Сегодня у наших детей карманных денег становится все больше. По данным ученых, самые богатые дети — в Норвегии (тратят в неделю $149), а самые бедные — в Индии ($4). На Западе, кстати, родительское пособие детям является обязательным. В США сумму еженедельных выплат привязывают к возрасту ребенка: в 10 лет — $10, в 16 — $16…
На что тратят деньги белорусские дети? По данным социологических исследований, если сумеют накопить до 30-40 у.е., то — на развлечения, более мелкие суммы — на сладости, диски, модные возрастные журналы и др. Развлечения часто находят в игровых автоматах да в компьютерных клубах, стоимость услуг которых возросла многократно.
Как отмечают многие психологи, родители сегодня разделились на три лагеря. Одни считают, что нужно идти в ногу со временем, другие относятся к благам цивилизации настороженно, третьи — и их больше — ничего не считают, так как в кошельке нечего особо считать. Сегодня ребенок может забыть в школу дневник, ручку, учебник, однако деньги на буфет — никогда.
Дети желают иметь мелкие купюры в кармане, чтобы чувствовать себя более уверенно, при желании — приобрести мелкие игрушки, канцтовары, что-то съедобное.
А как смотрят на эту проблему родители?
Жанна (дочь — студентка, сын — 8-классник):
— Раньше я была против выделения детям денег. А года три назад поняла, что без этого никак. Если стать на позицию ребенка, который видит вокруг такое изобилие разнообразных товаров и услуг, понятна его растерянность и подавленность при отсутствии возможности хоть что-то приобрести самостоятельно. Пусть не сегодня, а когда родители получат зарплату — эту дату дети знают назубок. Имея собственный капитал, ребенок учится благоразумно распоряжаться деньгами, что пригодится в будущем.
Михаил (сын работает, дочь учится в 7 классе):
— 10-15 тысяч в неделю школьник должен иметь, а как ими распорядиться — решит сам. Но траты родители должны держать на контроле, чтобы деньгами ребенок распоряжался с умом. Может насобирать определенную сумму и купить что-то нужное.
Елена (два сына-школьника):
— Не даю денег вообще. Старшему — чтобы не за-имел вредные привычки, а младший и не просит. Все необходимое детям покупаю сама.
Валентина (сын — студент, дочь — школьница):
— Около 10 тысяч в неделю дочь получает. Тратит их на мороженое, чипсы, сухарики, покупает минеральную воду, оплачивает телефонные услуги. Изредка может приобрести, например, лак для ногтей или резинку для волос. Иногда звоню дочери и прошу ее купить пакет молока или полбулки хлеба — знаю, что деньги для этого у нее есть.
Конфликты родителей и детей начинаются тогда, когда ребенок не знает и не хочет знать, откуда берутся деньги, и буквально эксплуатирует родительскую любовь, превращаясь в маленького семейного “альфонса”. Особенно часто возникает взаимонепонимание, когда встает вопрос о покупке техники. Этому способствует и то, что по природе своей дети не боятся технологий и быс-тро реагируют на все изменения. Открыв далеко не наив-ные глаза, ребенок говорит: “У всех моих друзей ЭТО уже есть, а у меня — еще нет!” — и родители часто воспринимают его негодование как приговор своей несостоятельности. Реабилитировать себя они могут только при одном условии: приобрести то, что ребенок просит. Рынок все эти нюансы учитывает, удобно располагая и рекламируя товар, не забывая регулярно повышать цены.
Еще одна опасность — усиленное желание дать детям все достижения современности. Уже никому не надо сегодня расшифровывать такие страшные понятия, как компьютерная зависимость, игромания, ониомания (магазинная зависимость). Кроме того, может возникнуть порочный круг: чем больше вы ребенку даете, тем больше растут потребности.
Так должен ли школьник иметь карманные деньги?
— Должен, — считает психолог средней школы № 2 Наталья Образцова. — Но размеры выделяемых детям денег должны быть разумными. Ребенок учится распоряжаться сначала небольшой суммой. Для него деньги в некоторой степени — средство выражения самостоятельности. Ребенок должен иметь собственное и уважать чужое пространство. Полное отсутствие у него денег, отказ родителей от выделения какой-то суммы на мелкие расходы нередко приводит школьника к воровству. Но родителям стоит помнить, что денежные купюры не должны быть средством платы за домашнюю работу. Дом, семья — не место работы, там не приемлемы товарно-денежные отношения. Допустимо в качестве наказания лишить карманных денег на какой-то срок, можно поощрить в конце учебного года какой-то суммой, но не за ежедневные оценки. Кроме того, старших школьников необходимо привлекать к обсуждению семейного бюджета. Важно, чтобы он имел представление о рациональном расходовании средств с учетом доходов. Плюс, вводить ребенка в курс временных или долгосрочных финансовых трудностей, вместе радоваться возникшим возможностям преодолеть их. И ничего не обещать безоговорочно.
Решайте сами: иметь или не иметь деньги школьнику. И помните: деньги любят счет…
Прямая линия в отделе ЖКХ Осиповичского райисполкома
20 мая 2025
Сельское хозяйство
У сельгаспрадпрыемствах раёна распачаўся пашавы перыяд
20 мая 2025
Происшествия
В двух грузовиках намеревались в общей сложности незаконно вывезти в Россию 28 тонн сыра стоимостью более 2,5 млн. бел. рублей
20 мая 2025
Образование
Летний оздоровительный период стартует уже через две недели. Где и как проведут это время наши дети?
19 мая 2025
Профилактика
ОГАИ ОВД Осиповичского райисполкома сообщает: с 18 по 24 мая Госавтоинспекцией будет проводиться республиканская профилактическая акция «Мотодвижение – без нарушений!»