В помощь хозяйственнику ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРА №35

В январе т.г. произошли существенные изменения в
претензионном порядке урегулирования хозяйственных споров: если иное не
установлено законодательством или договором, обращение с исковым заявлением в
хозсуд стало невозможным без предварительного предъявления претензии другой
стороне (будущему ответчику). При этом результаты направления претензии (итог
ее рассмотрения) в значительной степени влияют на размеры и порядок уплаты
госпошлины при последующем обращении заявителя претензии в суд.

Претензия — это письменное предложение о
добровольном урегулировании спора, содержащее указание на необходимость
погашения задолженности, уплаты неустойки, штрафа, процентов либо совершения
иного действия без обращения в хозяйственный суд.

В спорах между гражданами (а также гражданами и
юридическими лицами), рассматриваемых общими судами, соблюдение претензионного
порядка законодательством в большинстве случаев не требуется. Однако, как
практик, настоятельно советую использовать претензионный порядок и перед
обращением с исками в общий суд, поскольку в этом случае можно получить
определенные и ощутимые преимущества: сторона, которая использовала все способы
договориться в досудебном порядке и предоставила в пользу этого доказательства,
как минимум может рассчитывать на благосклонность суда.

Ранее в хозяйственном судопроизводстве
требовалось направлять претензию только в случаях, прямо предусмотренных
законодательством или договором. Сейчас наоборот: такой порядок необязателен,
если об этом прямо сказано в законе, либо стороны сами договорились (отдельным
пунктом в договоре), что при возникновении разногласий направление претензии не
является обязательным.

Понятие досудебного порядка урегулирования спора
включает в себя, помимо претензионного порядка, также: а) проведение
переговоров; б) любые иные формы досудебного урегулирования, например, с
привлечением к участию в переговорах медиатора (профессионального
переговорщика-юриста).

Не ошибусь, что наши хозяйственники, избегая
мудреных схем, выберут как обычно претензионный порядок. Поэтому остановимся на
деталях, о которых нужно знать четко.

Сразу запомним: требования законодателя к
содержанию претензии мало чем отличаются от требований к содержанию иска,
поэтому содержание претензии полезно изложить в форме искового заявления (с
указанием оснований, доказательств, суммы претензии и ее расчета, перечня
прилагаемых к ней документов). То есть: вместо заголовка “Исковое
заявление” достаточно указать “Претензия”. Опытные
хозяйственники и ранее прибегали к такому способу, когда к лаконичной претензии
прилагали проект искового заявления с подробной расшифровкой перспектив для
должника. И это действовало на нерадивых отрезвляюще.

Обязательный реквизит: дата предъявления
претензии и перечень прилагаемых документов в обоснование требований заявителя.

Степень несоблюдения формы и содержания
претензии будет оцениваться хозсудом в каждом конкретном случае. Отрицательным
последствием этого будет оставление искового заявления без рассмотрения, и
тогда истцу нужно будет начинать все сначала, теряя драгоценное время.

Вот типичная ситуация. Кредитор, направляя
претензию, указывает, что все документы, подтверждающие его требования
(оригиналы договоров, актов, накладные), имеются у другой стороны. А ответчик,
уклонившись от ответа на претензию или ее удовлетворения, указывает суду, что к
претензии кредитора были приложены не все требуемые законодательством документы
(при том, что у ответчика имеются оригиналы этих документов). Уверен, что в
этом случае суд согласится с истцом и признает ответчика виновным в нарушении
досудебного порядка урегулирования спора. Последствия: независимо от исхода
спора хозсуд вправе взыскать с ответчика судебные расходы (госпошлину, расходы
на оплату услуг юриста-лицензиата), как и в случае оставления претензии без
ответа в установленный срок.

Что касается сроков ответа на претензию, то
установление какого-либо срока в тексте самой претензии уже невозможно. Сейчас,
как правило, заявитель претензии должен будет ждать получения ответа в течение
месяца. Если стороны нетерпеливы, можно установить в договоре (а не в тексте
претензии) сокращенный срок ответа. Соответствующее условие договора может
выглядеть так: “Сторона, которой направлена претензия, должна письменно
уведомить заявителя претензии о результатах ее рассмотрения в 15-дневный (или в
7-дневный) срок со дня получения претензии. Неполучение ответа в указанный срок
не препятствует обращению заявителя претензии в хозяйственный суд”.

Будем помнить, что претензию лучше направлять
должнику заказной корреспонденцией с обратным уведомлением о вручении либо
вручать должнику под роспись. Иначе могут возникнуть проблемы с доказыванием
самого факта направления претензии другой стороне, что является условием
соблюдения претензионного порядка.

Но есть и другой — нехитрый — способ избежать
хлопот с направлением претензий. Для этого в раздел договора “Порядок
разрешения споров” достаточно включить такое условие: “В случае
возникновения разногласий и намерения одной из сторон обратиться с иском в суд
предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании
спора) другой стороне не является обязательным”.

Таким образом грамотный подход к претензионному
порядку позволяет оптимизировать свои затраты (денежные и временные) по ведению
дела.

Юрий ЦЕПКОВ,

юрист.

Последние новости

Власть

Лукашенко: Европе надо подключиться к мирному процессу по Украине и сыграть свою роль

22 августа 2025
Читать новость
Общество

В питомнике Осиповичского опытного лесхоза выращивают несколько десятков видов растений

22 августа 2025
Читать новость
Общество

Прямая телефонная линия с управляющим делами Осиповичского райисполкома

22 августа 2025
Читать новость
Общество

НЕТ домашнему насилию

22 августа 2025
Читать новость
Общество

26 августа состоится очередная сессия Осиповичского районного Совета депутатов

22 августа 2025
Читать новость
Образование

Завяршаецца прыём дакументаў у Асіповіцкі дзяржаўны каледж

22 августа 2025
Читать новость

Рекомендуем