Территория 263-й базы хранения, ремонта и утилизации средств связи, если смотреть на нее сверху, напоминает пятиугольный щит. Трудно сказать, какие мотивы были у военных архитекторов, придавших оборонному объекту столь своеобразную форму, однако бесспорно, что результат получился не только символичным, но и функциональным. Во всяком случае, с точки зрения организации его охраны.
263-я бхрусс — не совсем обычный элемент инфраструктуры Вооруженных Сил. В каком-то смысле это еще и хранилище огромных материальных ценностей. Одна мощная радиостанция содержит около 15 граммов золота, 785 — серебра, 30 — платины, десятки килограммов дюралюминия. Таких станций на базе хранится не одна сотня, а ведь есть еще десятки километров медного кабеля, тонны алюминиевых конструкций, множество единиц стоящей под открытым небом специальной техники…
Особая зона
Начальник команды военизированной охраны базы Валерий Бобко говорит, не скрывая гордости, что проникнуть незамеченным на территорию доверенного ему и его людям объекта невозможно:
— Днем часовые охраняют периметр базы — движутся вдоль ограждения и контрольно-следовой полосы или осматривают свою зону ответственности с вышек.
Поскольку база расположена между жилым массивом и зоной отдыха на берегу реки Синяя, вокруг всегда людно. Поэтому от караульных требуется особая выдержка и умение быстро принимать самостоятельные и максимально взвешенные решения.
Ситуации порой возникают самые разные. Играют мальчишки в футбол, мяч после неудачного удара со свистом влетает на охраняемую территорию. Пьяный, заплутав, держится за забор военного объекта и движется вдоль него, чтобы найти дорогу домой. Оставила нетрезвая компания непогашенный костер — и вот уже лента огня движется к базе…
Ночью караульные переходят непосредственно к охраняемым объектам — цехам, складам, закрытым и открытым площадкам хранения техники. Кстати, открытые — незащищенные оградой из колючей проволоки и сигнализацией — площадки охранять сложнее всего. Каждая установленная на автомобильном шасси радиостанция буквально облеплена печатями, их необходимо регулярно проверять, а эта процедура требует массы времени.
Попыток несанкционированного проникновения на территорию режимного объекта не было уже очень давно, однако редкая ночь обходится без подачи сигнала тревоги. “Нарушителями” являются куницы и совы — эти хищники активны ночью и на территории военной базы чувствуют себя в полной безопасности. Совы, бывает, даже специально пугают часовых — пытаются прогнать со своего охотничьего участка.
Охрана — это инициатива и предприимчивость
Рядом с караульным помещением располагается небольшой, но хорошо оснащенный тренировочный “класс” под открытым небом. Здесь часовые совершенствуют необходимые для несения службы навыки в ведении рукопашного боя, действий в чрезвычайной ситуации, оказании медицинской помощи,
Мини-полигон укомплектован в соответствии с требованиями Устава караульной службы, однако есть в нем и своя “изюминка”: для изготовления почти всех тренажеров и оборудования использовалось подлежащее утилизации имущество войск связи. Наиболее впечатляющий пример рационального применения “металлолома” — превращение списанного автокунга в учебный класс, где идут занятия по теоретической подготовке. Переделка велась собственными силами, в свободное, естественно, от службы время и, что главное, по инициативе работников команды ВОХР.
Так же — в основном из отработавших ресурс элементов антенного хозяйства — были оборудованы тир для огневой подготовки и караульные вышки по охраняемому периметру базы.
Еще один предмет гордости вооруженной охраны — самодельная система видеонаблюдения, контролирующая наиболее сложные для охраны участки. В материальном обеспечении базы связи такая “роскошь” в принципе предусмотрена, но средства на приобретение серийного оборудования планируется выделить лишь в отдаленной перспективе. Поэтому командование части поддержало предложение ВОХР использовать внутренние резервы. С помощью специалистов-электронщиков, которые здесь работают, удалось быстро собрать и наладить комплекс следящих устройств, чьи эксплуатационные характеристики сопоставимы с выпускаемыми серийно аналогами.
Такая “инициатива снизу” в Министерстве обороны произвела очень хорошее впечатление, и это, в свою очередь, помогло решить ряд других острых вопросов материального обеспечения караульной службы. Так, охране части была передана необходимая для ограждения площадок хранения колючая проволока. Раскроем военную тайну: этот специнвентарь — изрядный дефицит, и выделение его можно считать своего рода поощрением за служебное рвение.
Такая это профессия
Не без оснований считается, что вооруженная охрана при комплектовании кадров отдает предпочтение бывшим профессиональным военным.
Команда ВОХР 263-й бхрусс — не исключение: половину ее персонала составляют вышедшие в запас офицеры и прапорщики. Конечно, они задают определенный стиль поведения в коллективе и являются хорошим примером для коллег, не имеющих опыта кадровой военной службы.
Вот так и создается атмосфера, в которой каждый караульный чувствует свою ответственность за общее дело и всегда готов сделать немного больше, чем требуют его функциональные обязанности.
Именно так поступают стрелки Анатолий Булгак, Виктор Дрозд, Михаил Дайнеко, Игорь Сябровский, Александр Клименков, Сергей Дмитриев, начальники караулов Михаил Епифанов и Николай Цыганков…
Результат подобного отношения к службе — неод-нократное признание команды военизированной охраны 263-й бхрусс лучшей среди воинских частей, подчиненных Управлению связи Генштаба ВС — в комментариях не нуждается.