еще одна опасность — усиленное желание дать
детям все достижения современности. Уже никому не надо сегодня расшифровывать
такие страшные понятия, как компьютерная зависимость, игромания, ониомания
(магазинная зависимость). Кроме того, может возникнуть порочный круг: чем
больше вы ребенку даете, тем больше растут потребности.

Так должен ли школьник иметь карманные деньги?

— Должен, — считает психолог средней школы № 2
Наталья Образцова. — Но размеры выделяемых детям денег должны быть разумными.
Ребенок учится распоряжаться сначала небольшой суммой. Для него деньги в
некоторой степени — средство выражения самостоятельности. Ребенок должен иметь
собственное и уважать чужое пространство. Полное отсутствие у него денег, отказ
родителей от выделения какой-то суммы на мелкие расходы нередко приводит
школьника к воровству. Но родителям стоит помнить, что денежные купюры не
должны быть средством платы за домашнюю работу. Дом, семья — не место работы,
там не приемлемы товарно-денежные отношения. Допустимо в качестве наказания
лишить карманных денег на какой-то срок, можно поощрить в конце учебного года
какой-то суммой, но не за ежедневные оценки. Кроме того, старших школьников
необходимо привлекать к обсуждению семейного бюджета. Важно, чтобы он имел
представление о рациональном расходовании средств с учетом доходов. Плюс,
вводить ребенка в курс временных или долгосрочных финансовых трудностей, вместе
радоваться возникшим возможностям преодолеть их. И ничего не обещать
безоговорочно.

Решайте сами: иметь или не иметь деньги
школьнику. И помните: деньги любят счет…

Инна ЗАСКЕВИЧ.

 

Последние новости

Власть

Лукашенко: профсоюзы должны быть мощной базой для поддержания стабильности в белорусском обществе 

17 июля 2025
Читать новость
Образование

Заманчивая перспектива. О возможности изучения китайского языка в школах Осиповичского района

17 июля 2025
Читать новость
80 лет Великой Победе

В музее Дарагановской СШ Осиповичского района создана экспозиция “Горький хлеб войны”

17 июля 2025
Читать новость
Общество

Гороскоп на 17 июля для всех знаков зодиака

17 июля 2025
Читать новость
Общество

Теплотравматизм – реальная опасность!

16 июля 2025
Читать новость
Власть

Спецфонд Президента Беларуси направит более Br240 тыс. на поддержку талантливой молодежи

16 июля 2025
Читать новость

Рекомендуем