О том, что систематическое употребление алкогольных напитков приносит вред здоровью человека, было известно еще в античную эпоху, а медицина официально признала алкоголизм заболеванием еще в 30-е годы прошлого столетия. Обычно после научного доказательства явной вредности какого-либо вещества оно быстро попадает в разряд запрещенных для свободной продажи. Так в свое время случилось с популярными в ХІХ столетии лекарствами — кокаином, опиумом и марихуаной, ураном (он широко использовался в фотографии и косметологии(!) в 20-30 годы), скандально-знаменитым инсектицидом ДДТ. Вводились подобные запреты и в отношении алкоголя, но суть последствий от них всегда сводилась к незабвенному афоризму: “хотели как лучше, а получилось как всегда”. К примеру, после принятия “сухого закона” в США немедленно начался бурный рост организованной преступности, а та же инициатива в СССР привела к возникновению массовой наркомании и способствовала распаду этой великой державы.
Почему алкоголь оказался таким “крепким орешком” для политиков — вопрос интересный, но для нас не существенный. Куда важнее его практическое следствие: каждый взрослый человек имеет право употреблять спиртные напитки! Вот только этим правом нужно уметь пользоваться — чтобы не попасть в алкогольную зависимость. И не стоит высокомерно думать, что такая беда может случиться только с кем-то другим. От сумы, тюрьмы и слишком тесных объятий “зеленого змия” народная мудрость зарекаться не советует.
…В последнее время Ивана Вергеенко* в медицинский вытрезвитель не помещают: у молодого еще человека — ему всего 33 года — печень практически отказала, и он может умереть буквально в любой момент. Но доставляют сюда регулярно — примерно раз в две недели. Осматривают и отправляют в больницу, где верные клятве Гиппократа медики, привычно чертыхаясь про себя, снова и снова возвращают безнадежного алкоголика в реальный мир. Милиционеры же узнав, что их старый знакомый все еще держится, мрачно шутят: “Парню, мол, на том свете еще один прогул записали…”
Когда Иван трезвый, он проводит время в компании с двумя-тремя приятелями около одного из городских продуктовых магазинов: выпрашивает мелочь у прохожих “на опохмел”. Сочувствующие мужики мелкие купюры дают охотно, а поскольку для “счастья” Вергеенко достаточно стакана дешевого вина, долго состояние относительной трезвости не длится. Закусывает он свою дневную “норму” пачкой сухого “Роллтона”: расползающемуся по швам организму много пищи уже не требуется.
У Вергеенко есть квартира, но он там не живет — родители после долгой и изматывающей борьбы с пьянством сына в конце-концов отобрали у него ключи. Причина банальна: Иван превратил жилище в притон, где постоянно “тусовались” такие же, как он сам — “бывшие” люди. Ну а чем чреваты такие сборища, хорошо знают и пожарные, и коммунальники, и милиция. Теперь Иван бомжует, благо, открытых подвалов, сараев и брошенных домов в городе немало.
Как ни парадоксально, работники вытрезвителя являются для опустившегося алкоголика самыми близкими людьми. Только они относятся к Ивану с определенным сочувствием, а направляя в больницу, по-сути, продлевают жизнь. У всех остальных, включая мать, отца, жену и сына, он вызывает исключительно чувство омерзения.
Иван Вергеенко дошел до нынешнего состояния буквально за какие-то шесть-семь лет. Такое быстрое развитие алкоголизма необычно, но все основные этапы распада личности на его примере прослеживаются четко. Рос парень во вполне благополучной семье, потом — друзья, компании с выпивкой. Довольно быстро начались проблемы с законом, постепенно атрофировались трудовые навыки и жизненные интересы, произошла полная потеря социального статуса.
Сегодня единственное, о чем может думать Иван, — где раздобыть выпивку. Причем, из-за своего физического состояния он не может ни заработать денег на вожделенное “бырло”, ни даже что-нибудь украсть. Он может только униженно клянчить “сто рублей” у прохожих — и это черта, ниже которой человеческому существу падать уже некуда.
Хотите посмотреть в лицо алкогольной деградации? Это несложно. Сам Иван Вергеенко чаще всего ищет забвения около магазинов “Чайка” и “Пахомовский”, но свои постоянные “бывшие” люди есть практически у каждой крупной торговой точки. А посмотрев на нашего “героя”, есть резон и задуматься…
*Имя и некоторые факты биографии изменены.
Информация предоставлена медвытрезвителем Осиповичского РОВД.